Кто «ходит» в интернет-магазины?

Плюсы и минусы шоппинга в виртуальном пространстве

Интернет-магазины во всем мире явление достаточно новое. Впервые официальная торговля через мировую паутину началась в 90-х годах прошлого века. Чуть позднее дошла она и до России. Спустя 20 лет онлайн-магазины довольно активно развиваются. Однако потенциальные пользователи этой формы продажи в России не спешат осваивать интернет-рынок. По данным экспертов, за покупками в виртуальном пространстве «ходят» порядка 50% населения за рубежом и не более 3% в России.

Плюсы и минусы шоппинга в виртуальном пространстве

Интернет-магазины во всем мире явление достаточно новое. Впервые официальная торговля через мировую паутину началась в 90-х годах прошлого века. Чуть позднее дошла она и до России. Спустя 20 лет онлайн-магазины довольно активно развиваются. Однако потенциальные пользователи этой формы продажи в России не спешат осваивать интернет-рынок. По данным экспертов, за покупками в виртуальном пространстве «ходят» порядка 50% населения за рубежом и не более 3% в России. В чем же причина такого расклада? Минусы и плюсы дистанционных покупок, особенности торговли на местном рынке и другие вопросы обсудили представители волгоградских интернет-магазинов и эксперты.

 

Наш клиент!

Волгоградцев, да и россиян в целом, нельзя отнести к активным пользователям интернет-магазинов. Виртуальный шоппинг на сегодняшний день не вызывает особого доверия, и большая часть потенциальных клиентов к нему пока только присматривается.

 

– Люди опасаются совершать покупки в Интернете, поскольку у людей еще недостаточно опыта он-лайн покупок, – отметила Ксения Зубарева, руководитель службы поддержки пользователей ООО «Мир покупок». – Мы предлагаем покупателям нашего интернет-магазина крупную и мелкую бытовую технику, товары для дома, игрушки, парфюмерию и косметику. В ассортименте более 20 тысяч наименований. При этом мы не выделяем особо определенную целевую аудиторию. Самые активные наши покупатели – это мужчины и женщины в возрасте от 25 до 35 лет.

 

– Такого понятия, как культура покупки через Интернет, в России еще не сформировалось, – отметила Ксения Зубарева, руководитель службы поддержки пользователей ООО «Мир покупок». – Мы предлагаем покупателям нашего интернет-магазина крупную и мелкую бытовую технику, товары для дома, игрушки, парфюмерию и косметику. В нашем ассортименте более 20 тысяч наименований. При этом наша целевая аудитория – это довольно узкая прослойка людей в возрасте от 25 до 35 лет, как мужчины, так и женщины.

 

Среди покупателей детских товаров сложилась несколько иная тенденция.

 

– Наши покупатели в основном молодые женщины от 18 до 40 лет, – рассказывает Анна Жарова, региональный менеджер интернет-магазина INFANT, – мы предлагаем им качественные товары европейских брендов. Китайских производителей не берем принципиально. За счет этого ассортимент у нас сравнительно небольшой. За время работы магазина мы выявили, что число покупателей, совершающих он-лайн покупки растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как в столице.

 

В апреле прошлого года появился первый волгоградский интернет-магазин автомобильных аксессуаров.

 

– В ближайшее время мы планируем расширение ассортимента товаров, – подчеркнул Дмитрий Коваль, директор интернет-магазина автоаксессуаров MIRDOROV34.RU. – Сделать этот шаг нас заставляют наши клиенты, которые уже почувствовали все плюсы интернет-покупок. Среди наших клиентов конечно же больше мужчин.

 

Цены.ру

В самом начале своего появления он-лайн торговля подкупала щадящими ценами, возможностью приобрести то, чего не купишь в «китайском» бутике или супермаркете. А клиенты, как ни крути, любят низкие цены.

 

Свой вариант привлечения клиентов представила Ирина Потапьева, генеральный директор ООО «Росакали».

 

– Покупателей мы привлекаем эксклюзивностью и ценой. Мы открылись недавно, и у нас большие планы по расширению ассортимента. Ведь это так удобно, когда в одном месте можно купить почти все.

 

Специфика работы онлайн-сервиса от ООО «Мир покупок» в том, что центры выдачи товаров расположены в сетевых магазинах, что очень удобно для покупателей по всей территории Волгоградской области и соседних с ней Астраханской, Ростовской областей, Калмыкии и в Ставропольском крае.

 

– Интересно, что как только мы открыли центры выдачи товаров в Астраханской области, то довольно большой популярностью там стали пользоваться холодильники Side by Side, – рассказывает Ксения Зубарева, – естественно, их привлекали и цена, и доступность.

 

Сотрудники интернет-магазина автоаксессуаров за непродолжительное время работы на местном рынке сделали для себя довольно очевидный вывод.

 

– Как только мы устраиваем акции или скидки, то продажи сразу увеличиваются, – рассказывает Дмитрий Коваль, – эту тенденцию мы отмечаем постоянно. Так что с уверенностью могу подтвердить старую истину о том, что в первую очередь клиента интересует цена. И только потом он обращает внимание на обслуживание, удобство в получении товара и бренд.

 

Чтобы привлечь как можно большее количество потребителей в период снижения цен, торговая организация активно информирует о проведении подобных акций.

 

– Для этого мы активно используем интернет-ресурсы, средства массовой информации и наружную рекламу. И это всегда работает, – заверил Дмитрий Коваль.

 

Электронные деньги минус?

Покупка через Интернет довольно распространенное явление за рубежом. Популярность этого вида приобретения товаров в России не высока. Самые активные он-лайн покупатели в Москве и Питере. Там к этому виду торговли пристрастились порядка 10% жителей. Что же касается волгоградцев, то соотношение торговли оф-лайн и он-лайн примерно такое же, но есть в их предпочтениях один нюанс.

 

– То, что происходит на местном интернет-рынке сейчас, это самая первая стадия, которую в Москве и Питере прошли еще пять лет назад, – констатирует Николай Лукьяненко, предприниматель, член президиума общественной организации "Деловая Россия". – Волгоград покупает через инет, но не покупает в Волгограде. Аудитория еще не подготовлена к местным магазинам, в то время как в раскрученные московские сети они влились активно. Одной из главных причин сложившейся ситуации являются удачные Start-ap, низкие цены и надежная репутация. Этого у наших магазинов пока нет. Свою репутацию они только начинают зарабатывать.

По мнению участников «круглого стола», настораживает людей и способ оплаты.

 

– Нет доверия у наших клиентов к такому, казалось бы, удобному виду оплаты, как электронный платеж, – подтверждает эту мысль Дмитрий Коваль, – как бы мы ни «продвигали» его, пользуются им лишь 10% наших покупателей.

 

Сложности возникают и с переводом денег через банки.

 

– В нашей практике был случай, когда очень долго не проходил платеж через один из крупнейших банков России, – вспоминает Анна Жарова. – Однако платеж в обещанный срок не прошел: в банке забыли записать ИНН. Он снова пошел в банк, ему сделали возврат, он переоформил перевод денег. На это ушло время. Но далеко не каждый будет так настойчив. Многие при малейших проволочках, задержках просто отказываются от покупки.

 

Большая часть людей предпочитает традиционную торговлю, привычные магазины, куда можно прийти, примерить вещь, посмотреть на нее, пощупать… Покупка товара по Интернету эту возможность исключает. В практике онлайн-магазинов бывают такие случаи, когда человеку очень хочется приобрести какой-либо товар и он готов его купить, но...

 

– Звонит однажды к нам в офис мужчина, его заинтересовал коврик в багажник автомобиля, – рассказывает Дмитрий Коваль, – но платить авансом он не хочет. Вы, говорит, привезите мне его домой, я оценю его качество и только после этого расплачусь с курьером.

 

– Многие люди, действительно, визуалы, им нужно четко представлять, видеть и пощупать, что они покупают, – поясняет Ирина Потапьева, – другие просто любят шопинг и покупают спонтанно: зайдя в магазин и сразу купив. Ни те, ни другие на он-лайн рынок никогда не пойдут. В Интернете больше все-таки покупают практичные, занятые люди, которые точно знают, что им нужно, которые планируют свои покупки. Это могут быть постоянные люди, которые приобретают товары определенных брендов и не сомневаются в их качестве.

 

Это надо попробовать

Несмотря на недоверие и невысокую популярность он-лайн покупок, есть у них и целый ряд преимуществ.

 

– На то, чтобы найти необходимый товар в обычном магазине, уходит масса времени, – уверена Ирина Потапьева, – во-первых, нужно узнать, есть ли этот товар в том или ином месте, во-вторых, сравнить цены, в-третьих, посоветоваться с родственниками, например, или узнать отзывы уже бывалых… В общем, на то, чтобы приобрести что нужно, уйдет не меньше полдня, а то и больше. В Интернете отыскать нужный товар и сравнить цены можно за считанные минуты, в любое удобное время, и сразу всем семейством поучаствовать в выборе.

 

Люди боятся всего нового. Но попробовав раз купить что-либо через Интернет, получив то, что они ожидали, они обратятся в этот магазин снова и друзьям посоветуют.

 

Комментарии покупателей

Людмила, 34 года:

– Я большой поклонник интернет-покупок. Моей первой покупкой в Интернете была безумно симпатичная брендовая сумка. Она обошлась мне дешевле, чем я купила бы ее в магазине. Но мне нужно было бы поехать для этого как минимум в Москву… Я заказала ее в одном из иностранных интернет-магазинов. Это было в 2007 году. А совсем недавно я заказала детскую коляску. Тоже достаточно известной фирмы, с удобной люлькой и автомобильным креслом. В нашем городе такую я не видела. Но уверена, что если бы я ее и нашла, то вряд ли меня устроила ее цена. Думаю, что на этой покупке я сэкономила минимум 2-2,5 тысячи рублей.

Наталья, 39 лет:

– Я никогда и ничего не покупала через Интернет. Вообще даже не понимаю, как такое возможно. Как будто кота в мешке покупаешь. А вдруг придет не тот товар? Или вообще ничего не придет… Некоторые заказывают одежду через Интернет, как можно что-то покупать без примерки? Мне кажется, что я никогда не буду пользоваться интернет-магазинами. Я им не доверяю.

Ольга, 25 лет:

– Совсем недавно я открыла для себя форум совместных покупок. Это своего рода магазин, в котором ты покупаешь хорошие качественные вещи, товары по оптовым ценам с небольшой накруткой (от 10 до 20%). Правда, приходится ждать, когда наберутся желающие купить тот или иной товар. Уходит время на доставку. Но для меня определяющим в этой форме интернет-покупок являются цены. Ради хорошей цены я готова подождать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру