Бюджет знаний

Российскую систему образования предлагают сделать полностью платной

Российскую систему образования предлагают сделать полностью платной

Известный политик и бизнесмен Михаил Прохоров не так давно предложил собственную концепцию реформирования образовательного процесса. По мнению миллиардера, образование должно строиться на основе автономии, для чего его необходимо приватизировать.

Сейчас это звучит несколько экзотично, ведь Россия всегда гордилась бесплатностью как школ и высших учебных заведений, так и качеством преподавания. Коммерциализация этой сферы на данный момент в сознании большинства представляется катастрофой, а уровень знаний школьников упадет еще ниже. Но эксперты уверены, не за горами то время, когда российская образовательная система станет полностью платной.

Классов – меньше, уникумов – больше.

В основе концепции Прохорова лежит персонализация образования и его диверсификация. То есть, во-первых, в процессе обучения необходимо создать специальные условия, обеспечивающие самореализацию каждого ребенка как уникальной личности, что возможно посредством привнесения в педагогический процесс личного опыта, убеждений, воли, отношений, творчества, способных оказать воздействие на взгляды, мысли, чувства и поступки других участников этого педпроцесса. В той или иной степени преобразуется жизнь каждого учащегося, происходит взаимообучение. Во-вторых, необходимо разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими.

Должны возникнуть новые типы образовательных учреждений, расшириться их сфера деятельности. Одно невозможно без другого – воспитание самостоятельно мыслящего, способного на анализ и рефлексию человека вынуждает создать ему условия для развития способностей, так как личность не может быть заключена в какие-то рамки. Существующая система не способна удовлетворить познавательные потребности такого школьника. Учеников в классе в этом случае станет меньше, классы будут формироваться согласно способностям и готовности трудиться. Дифференциация, возникновение некой «интеллектуальной элиты» в среде учеников станет дополнительным стимулом, школа более эффективно станет выполнять воспитательную и ценностнообразующую, социализирующую функции. В результате появятся молодые люди с максимально широкими компетенциями, открытые миру и способные эффективно добиваться своих целей на основе выявленных и развитых индивидуальных способностей.

Повышение уровня сознания

Тот факт, что унификация системы образования ведет к созданию общества, состоящего из индивидов, обладающих коллективным, но не собственным сознанием, отмечал еще Дарио Салас, чилийский философ, один из крупнейших гуманистов современности. В своей работе «Практика повышения уровня сознания» он пишет: «И в школах, и в институтах сегодня учат скорее просто запоминать и интеллектуально оперировать информацией, а как же быть с такими способностями, как мыслить, осознавать, постигать истинное значение и учиться принимать собственные решения на основе глубокого анализа?» Именно данные навыки должны быть развиты в процессе обучения. Салас, не сомневаясь в возможности такого типа образования, ставит очень конкретную проблему – «чтобы обучать сознательности, учителя сами должны обладать этими знаниями, их пониманием и соответствующим практическим опытом». Где же взять таких учителей? На этот вопрос у авторов концепции нет ответа. Его предложения действительно разумны и, очевидно, будут иметь однозначно положительный эффект. Яна Феоктистова, психолог, отмечает: «Автор обращается к обществу со своими идеями модернизации образования, поэтому его слова должны «раскрывать» суть решения проблемы, а не просто излагать завуалированные слова».

Сегодня Россия – единственная страна, которая выпускает больше людей с вузовским дипломом, чем с аттестатом зрелости, но при этом скатилась с 3-го на 36-е место в рейтинге стран по качеству высшего образования. В сфере высшего образования авторы концепции считают необходимым сокращение числа и вузов, и студентов до уровня, отвечающего как потребностям экономики, так и возможностям преподавательского корпуса. «Нужна жесткая система аккредитации вузов, отказ от совместительства преподавателей, пересмотр выданных лицензий и сертификатов», – говорит Прохоров.

Хватит гордиться прошлым

Сейчас 99% выпускников школ идут учиться дальше, большинство из них – в вузы. При этом подавляющее большинство этих вузов никакого реального образования не дают. Кассир с красным дипломом по специальности "юриспруденция" – это привычные реалии российской действительности. Как признаются владельцы юридических фирм, несмотря на то, что юристов от общего числа выпускников – 17 процентов, найти молодого сотрудника – это огромная проблема. На деле единицы способны сразу после университета приступить к работе – и это вопрос не компетенции преподавателя, а совести студента.

Для восстановления качества высшего образования необходим учет новых мировых тенденций в этой сфере, его большая связь с академической наукой, партнерские отношения с ведущими западными университетами, что уменьшило бы отток талантливой молодежи за рубеж и привлекло бы в Россию иностранных преподавателей. Высшее образование в России должно стать непрерывным процессом – соединенным с работой и с процессом постоянного повышения квалификации в течение жизни.

Важно заметить, что в Чехии получить знания и степень не только важно, но и престижно. «Отличительной особенностью образования является титул, получаемый при окончании института. Соответственно степени бакалавра, к фамилии добавляется титул Bc., магистр получает Mgr. Или Ing.», – рассказывает Максим Кайдашов, студент Карлова Университета в Праге. Говоря о Франции и Италии, нельзя не заметить сходство с Россией. Диплом – то, что доступно каждому, при этом из вуза практически невозможно отчислиться, а время получения степени бакалавра может растянуться и на 10 лет. По крайней мере, у россиян серьезный стимул учиться – не быть отчисленным.

Заграница нам поможет

В Чехии обучение доступно для всех желающих. В едином образовательном пространстве прекрасно сосуществуют как государственные институты, так и частные университеты. Студент имеет право получать 2 вида стипендий: по месту жительства и за успеваемость. Суммы вполне хватает на комфортное проживание в одной из самых дорогих европейских столиц.

В Волгограде за отличную учебу начисляют дополнительные 500 рублей. Талантливому молодому человеку в стесненных финансовых обстоятельствах в данном случае можно забыть о спокойной учебе – работать однозначно придется.

Интересен момент специализации вузов. Так в Италии, при очень среднем уровне образования (хотя, опять же, все зависит от мотивации студента) высшие учебные заведения снискали признание у студенческого сообщества. Считаются очень престижными институты так или иначе связанные с модой, расположенные в Милане. Дмитрий Мироненко – преподаватель знаменитого Гарварда, закончивший школу № 28 (ныне гимназию № 13 Волгограда), в свое время организовывал для местных школьников конкурс сочинений, а также встречался с учениками школы, в которой учился сам, чтобы объяснить – все возможно, приложите усилия – и вам откроются все двери. Примечательно, что большинство бывших школьников, общавшихся с ним, теперь учатся за границей.

Один из интереснейших людей современности, Жан Бодрийяр, французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, считает, что эпоху характеризует чувство утраты реальности, он называет наше время «эрой гиперреальности». Метафорично, но доступно теорию Бодрийяра иллюстрирует культовая трилогия «Матрицы». Единицами гиперреальности являются симулякры – по сути, нечто совершенно бесполезное, искусственно актуализированное обществом. Это, например, деньги, общественное мнение и мода. Именно за ними – за редким исключением – гонится нынешняя молодежь, в большинстве своем представляющая собой «человека гламурного мышления», считающего акты потребления своими достижениями. Последствия изменения системы образования, а именно – повышение престижа именно знаний, а не факта наличия аттестата или диплома, воспитание личности, обладающей высшем типом сознания, пусть не сразу, но однозначно приведет к изменению и не только ценностных ориентиров, но и российской реальности, вынудив общество «выйти из сумрака» иллюзорных достижений.

Экспертное мнение:

Яна Феоктистова, психолог. 

Основные принципы Прохорова.

1. Оптимальная численность детей в классе – 25 человек.

– Прослеживается противоречивость или поверхностное понимание принципов образования: доступность – где дети разных этнических и культурных групп, а значит необходимо для развития толерантности и эмпатических качеств личности учащегося внедрять в образование этнопсихологию, культурологию, сравнительное изучений религий и т. п.

2. Предпрофильная подготовка эффективна всего на 30%.

– Такая подготовка позволяет раскрыть его способности. Но не проводится идеологическое внушение выбирать ту профессию, в которой проявишь свои способности.

И вообще, мы слишком много даем свободы в выборе профиля. Государство потратилось бы на организацию центров, где компьютерные программы определяли профиль ребенку по его интеллектуальным возможностям и строгое распределение по результатам тестирования, и через 10 лет мы не знали бы дефицита кадров в какой-либо области и некомпетентности работников.

3. Предоставить свободу выбора профессии детям.

– Мне довелось вести три года предпрофильную подготовку, в которой последствии разочаровалась. Дети слепо повинуются своим родителям, так как материально зависят от них. Проведение тематических родительских собраний по профориентации не дают результатов. Это родители эпохи перестройки и путча, которые не верят словам и поступают по своему усмотрению.

4. Ввести методики, повышающие уровень подготовленности.

– В образовании не должно быть демократии. Тестирование детей должно быть при поступлении в школу, особенно в специализированных учреждениях. Сделав свободный доступ в гимназию и лицей, мы породили волну детской невралгии. Не должно быть родительского или детского мнения, а строгое определение профиля через компьютерное тестирование. Наше общество нужно приучать не к самоопределению, а к определению в обществе законом природных данных.

5. Вспомнить о системе, которая работала.

– Необходимо возобновить социальную и профсоюзную программы в поддержку рабочих профессий: служебные квартиры (с последующим вступлением в собственность через 15 лет), бесплатные путевки в санаторий и детские лагеря и т. п. Надо не зарплату повышать, за которой неизбежно следует инфляция, а внедрять социальные, льготные программы. Нет привилегий у рабочих профессий, так зачем детям их выбирать.

6. Весь учебный процесс поставить на коммерческую основу.

– Данный процесс в образовательной сфере уже прослеживается, введены платные услуги. В этом есть большой плюс, и это подтверждает проводимый нами родительский опрос. Цены ниже, чем у репетитора. Ребенок во внеурочное время не за компьютером сидит, а занимается. Занятость родителей не всегда позволяет определить и сопровождать ребенка в какие-либо кружки и секции. Школа этот пробел восполняет. Основное образование должно остаться бесплатным, иначе через 50 лет столкнемся с проблемой, как в США, где нет своих специалистов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру