Депутаты предлагают выплачивать стипендии одаренным школьникам

 Депутаты Госдумы готовят проект закона о образовании, который направлен на создание института интеллектуального резерва из учащихся общих средних образовательных учреждений, а также на создание системы финансовой поддержки одаренных школьников.

 

Депутаты предлагают выплачивать стипендии одаренным школьникам

 Золотые «пятерки»

Экономисты давно занимаются изучением влияния финансовых стимулов на деятельность людей, причем как взрослых, так и детей. В школе очень многие дети любят получать «пятерки». Разумеется, для ребенка важно чувствовать положительную оценку своих стараний, но у многих детей есть и другие – исключительно корыстные – мотивы радости. За отличную оценку родители снова премируют их деньги. А альтруисты-отличники, тихо завидуя подобной «монетизации» образовательного процесса, в свою очередь думают о том, что при таком раскладе они бы уже давно померились кошельками с Биллом Гейтсом.

Вместе с тем, психологи активно высказываются против такого подхода. По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег».

– Поощрять нужно не оценки, а старания – если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку на лучшую, если выполнял все домашние задания по трудному для него предмету, – отмечает педагог-психолог Ирина Комарова. – Что должно быть поощрением? Не деньги, тем более, не какая-то установленная сумма. Лучше всего подойдут интересные поездки, экскурсии, разрешение устроить вечеринку с друзьями – то, что нематериально и направлено на получение новых впечатлений.

Алло, мы ищем таланты!

В этом году Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию затронул вопрос о необходимости поддержки талантливых детей. Среди прочего президент отметил, что государство должно предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству. Глава государства предложил выплачивать таким детям после их поступления в вуз 5 тысяч грантов по 20 тысяч рублей ежемесячно.

Инициатор законопроекта финансовой поддержки школьников депутат Госдумы Вадим Соловьев предлагает не ждать, пока дети поступят в вуз, а выплачивать стипендии школьникам 7–11-х классов. По его словам, деньги – действительно эффективный стимул, интересный современным детям. Сам механизм отбора лучших и определение уровня стипендии, которую предлагают выплачивать из федерального бюджета, депутат предлагает оставить за Министерством образования и науки РФ.

– Это очень актуальный вопрос. Главное богатство нашей страны – это мозги. А гении, как известно, не всегда рождаются во дворцах, часто они рождаются и в хижинах. И чтобы талантливые ребята не потерялись, чтобы они смогли продолжить развивать свой талант и стать для нашей Родины действительно нужными специалистами, их надо определять и поддерживать на самых начальных этапах, – отмечает Соловьев.

По словам депутата, группа по разработке законопроекта готовит не только поправку о стипендиях для школьников, но и сама приняла решение учредить свои стипендии.

То, чего не купишь за деньги

В Америке еще в XIX веке была разработана система финансового поощрения тех, кто хорошо учился в школе. В процессе проведения исследования учащиеся в Нью-Йорке вознаграждались за успешные результаты в промежуточных тестах и контрольных работах, учащиеся в Далласе – за прочтение книг, а учащиеся в Чикаго – за оценки, полученные на занятиях. В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что финансовые стимулы никак не повлияли на деятельность школьников ни в одном из обследуемых городов. Давайте посмотрим на примеры из собственной жизни: несмотря ни на какие денежные выплаты отличники так и остаются отличниками, а троечники – троечниками. Научно доказано, что высокий размер вознаграждения имеет маленький и незначимый положительный эффект. Так, может быть, вовсе и нет необходимости делать знания товаром, измеряющимся в денежном эквиваленте? Ведь радость от первых научных открытий и успешно выполненной работы не измеришь деньгами.

 

Есть мнение

Татьяна Фомичева, мама:

– Я бы потратила эту сумму на укрепление организма моего ребенка – продукты питания, витамины, так как для родителя это самое важное. К тому же, именно хорошее самочувствие является фундаментом для продуктивного обучения. Естественно, оставшиеся деньги можно и нужно потратить на репетиторов, учебную литературу. Но здоровье – в первую очередь.

Максим Фомичев, сын, учащийся 7-го класса:

– Достаточно сложно представить, что каждый месяц в моем распоряжении будет столько денег. Я бы купил себе новый компьютер, телефон, игровую приставку, словом, что-нибудь, что меня искренне радует. Возможно, я бы купил книги, но не те, что советуют в школе, – я люблю военную технику, и хотя у меня много таких книг, еще одна не будет лишней. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 17 декабря 2014

Заголовок в газете: Обучение с обогащением

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру