Мусорным ведром – да по культуре

В Волгограде появилась новая услуга - довести до нищеты

На днях в редакцию газеты пришло письмо из города Знаменска Астраханской области, где тоже выходит «МК-В». Делясь своими наблюдениями, наши читатели прислали фотографию. Мусорка. Возле нее ограждающая сетка.

В Волгограде появилась новая услуга - довести до нищеты

На днях в редакцию газеты пришло письмо из города Знаменска Астраханской области, где тоже выходит «МК-В». Делясь своими наблюдениями, наши читатели прислали фотографию. Мусорка. Возле нее ограждающая сетка. На ней прикрепленный проволокой рекламный плакат-афиша, извещающий о концерте. Наверху, в уголке плаката, белым по черному обозначалось место, где исполнителю предстоит выступать – Центр культуры. Надпись была выше мусора – в прямом и переносном смысле. Логике позавидует любой деятель культуры. Мусор ведь народ каждый день выбрасывает. Глядишь, и до концерта ля-бемоль мажор дело дойдет, а потом и вовсе возле мусорного жбана сорить перестанут. В духе этого послания – личные наблюдения «МК-В».

Пустим по миру

Русский язык – вещь мощная. Подобно орудию. Но, как в руках обезьяны, иногда оно может обернуться против своего хозяина.

В центре Волгограда веселенькая реклама с изображением зебры из Мадагаскара многозначительно обещает пустить всех желающих по миру. Самое интересное, что таковые находятся. Как говорит директор турагентства с «заманчивым» слоганом Надежда Шевченко, их компания существует уже около года и по миру они отправили многих – в смысле, посмотреть страны. Интересно, почему никто из клиентов не увидел в слогане негатива? Ведь фразеологизмы никто не отменял, а «пустить по миру» – то же самое, что довести до нищеты, разорить.

– Когда придумывали этот слоган, ничего отрицательного не имели в виду, не думали, что кто-то будет проводить подобные параллели, – тем не менее утверждает Надежда Шевченко. – Путешествовать по всему миру – именно такой смысл вкладывали. В основе его именно позитив, непонятно, почему вы его так отрицательно воспринимаете? Вообще, мы не такое дорогое агентство, которому нужно последние штаны отдать, чтобы поехать посмотреть мир. У нас все вполне доступно.

Трудно доказывать очевидные вещи. Например, что смысл иных фразеологизмов складывался веками и нельзя взять и изменить его просто так, потому что я так хочу.

Красота в гротеске

То же самое можно сказать и в отношении отдельных слов. Здесь пальму первенства среди странных названий можно смело вручить салонам красоты.

«Дикобраз», «Матрешенька», Grotesque любезно представляют свои услуги по наведению на вашем челе страшной силы – красоты. Выбрали, на кого хотите походить, – и подходите.

Один из волгоградских салонов носит загадочное название «Анксунамун». И снова – бац, бац и мимо. Героиня с этим именем фигурирует в фильме «Мумия», где ее, бездыханную, безуспешно пытаются воскресить. В свете этого как-то зловеще звучит слоган компании: «Не упустите свой шанс стать совершенной». Так и ждешь продолжения фразы – «О совершенстве плохо не говорят».

Одно время возле ул. Ткачева, 3 висела большая вывеска названия парикмахерской: «Гетера». В словаре «гетера» дословно с греческого переводится как "подруга-любовница". Она же в Древней Греции – образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Наверное, для многих не является секретом, какая древнейшая профессия закрепилась за столь благозвучным словом. Вероятно, кто-то из посетителей тоже об этом знал и упомянул о значении словца, причем в его изложении речь вовсе не шла об образованной эмансипированной особе. Так или иначе, но вывеску с этим названием заменили на инфантильную «Фею». Правда, полностью от былого провокационного образа учредитель не отказался. Идешь в якобы «Фею», а упираешься в белый листок над дверью. И там уже черным по белому выведено: «Гетера».

Не нажраться – главное?

К просторечным относятся слова, выходящие за пределы литературного языка. Это слова грубые, отличающиеся сильной экспрессией. Как правило, их употребление свидетельствует о невысоком уровне культуры говорящего. Но вульгарными словечками волгоградцы не разбрасываются. Они их вешают на огромных плакатах в людных местах.

Сотрудники городского департамента по рекламе долго смеялись над слоганом одного из новых фильмов – «главное не нажраться», когда мы спросили, надлежащая ли это реклама и могут ли подобные словечки появляться на широком формате киноафиши в людных местах. Нам ответили, что, учитывая, какие решения порой принимаются административными органами, свое мнение по этому вопросу лучше не высказывать.

– К счастью или нет, но содержание слогана на плакате – это не наша компетенция, – говорит начальник юридического отдела департамента по рекламе администрации Волгограда Сергей Попков. – Даже если вы нам напишете заявление, мы отошлем его в управление Федеральной антимонопольной службы.

Однако, обратившись вроде бы и по адресу, к антимонопольщикам, мы также получили от ворот поворот.

– Возможно, рекламодатели или рекламораспространители, которые хотят таким образом привлечь внимание к фильму, пропускают подобные слоганы, – говорит начальник отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Волгоградского УФАС Елена Алексеева. – Вообще, есть закон о рекламе, содержащий ряд пунктов, касающихся этичности рекламы. Вас, например, покоробил этот слоган, а другие скажут «ничего такого». Если задевает реклама, пишите нам заявление. Чтобы определить, непристойное это выражение или нет, мы, как правило, прибегаем к заключению специалистов в области русского языка.

Елена Алексеева говорит, что они ни с кем не согласовывают содержание афиш или рекламных носителей, они контролируют соблюдение норм закона о рекламе. Проще говоря, действуют по факту. Кто-то из сотрудников что-то увидел, или жители обратились с жалобой – только в этом случае начинает крутиться механизм защиты от рекламы. К тому же стоит учитывать, что мониторинг рекламы на всю Волгоградскую область осуществляют всего 4 сотрудника. В итоге на улицах нашего города беспрепятственно появляется все то, что появляется.

Тем не менее сотрудники областного киновидеоцентра заверяют, что подобное безобразие не распространяют. Хотя они тоже кинопрокатчики и намерены запускать этот фильм по области. Кстати, волгоградцы избежали более жесткого варианта:

– Нам прислали наклейки на кассы, и надпись на них еще хуже была, – говорит ведущий методист по рекламе областного киновидеоцентра Жанна Чернова. – «Главное не описиться», только грубее… Естественно, мы это распространять не будем, а коробящий слоган под названием фильма отрежем.

Заместитель директора по рекламе кинотеатра "Синема Парк" Наталья Куликова, представитель от частного кинопроката, однако заявила, что они, как и многие другие коммерческие кинотеатры, «отрезать» ничего не могут.

– Прокатчики заявили именно такой вариант, и вряд ли мы сможем на это как-то повлиять, – говорит Наталья Куликова. – Макеты присылаются от дистрибьюторов фильмов. Мы их здесь не изготавливаем, что-то заклеить или вырезать сами не можем. Мы не имеем права вносить какие-то правки. Если в Москве взяли на себя ответственность, и разместили плакат, значит, они считают, что это нормально. Поэтому нужно смириться с тем, что нам предоставляют.

Конечно, возможно, что все это снобизм и только рафинированные интеллигенты обращают внимание на подобные мелочи. Но просто не хочется однажды увидеть, как с какой-нибудь афиши тебя, рекламируя очередной «шедевр», посылают на три буквы – и это не «суд».

Уважаемые читатели! Если вас позабавила или возмутила какая-нибудь надпись, название или реклама, фотографируйте и присылайте ее нам на электронную почту m_chasovitina@vlg-media.ru Укажите свой телефон. В этом номере мы публикуем снимки от читателей в рубрике "Удачный кадр". Арина Дубинина из Дзержинского района ("Фермерское мясо"), Елена Игнатенко из г. Знаменска ("Окультуриваемся") и Прохор Иванович Захарченко из Жирновского района Волгоградской области ("Единение") получают призы – музыкальные аудиодиски и кружки с логотипом "МК-В".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру