Дуэль с революцией

В волгоградской библиотеке учили, как правильно стреляться

Кандидат филологических наук доцент кафедры литературы ВолГУ Сергей Калашников изучил семиотику социальной агрессии. На днях в «Горьковке» все желающие приобщились к романтичному и агрессивному одновременно миру дуэли.

В волгоградской библиотеке учили, как правильно стреляться

Кандидат филологических наук доцент кафедры литературы ВолГУ Сергей Калашников изучил семиотику социальной агрессии. На днях в «Горьковке» все желающие приобщились к романтичному и агрессивному одновременно миру дуэли.

Оружие в зоне доступа

Дуэль – в переводе «поединок двоих» – возникла в Италии в конце 14-го века. Во многом способствовало этому то, что ношение холодного оружия разрешалось в те времена в мирное время. Поединки устраивались на саблях, шпагах или рапире. В другой руке разрешалось использовать кинжал.

Постепенно поединок завоевывал популярность. Во Франции пик пришелся на конец XVI – начало XVII века, когда начал вырабатываться комплекс представлений о дворянской чести.

– Европейская культурная практика знала еще один вид поединков, который существовал и в России, – говорит волгоградский исследователь дуэли Сергей Калашников. – Это судебные поединки. Такие устраивали, когда не удавалось с помощью третейского судьи и законов определить степень виновности или невиновности человека. Но они представляли собой иную структуру. Дуэль регламентировала отношения, связанные с особым представлением о дворянской чести. Первоначально дуэли носили массовый характер и не вступали в противоречия с юридическим законом. Европейские государи XVI-XVII века, особенно в Италии, Франции и Испании, поощряли дуэли, поскольку кодекс дворянской чести распространялся и на них.

В итоге во Франции за 16 лет правления Генриха IV, (к. XV – нач. XVI) на дуэлях, по официальным подсчетам, погибло около 12 тысяч дворян, по неофициальным – 20 тысяч. Истребление генофонда нации создало прецедент – дуэли запретили.

Плевать на вас хотел

Дуэльная лихорадка постепенно сходила на нет. Но ситуацию «исправил» технический прогресс. Волгоградский исследователь установил, что снова интерес к поединку возник в начале XIX века.

– Предположительно, именно тогда и возникает такое понятие, как «русская дуэль», – продолжает он. – Она пистолетная. Возникла в среде русского офицерства во времена первых наполеоновских войн 1805-1807 гг. Гусары и уланы были всегда вооружены двумя армейскими пистолетами. Они вели особый образ жизни, где в цене безрассудство, балансирование на грани жизни и смерти. В России институт дуэли сблизился с институтом войны.

Первоначально дуэли были конными. А отличий у армейских пистолетов от дуэльных не было. В поединках использовали армейские пистолеты чугунного литья. Их вес колебался от 1,800 до 2 кг. Это было тяжелое оружие с длинным стволом. Только к 20-м годам XIX века появились особые модели пистолетов, «дуэльные», с укороченным стволом, с облегченной рукоятью, использовавшиеся исключительно для поединков.

Любой поединок всегда начинался с оскорбления. Их выделялось три типа. Первый – словесные, направленные на физические недостатки или поведение человека.

– Это самая низшая степень оскорблений, – поясняет Сергей Калашников. – Далеко не всегда она служила поводом для вызова. Второй тип – оскорбление словом чести и достоинства человека. Предполагает большую меру ответственности. Третий тип – физическое воздействие, вплоть до пощечин, бросков перчаток или других каких-то предметов. Интересно котировались словесные оскорбления, которые несли условно физическую угрозу. Например, фраза «Я плевать на вас хотел» могла расцениваться как оскорбление первой степени тяжести. Но если расстояние, на котором находились два поссорившихся человека, было невелико и эта угроза могла быть приведена в действие, она приравнивалась к физическому воздействию и являлась оскорблением третьей степени.

К барьеру

В европейской традиции дуэльные дистанции существенно отличались от русской. В Европе стрелялись с 40-50 шагов (около 40 метров). Русская дуэль отличалась большей кровожадностью. Устанавливалась дистанция от 20 до 12 шагов. Были случаи, когда стрелялись при дистанции в 6 и даже в 4 шага. Расстояния между противниками определялись барьерами – отсюда и всем известное «к барьеру».

– Первый тип пистолетной дуэли – когда стреляют одновременно, – продолжает волгоградский исследователь. – Второй – по жребию, когда сама судьба устанавливает, кто сделает первый выстрел, кто второй. Были и экзотические, редко встречающиеся типы, как, например, дуэль через платок. Соперники становились спиной друг к другу, каждому давали в руку кончик платка, по команде секунданта они резко поворачивались лицом друг к другу и осуществляли свои выстрелы. Подобные встречи чаще всего заканчивались летальным исходом с обеих сторон.

Осечка приравнивалась к полноценному выстрелу. Ответный выстрел должен был прозвучать не позже чем через минуту после первого.

– Убийца на дуэли никогда не подвергался общественному осуждению, – продолжает Сергей Калашников. – Напротив, считался героем, ему обеспечено было уважение его полковых товарищей, как, например, в случае с Дантесом. Хотя юридически в 1715 году армейские артикулы категорически запрещали дуэль. Для секундантов и дуэлянтов предполагалась смертная казнь. Но ни разу в истории Российской империи смертная казнь за участие в дуэли не применялась. Когда речь шла о кодексе дворянской чести, юридический закон переставал действовать.

В 1789 году произошла Французская революция. Жесткая дифференциация сословий перестала существовать. Человек получил возможность свободно передвигаться по социальной лестнице, что никак не было связано с родовитостью его предков. Как итог – кодекс дуэльной чести во Франции начинает распадаться. В России дуэль также стала жертвой революции. После 1917-го разрушилась социальная структура общества. Дворянство перестает существовать как класс. Около 2 миллионов человек уезжают за границу. Стреляться становится некому.

Поединки разрешены

Сергею Калашникову важно исследовать универсальные модели русской культуры. Он тщательно изучает какую-либо одну из ее сторон, особо повлиявшую, на его взгляд, на русскую ментальность. По утверждению исследователя, и в настоящее время есть метафорические заместители дуэли. К ним он относит словесные дискуссии, или дебаты. Они могут строиться в соответствии с дуэльной практикой и предполагают соблюдение похожих принципов.

– Кроме того, в юношеской и подростковой среде традиция поединка всегда была, есть и будет, – говорит Сергей Калашников. – И в современном городе Волгограде в том числе. Когда, например, двое подростков выясняют друг с другом отношения в окружении «секундантов». Вот она, имитация честного поединка, и это неизбежная форма любого социального взросления. В закрытых мужских сообществах, таких как армия или тюрьма, также практикуется дуэль. Просто это не афишируется.

Кроме того, исследователь пришел к любопытному выводу. Современные российские законы, по его убеждению, никак не регламентируют ответственности за дуэль. То есть, выходит, официально она не запрещена.

– Я специально интересовался этим вопросом. Следуя логике закона, то, что не запрещено – разрешено, – говорит Сергей Калашников, но тут же предостерегает: – Но участие в дуэли все же в наши дни будет расцениваться не как поединок чести, а в зависимости от исхода либо как административное правонарушение, либо как уголовное преступление.

По большому счету современное дворянство превратилось в красивый титул, который можно купить. К сожалению, с ним не продается переходящее из поколения в поколение понятие кодекса чести.

Волгоградский дуэлянт

Нельзя утверждать, что в современном обществе дуэль перестала существовать. Скорее, она видоизменилась. Многие популярные телепередачи построены именно по принципу поединка. Например, «К барьеру!» – где встречались два известных человека, придерживающихся противоположных взглядов на какую-либо актуальную проблему. Один из них вызывал другого на словесный поединок. Или «Один на один» — телепередача Александра Любимова. Ее смысл также состоял в словесном поединке оппонентов. Один из ее выпусков, сделанный в июне 1995-го, когда Жириновский плеснул соком в лицо Немцова, поднял рейтинг передачи и вошел в историю телевидения.

Не так давно именно на дуэль вызывал волгоградский депутат облдумы Андрей Попков блогера Алексея Навального, оскорбившись за «свинью мужского пола», которым его назвал Навальный.

– Так как меня оскорбили, я имею право выбрать место, время и оружие для боя. Так что жду его в спортивном зале на улице Хиросимы 11 августа на ринге – будем биться на перчатках. А если Навальный не приедет, то он девочка, – заявил тогда Андрей Попков.

Вообще, само по себе принятие вызова и участие в дуэли – знак того, что человек ведет себя честно. Отказ от участия, несмотря на вызов, заслуживал общественного порицания. На эти вполне дуэльные правила и рассчитывал Андрей Попков.

КОММЕНТАРИЙ:

– Сейчас мы наблюдаем, что агрессией пронизано все вокруг как в Волгограде, так и по всему миру, – говорит старший преподаватель кафедры психологии ВГСПУ Екатерина Нецветайлова. – В семье, на работе, в учебных учреждениях постоянно происходят какие-то конфликты. В основе человеческой агрессии лежит эмоциональное неблагополучие внутри человека. В зависимости от темперамента агрессия может быть направлена на других людей или зажата внутри человека (аутоагрессия – состояние, когда мы постоянно грызем себя изнутри: «я плохой, я никчемный»). Австрийский психолог Альфред Адлер утверждал, что всем присущ комплекс неполноценности. Один из способов его компенсировать – нанести удар. Устойчивое выражение «Лучшая защита – это нападение» как раз является одним из принципов агрессии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру