Изменения в сфере образования позволят вырастить нового гражданина и патриота

 До 1 декабря 2015 г. в России появится концепция по поэтапному формированию российской гражданской идентичности и социализации детей и подростков.

 

Изменения в сфере образования позволят вырастить нового гражданина и патриота

 Взрастить россиянина

Президент на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны» озвучил перечень поручений, касающихся реферирования сферы школьного образования. Их исполнение, по мнению волгоградских экспертов, позволит вырастить нового гражданина-патриота, способного эффективно решать многие наболевшие вопросы.

 

– Гражданская идентичность, как и любая другая: национальная, гендерная и т. д., формируется в процессе социализации, то есть постепенного усвоения личностью существующих в обществе ценностей, норм и образцов поведения, – объяснил доцент кафедры социологии ВолГУ Георгий Антонов. – Хотя социализация продолжается всю жизнь, наиболее интенсивно она протекает в детском и юношеском возрасте. В раннем детстве единственным институтом социализации является семья, но достаточно быстро эту функцию подхватывают школа, СМИ и т. д. От школы не меньше, чем от семьи, зависит то, каким вырастет ребенок или подросток, насколько четко он будет идентифицировать со своей Родиной.

 

Одной из задач, сформулированной Президентом по итогам проведения форума ОНФ, стало формирование единого образовательного пространства внутри всей Российской Федерации. Данное поручение непосредственно связано с предыдущими и во многом способствует их реализации, так как школа является одним из институтов, в которых проходит социализация и инкультурация личности. Сегодня активно идет работа по созданию общей линейки учебников по ряду гуманитарных дисциплин, и от того, насколько хорошо они будут проработаны, зависит, каких граждан Россия получит уже через несколько лет.

 

– Я согласен со словами великого Бисмарка, которые актуальны и для России, о том, что величие государства обеспечивается школьным учителем, – считает политолог Андрей Серенко. – Образование – это один из главных механизмов формирования личности в любом обществе, и от него напрямую зависит, какими качествами будут обладать граждане страны. Именно с неудачными экспериментами в этой сфере связаны многие текущие проблемы нашего государства. Грамотная реформа позволит сформировать нового человека, который и выведет РФ из кризиса.

 

Спорные методы

 

Правительству также поручено рассмотреть вопрос о возможности прохождения школьниками, не планирующими получать высшее образование, итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена. Эта мера направлена на сегментацию выпускников, мотивированных получить рабочую специальность – Министерство образования не будет предъявлять им избыточные требования. Специалисты профильного ведомства считают, что это поможет одиннадцатиклассникам утвердиться в своем выборе – в России престижным считается именно высшее образование, в связи с этим многие школьники, способные стать блестящими рабочими, получают бесполезное лично для них высшее образование, а производство теряет в перспективе ценные рабочие кадры. Однако риск получить обратный эффект есть в любом нововведении.

 

– Психологически возможность сдавать экзамены вместо ЕГЭ ничего не изменит для одиннадцатиклассников, изначально планировавших связать свою жизнь с рабочей специальностью, – рассказала Вероника Анзорова, психолог. – К тому же, не каждый школьник способен в момент сдачи экзаменов четко решить, среднее специальное или высшее образование он желает получить. Необдуманный отказ от ЕГЭ может закрыть некоторым талантливым, но неуверенным в себе выпускникам доступ в вузы.

 

Единый государственный экзамен будет проводиться, и теперь его результаты будут особенно значимы для учителей – вместе с главами регионов правительство должно проанализировать эффективность системы оценки деятельности и оплаты труда педагогов в зависимости от результатов ЕГЭ. Как считают сами педагоги, это один из спорных моментов, ведь если у преподавателей русского языка и математики каждый воспитанник сдает ЕГЭ, то у других предметников – единицы.

 

– Количество баллов, которые ученик набрал за ЕГЭ – это результат работы не только учителя, но в первую очередь его подопечного, – отметила Екатерина Атарщикова, учитель французского языка гимназии № 13. – К тому же, нужно понимать, что есть обязательные к сдаче предметы и дисциплины по выбору. Поэтому задача проанализировать эффективность работы преподавателя иностранного языка или физкультуры представляется весьма затруднительной.

 

Важным итогом работы форума стало и то, что Минобрнауки предстоит определить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ, что также напрямую касается создания единого образовательного пространства, и как следствие – воспитание личности.

 

Особое внимание было уделено школьникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – будут приняты дополнительные меры по организации образования и еще пристальней отслеживаться соблюдение их прав.

 

Как считают авторы законодательных инициатив, все эти меры позволят улучшить образовательный процесс и создать комфортную среду для обучения разным детям. А успешная реализация решений Форума, по мнению «фронтовиков», позволит вырастить нового гражданина, способного быть максимально полезным своей стране.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 24 декабря 2014

Заголовок в газете: ЕГЭ по собственному желанию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру