РПЦ предложила расширить курс «Основы религиозных культур и светской этики»

 «Основы религиозных культур и светской этики» могут начать преподавать российским школьникам со второго по девятый классы. С соответствующим предложением к министру образования Дмитрию Ливанову обратилась Русская православная церковь. Расширение культурологического аспекта курса позволит не только воспитать нравственность и толерантность, но и откроет школьникам новые срезы смыслов национальной культуры.

 

РПЦ предложила расширить курс «Основы религиозных культур и светской этики»

 Детям это интересно

«Основы религиозных культур и светской этики» введены для изучения четвероклассниками во всех субъектах Российской Федерации с 2012 года. Учебный курс является культурологическим и направлен на формирование у школьников 10-11 лет представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни, навыков общения в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения. Он состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Один из них изучается с согласия обучающегося и по выбору законных представителей. В процессе обучения педагог руководствуется принципом метапредметности, формируя у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Например, ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

 

– Абсолютно все обучающиеся в четвертом классе гимназисты выбирают модуль «Основы светской этики», – поделилась преподаватель гимназии № 13 Светлана Зубарь. – Родители аргументируют свое решением тем, что вера – момент очень личный, а умение уважительно общаться с другими людьми, образ мысли и поведения которых может сильно отличаться от привычных конкретному человеку, необходимо каждому. Моим ученикам предмет искренне нравится – ребята с огромным удовольствием создают интересные и самобытные проекты, знакомясь с которыми, удивляешься, как в еще совсем маленькую голову приходят взрослые мысли. Модуль, хотя и обзорно, знакомит школьников с традиционными конфессиями – им в курсе посвящена одна тема. Думаю, этого достаточно – глубокое изучение той или иной религии возможно только в том случае, когда педагог сам является ее представителем, понимает все тонкости и нюансы.

 Определить цель

 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе проходящего в Москве второй день архиерейского совещания предложил расширить курс и преподавать его со второго по девятый класс. Также он отметил, даже в случае положительного решения Минобразования введение предметов модуля со второго по четвертый классы станет возможным не ранее 2016/2017 учебного года, а с пятого по девятый – не ранее 2017/2018. Сама по себе идея весьма неплоха – невозможно переоценить значение религии как социокультурного феномена для изучения литературы, архитектуры, изобразительных и музыкальных искусств. Так, с 988 года, с момента Крещения, в русское сознание, соответственно – культуру, входит образ Святого Града, а Русская земля осознается как вторая святая. Что примечательно, многие особенности менталитета россиян можно объяснить тем, что в национальном мировосприятии закрепилась пасхальная традиция. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия», – приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда по сравнению с материальными, экономическими, политическими.

 – Если основной целью поставить обучение школьника вскрытию новых смыслов в продуктах культуры, то ОРКСЭ, конечно, полезный курс, ведь в этом случае он вводит в культурный контекст. Очень многие произведения русской литературы без знания православной этики и отношения к жизни могут быть не поняты, – рассказала Дина Ягудина, специалист по герменевтике. – Однако важно связать эти темы – религии и светской этики и искусства – вместе так, чтобы и учителям, и самим детям было понятно, для чего они это изучают и что благодаря этому им открывается, Разумность изучения этого предмета на протяжении восьми лет зависит от целей. Ввести в контекст можно и гораздо быстрее, и сейчас с этим вполне справляются на уроках литературы, например. А вот отвращение к предмету за такой срок можно запросто привить, так что очень многое будет зависеть от педагогов, от их манеры преподавания и программы, подбора материала.

 Между тем позиция Минобрнауки, озвученная замминистра Натальей Третьяк, сводится к тому, что «сначала надо оценить результаты изучения ОРКСЭ в четвертых классах, а главное – его результативность в плане реального повышения нравственности детей». Важность определения итогов работы в этой части проводимой работы неоспорима, странно только, что, по предварительным данным, значимость курса для изучения мировой, в первую очередь русской, культуры пока не планируется подвергнуть экспертной оценке. Отсутствие анализа культурологического и искусствоведческого аспекта преподавания ОРКСЭ означает нивелирование указанных ранее достоинств предмета. В случае поддержки Минобразования предложения РПЦ к разработке 8-летней программы однозначно необходимо привлечь практикующих экспертов по прочим изучаемым в школе дисциплинами, таким как литература и история. Иначе учебный курс с огромным потенциалом превратится в бессмысленное зазубривание религиозных догм. А это не только не сформирует высоконравственную личность, но и приведет к агрессивному отрицанию школьником навязываемых моделей поведения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 18 февраля 2015

Заголовок в газете: Утраченная скрепа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру