Общие планы
Сегодня перед областными властями стоит важная экономическая задача: развить экспорт, в том числе несырьевой, до уровня, максимально приближенного к докризисному. О необходимости увеличить продажи товаров за рубеж в своем Послании Федеральному Собранию говорил и глава государства Владимир Путин. Увеличение объемов несырьевого экспорта является одной из приоритетных задач, которая стоит в ближайшее время перед всей страной.
Комплексная работа в этом направлении в Волгоградской области ведется уже несколько лет. В 2016 году региональная администрация заключила соглашение с Российским экспортным центром, который открыл свое представительство в Волгограде. Таким образом, регион стал одним из 22 субъектов России, где бизнес начал внедрять стандарты экспорта. За первый же год работы Центр поддержки экспорта предоставил местным компаниям поддержку в размере 400 млн рублей, и в итоге объем продаж за рубеж вырос до 1,5 млрд долларов. Это на 17% больше, чем в предыдущий год, причем рост несырьевого экспорта в общей структуре вырос на 27%.
Пока регион недотягивает до тех значений, которые были до санкций, ограничений стран-экспортеров нефти и экономического кризиса, – тогда экспортный оборот в Волгоградской области достигал 4 млрд долларов. Вместе с тем перед бизнесом и властью стоит новая общая задача: увеличить региональный ВРП к 2021 году до одного триллиона рублей. Если это получится, то уже в течение трех-пяти лет регион сможет вернуться к докризисным показателям.
Регион экспортной славы
У Волгоградской области есть потенциал для того, чтобы стать регионом-лидером по экспорту, уверена эксперт РЭЦ Анастасия Рыбкина. Главное, что в этом заинтересованы сами производители: количество клиентов у ЦПЭ растет.
– Для нас Волгоградская область является особым регионом. Это не только город воинской славы, мы хотим, чтобы он стал городом экспортной славы. Основная миссия РЭЦ – поддержать компании, причем наша поддержка абсолютно бесплатна, – рассказала Анастасия.
По ее словам, некоторые виды поддержки бизнес-сообщество может получить только в РЭЦ, поскольку он финансируется за счет государства. К примеру, Центр возместит расходы, потраченные на перевозку товаров железнодорожным транспортом в Китай, а также примет в участники специализированного бренда «Сделано в России», который активно продвигается в других странах. Есть возможность и пройти обучение в «Школе экспортеров РЭЦ».
Еще одни уникальные услуги: организация дегустаций продуктов питания и специализированные шоу-румы в странах присутствия. Таким образом волгоградские предприятия могут продемонстрировать свою продукцию потенциальным покупателям.
Еще одна не менее полезная услуга – предоставление гарантии налоговым органам по возврату НД в рамках экспортных контрактов.
Таким образом, РЭЦ предоставляет возможность волгоградскому бизнес-сообществу найти покупателей в других странах, провести с ними переговоры, застраховать контракты, удешевить логистику и, наконец, привести свою продукцию к требованиям иностранного рынка.
Чтобы наладить торговлю клиентов с иностранными покупателями, эксперты Центра анализируют возможности компаний, подыскивают им партнеров, готовят контракт, помогают принять участие в международных тендерах и даже компенсируют затраты на выставку. По этому направлению предприниматели могут вернуть до 80% затрат. Также будут оплачены реклама, переводчик и доставка товара.
Одно из новых направлений центра – международные электронные торговые площадки, которые администрируют отдельные специалисты, знающие иностранный язык и специфику страны. Пока работают только китайское и корейское направления.
Предприятие, которое захочет продвигать свои товары на международных рынках, столкнется с задачей регистрации товарного знака. Затраты на это можно серьезно снизить (до 100% пошлины и до 70% стоимости услуг патентных поверенных), если обратиться за помощью в РЭЦ.
Еще одна деталь, которая поможет российскому продавцу не потерять в деньгах, – страхование экспортного контракта. Центр помогает не только со страховкой, но и кредитованием компании, когда товар уже прошел отгрузку, тогда есть возможность получить средства под будущую выручку. Также предоставляется кредит иностранному покупателю, что очень актуально для стран бывшего СНГ.
Российские, в том числе волгоградские, продавцы имеют возможность вернуть до 80% затрат, фактически пошедших на организацию транспортировки товаров, лимит – 50% от стоимости самого контракта.
В направлении Африки и Латинской Америки
Больше всего иностранцев интересует волгоградская сельскохозяйственная продукция. К примеру, азиаты охотно покупают недорогое и высококачественное продовольствие.
Вместе с тем есть у волгоградцев потенциал и для освоения других рыночных направлений: не только ближнего зарубежья, с которыми они работают уже традиционно, но и дальних стран – Африки и Латинской Америки.
«МК в Волгограде» уже писал, что регион активно поставляет за рубеж химическую продукцию и обработанный материал. Вместе с тем местные компании могут стать поставщиками инжиниринговых, туристических и медицинских услуг.
По словам руководителя комитета экономической политики и развития Волгоградской области Галины Быкадоровой, ярким примером работы в этом направлении экспорта станет фармакологический кластер, в котором планируется развивать наукоемкие технологии.
– Мы ждем на лечение людей из других регионов, в микрохирургию глаза или в онкологический центр, или на длительную реабилитацию. Это все нужно развивать, чтобы к нам приезжали на лечение из других стран, – отметила она.
Еще одно потенциальное направление – развитие образовательных услуг для иностранцев, в рамках которого планируется открывать российские вузы.