Две стороны одной благотворительности

Гуманитарная помощь беженцам из Украины рискует породить социальное иждивенчество

Многие волгоградские компании и предприниматели, помимо установленных законом обязательств перед государством, все чаще решают принять на себя дополнительную долю социальной ответственности, оказывая благотворительную помощь нуждающимся. Теперь, когда в регионе из-за притока беженцев введен режим чрезвычайного положения, благотворительность в регионе постепенно приобретает массовый характер. Вместе с тем, уверены эксперты, благотворительность не должна порождать социальное иждивенчество. 

Гуманитарная помощь беженцам из Украины рискует породить социальное иждивенчество

Помощь, идущая от сердца

Для Волгограда само явление благотворительности относительно новое, так что направлений для деятельности в этой области в общем-то достаточно. В помощи нуждаются ветераны ВОВ, инвалиды, социально незащищенные слои населения, образовательные и медицинские учреждения города. Но все они сейчас ушли на второй план. Начиная с лета 2014 года практически все средства региональных благотворителей направляются на помощь беженцам из юго-восточных областей Украины.

Волгоградским областным благотворительным Фондом социальной поддержки населения организован сбор средств для оказания помощи пострадавшим в результате боевых действий в Донбассе. И объем благотворительных средств впечатляет. За короткий период – с 16 июня по настоящее время – на благотворительный счет фонда от организаций и частных лиц поступило почти 8 млн рублей.

Состоятельных и неравнодушных меценатов у нас не так много, а потому многие проблемы очень часто помогает решить именно народная благотворительность. Русские люди всегда отличались состраданием, единением, всенародной помощью.

По словам исполнительного директора благотворительного фонда «Дети в беде» Галины Морозовой, волгоградцы – удивительно щедрые люди. Например, не так давно в организацию обратилась женщина, предлагавшая пустить в свою пустующую квартиру беженцев.

С миру по нитке

Понятно, что на данный момент первостепенная задача – успокоить, обогреть, накормить и дать укрытие жертвам киевской хунты, измученным людям, чудом избежавшим смерти. Власти региона делают для этого все возможное: уже открыто 28 пунктов временного размещения, для прибывших организовано медицинское обследование, беженцам оказана медицинская и психологическая помощь, они обеспечены медикаментами, трехразовым питанием и предметами жизненной необходимости. По последним данным, продуктами и санитарно-гигиеническими наборами обеспечены 576 граждан Украины (191 семья), самостоятельно прибывших на территорию Волгоградской области. Наборы формируются из вещевых пожертвований многих ведущих компаний региона.

Волгоградцы помогают, как говорится, кто чем может. Несколько инициативных владельцев маршрутных такси приняли решение сделать проезд для беженцев из Украины бесплатным. Свои услуги на безвозмездной основе предложили и некоторые сервисные предприятия, в частности парикмахерские. Более 3 тыс. человек, пострадавших от киевских властей, согласились принять и разместить у себя родственники и не безразличные к их судьбам местные жители. Не остались в стороне и работодатели региона. Как сообщили нам в Центре занятости населения Волгограда, волгоградские предприятия готовы предоставить порядка 2,5 тыс. рабочих мест для трудоустройства граждан Украины, причем более 800 из них с предоставлением жилья на период работы. Что касается сферы образования, то здесь проведена индивидуальная работа по устройству 169 детей в детские сады и школы. Кроме того, Волгоградскому государственному техническому университету была выделена квота на 150 бюджетных мест для украинских беженцев со всеми условиями для размещения и проживания поступающих.

Минус иждивенчество

Но несмотря на это становится понятным, что благотворительность имеет и обратную сторону медали. Постепенно в этом вопросе возникает несколько больших «но». Если раньше в планах большинства вынужденных эмигрантов было возвращение на родину, то сейчас в силу различных причин большая часть переселенцев планирует остаться в России на длительное время. Во-первых, очевидно, что социализация беженцев в российское общество – процесс хоть и важный, но длительный, трудный и, безусловно, финансово напряженный. В условиях непростой экономической ситуации, в которой сейчас находится наш регион, закономерно возникает вопрос: что делать дальше?

Есть печальный опыт других государств, сталкивающихся с проблемой появления значительного количества беженцев. Так, спасаясь от гражданской войны, сирийские беженцы непрекращающимся потоком направились в Ливан. Причем доля сирийцев в этой стране в настоящее время уже превышает 35%.

Очевидно, что в этом направлении необходима отдельная программа. Тем более что и федеральный центр в этом готов помогать – только накануне по решению руководства страны Волгоградская область в числе еще 39 территорий получила дополнительное финансирование – в размере 25 миллионов рублей – на оказание поддержки украинским беженцам.

Новые ориентиры

Самый острый вопрос – социализация и трудоустройство людей, их самостоятельная жизнь на территории региона. Среди вынужденных переселенцев есть и те, кто наотрез отказываются от предложенных вакансий, предпочитая жить за счет принимающей стороны и благотворителей.

Однако сегодня первоочередные задачи по оказанию помощи выполнены в полном объеме. Но решение большей части интеграционных вопросов, требующих более глубокой проработки, еще впереди. И здесь, безусловно, на первый план должны выйти взаимообразные действия власти и беженцев, ведь очевидно, что беженцам нужна уже не «рыба», а «удочка». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру