Проверки маршрутных такси в Волгограде показали, что этот вид транспорта отнюдь не безопасен

5 и 8 сентября в связи с увеличением числа ДТП с участием маршрутного пассажирского транспорта и с целью стабилизации аварийности сотрудники ОГИБДД УМВД России по Волгограду провели профилактическое мероприятие под условным названием «Маршрутка». Инспекторы выявили десятки нарушений, касающихся технической неисправности автомашин, нарушения правил перевоза пассажиров, несоблюдения требований правил дорожного движения, заставив вновь говорить о том, что езда в общественном транспорте очень часто небезопасна. 

Проверки маршрутных такси в Волгограде показали, что этот вид транспорта отнюдь не безопасен

Тише едешь – дальше будешь

На вопрос «Какой вид транспорта в городе самый распространенный?» любой волгоградец с уверенностью ответит: «Маршрутка». Бизнес этот, правда, довольно молод: ему чуть более 20 лет. Он начал развиваться в лихие 90-е, когда система муниципального транспорта приказала долго жить. Маршрутные такси уже давно стали неотъемлемой частью современного города, а их водители – неизменные герои различных историй. Например, каждому известно, что на их фоне померк даже знаменитый Юлий Цезарь: едва ли он мог рулить, курить, пить кофе, разговаривать по телефону и давать сдачу одновременно. Такая сомнительная эволюционная продвинутость создает на дороге дополнительные риски.

Маршрутки всегда торопятся, лавируя в потоке машин. Но высокая скорость маршрутных такси достигается не за счет блистательных технических характеристик авто, а благодаря систематическим нарушениям правил дорожного движения в погоне за бОльшим количеством пассажиров. К тому же, будем откровенными, проведение так называемых краш-тестов, когда авто разгоняют до нужной скорости и сталкивают с различными объектами, давно показало, что велика вероятность выжить во время ДТП лишь в том случае, когда транспортное средство двигалось не быстрее 60 км/ч.

Броуновское движение

Условно маршрутные такси в нашем городе можно разделить на два типа. Первый, так сказать, современный тип – белый просторный микроавтобус известных автогигантов, ехать на них – почти удовольствие. Второй – это анахроничная, на ладан дышащая «Газель», которую при определенной фантазии скорее можно назвать «орудием смерти», чем средством передвижения. У многих экземпляров из мезозойской автоэры, как показала проверка, отсутствуют даже элементарные средства безопасности – ремни.

Многие ошибочно считают, что за непристегнутые ремни штрафуют только водителей и пассажиров легковых автомобилей . А маршрутки – это общественный транспорт. Ничего подобного. В поправках в КоАП нет речи об общественном и необщественном транспорте. Если в комплектации транспортного средства есть ремни безопасности, то непристегнутых пассажиров будут штрафовать наравне с водителями. Во многих маршрутках висит листовка «за непристегнутый ремень безопасности штраф 500 рублей», хотя более правдивым было заменить указание суммы на слова «ваша жизнь». И действительно, шансы выжить при ДТП высоки именно у пристегнутых пассажиров, но только в случае технической исправности ремня безопасности.

На практике мы все чаще встречаем либо ослабленный ремень, который создает лишь видимость безопасности и не защищает от удара в лобовое стекло или о приборную панель, либо один ремень на двоих пассажиров, который в случае аварии рискует задушить человека. Так что если ремень неисправен, подумайте, стоит ли вообще в таком маршрутном такси ехать. Не все знают, что в обязанности водителя маршрутки входит при получении денег обязательная выдача билетов. По факту на городских маршрутках подобное увидеть можно крайне редко, а точнее – никогда. Не стесняйтесь требовать от водителя билет, ведь это ваш гарант на компенсацию ущерба в случае ДТП.

О существовании порядка пассажирских перевозок, в соответствии с которыми запрещается перевозить стоящих пассажиров, маршрутчики, кажется, и вовсе не знают. К сожалению, в Волгограде любителей экстремальной езды стоя достаточно и среди пассажиров: люди во что бы то ни стало хотят скорее попасть на работу или уехать домой. Вместе с тем, пассажиры без сидячих мест в «Газели» не только лишены комфорта в поездке, но и подвергаются дополнительному риску при выполнении маневров на дороге, а также в случаях ДТП. В городском управлении ГИБДД подтверждают, что люди, стоящие или сидящие на корточках в салоне автомобиля, очень уязвимы даже при минимальном торможении такси, не говоря уже об аварийных ситуациях.

Порядок только снится

Если говорить о требованиях, которые сегодня предъявляются к водителям маршрутных такси, то они минимальны. Водитель должен иметь права с открытой категорией «D», проходить медосмотр при поступлении на работу, а также ежегодно. Вопрос соблюдения правил дорожного движения, в том числе и водителями маршруток, находится в компетенции УГИБДД.

Никогда нельзя быть уверенным, что все маршрутчики миллионного города выходят на рейс абсолютно здоровыми и в адекватном состоянии. Так, в мае этого года в Волжском маршрутное такси с пассажирами в салоне потеряло управление и врезалось в дерево из-за того, что водитель микроавтобуса вышел в рейс с плохим самочувствием и скончался прямо за рулем. Чтобы подобные случаи не повторялись, сотрудники ГИБДД уделяют отдельное внимание в том числе и состоянию здоровья маршрутчиков, в первую очередь проверяя водителей на то, что в их компетенции, – алкогольное и наркотическое опьянение. Для контроля водителей городских маршрутных такси работники волгоградского отделения ГИБДД выбрали форму профилактического рейда, признав его наиболее эффективной мерой.

– В последнее время в ходе проведения подобных рейдов, когда проверяются какие-то конкретные маршруты, мы выявляем все меньше и меньше нарушений, – говорит старший государственный инспектор УГАДН по Волгоградской области Юлия Кущева. – Тем не менее, грубые нарушения требований законодательства, такие как выход машины на линию без прохождения технического контроля или выход водителя без заключения врача, все еще встречаются. Поэтому подобные рейды будут проводиться регулярно, поскольку от этого зависит безопасность пассажиров.

За два дня проведения профилактического мероприятия выявлено 144 нарушения ПДД, 73 технически неисправных автобуса, 28 нарушений правил перевозки пассажиров. Организованная проверка большинство водителей застает врасплох и оборачивается для них многочисленными штрафами.

Несмотря на то, что цель рейда – обеспечение безопасности жителей города и профилактика дорожно-транспортных происшествий, далеко не все пассажиры довольны остановками. Госавтоинспекция Волгограда призывает всех водителей маршрутных такси садиться за руль только при хорошем самочувствии и строго соблюдать правила дорожного движения, а пассажиров маршруток просит с пониманием отнестись к проводимым мероприятиям.

Понятно, что сотрудники ДПС не могут проверить каждое маршрутное такси, передвигающееся по городу, а потому сами пассажиры должны пересмотреть свое отношение к личной безопасности. Если мы перестанем имитировать пристегнутость, разрешать водителям брать стоящих пассажиров, обращать внимание на самочувствие водителя, а в случае нарушений будем звонить по телефону доверия ГУ МВД России по Волгоградской области 30-44-44, то поверьте, совсем скоро мы станем гораздо меньше переживать за себя и своих близких, находящихся в пути.

Экспертное мнение:

Армен Оганесян, председатель МРОО «Движение автомобилистов»:

– Профилактические рейды – на самом деле очень действенная мера профилактики аварий, особенно в том случае, когда они проводятся регулярно. На мой взгляд, по их итогам нужно составить рейтинг организаций, занимающихся пассажирскими автоперевозками, и уже на его основе предпринимать соответствующие меры против нарушителей. А за несоблюдение правил дорожного движения должны быть наказаны не только сами водители, но и предприниматели-перевозчики, причем серьезно.

Юрий Белоусов, директор некоммерческого партнерства «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда»:

– Рейды должны проводиться не для галочки, их цель – повлечь за собой изменения. Примерно семь лет назад был организован серьезный техосмотр, который убрал с дорог все не соответствующие нормам автомобили. К сожалению, сейчас многие предприниматели из этой сферы руководствуются принципом «добить последнее». Отмечу, что организованные ГИБДД мероприятия хоть и не решают проблему полностью, но помогают держать автоперевозчиков в тонусе. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: С ветерком на страх и риск

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру