Госдума хочет разрешить участвовать в голосовании на выборах с 16 лет

Вполне возможно, что россияне будут становиться избирателями с 16 лет – такой законопроект готовит первый зам фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко. Парламентарий уверен, что современные молодые люди – это электорат куда более грамотный, чем россияне средних лет. Эксперты же находят инициативу нездоровым популизмом. Есть мнение, что закон может стать благодатной почвой для многочисленных выборных нарушений, самое грязное из которых – подкуп. 

Госдума хочет разрешить участвовать в голосовании на выборах с 16 лет

Отметим, сегодня в Конституции РФ установлен возраст, по достижении которого гражданин имеет право голосовать, – это 18 лет. Выходит, в случае принятия изменений в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации", внести коррективы придется и в основной закон страны. Но разработчик инициативы, либерал-демократ Диденко уверен, что игра стоит свеч. По его словам, наделение правом голоса школьников станет своеобразной вакциной от майданно-болотных настроений среди молодежи.

– Известно, что молодежь является главным объектом манипулирования при использовании "оранжевых" технологий, – говорит депутат. – Вовлечение молодежи в протестную деятельность главным образом происходит из-за отсутствия права выбора, когда она не может участвовать в политических процессах, – заявил депутат.

По мнению председателя волгоградского центра гражданских инициатив «Правозащитник» Евгения Журавлева, сегодня молодежь все чаще используют в околополитических игрищах как самую уязвимую часть общества. Юрист с многолетним стажем уверен, что школьники, чье мировоззрение только формируется, не способны сделать осознанный политический выбор. Кроме того, именно школьников проще всего подкупить.

– Не обладающие гражданским правосознанием, школьники только в старших классах начинают изучать такие предметы, как граждановедение, обществознание. У них нет еще активной гражданской позиции, они плохо ориентируются в партийных программах. Старшеклассники восприимчивы к смелым лозунгам, ярким афишам, но глубины понимания идей у них нет и быть не может в таком возрасте. Но самое страшное – школьников легко подкупить, пообещав им за «правильный» выбор, к примеру, смартфон.

Еще одним подводным камнем нововведения может стать общее снижение явки.

– Общее количество потенциальных избирателей повысится, а принимать участие в выборах активнее будут все те же средневозрастные россияне, – говорит Журавлев. – Ведь даже сегодня низкую активность на выборах показывают студенты, молодые люди. Неужели парламентарий допускает, что школьников можно смотивировать прийти на выборы, если это не удается проделать с более сознательными студентами? Не вижу смысла плодить несознательный электорат, не способный сознательно делегировать своего представителя в парламент, например. Это все нечистые технологии.

Разработчик закона Диденко уверен, что снижение возрастной планки поднимет и качество российского парламентаризма, так как молодежь имеет больше доступа к источникам информации – блоги, социальные сети и сайты, где они могут обсуждать кандидатов и получать о них различную информацию. Старшее же поколение информацию получает из агитационных газет, где зачастую отсутствует любая критика. Таким образом, депутат отводит агрессивной агитации главенствующую роль при выборе кандидата, в то время как избиратель сам должен научиться делать осознанный выбор без давления агитбилбордов и рекламных брошюр.

– Желание либерал-демократа снизить возрастной ценз для избирателей продиктовано якобы стремлением максимально вовлечь в политическую жизнь молодежь, но это носит ярко выраженный популистский характер, – говорит председатель Студенческого координационного совета ЮФО профсоюза образования РФ Илья Дробязко. – Чтобы молодежь чувствовала себя мощной общественной силой, вовсе не обязательно с 16 лет наделять их избирательным правом. В стране никак не примут закон о молодежной политике, восемь лет лежит не утвержденная федеральная целевая программа. О молодежи вспоминают, когда нужен некий «пушечный электорат», когда нужны люди для массового проставления галочек напротив нужной фамилии/партии. Это бесчестно. Назвать незрелой всех молодых людей я не могу – есть те, кто работает в сфере молодежной политики с 14 лет, но снижать возрастной ценз считают абсурдом.

Отметим, в ряде стран Латинской Америки, а также на Кипре, голосовать имеют право 16-летние, в Иране – 15-летние. Жители Индонезии голосуют с 17 лет.

Экспертное мнение:

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS:

– Считаю это заявление откровенным популизмом. То есть, если следовать логике авторов законопроекта, водить автомобиль, приобретать алкоголь человек не может ранее 18 лет, а решать судьбу региона и страны может с 16 лет? На мой взгляд, помимо популизма, здесь кроется желание пополнить ряды голосующих за системные партии и провластных кандидатов за счет учащихся колледжей и техников, а где-то и 11-классников. Рычагов давления на них, как и на терпеливых и управляемых бюджетников, – предостаточно. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 29 октября 2014

Заголовок в газете: Возраст праву не помеха

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру