Батюшка-блогер с позиции церкви рассказывает о проблемах человечества

Белорус Александр Кухта – один набирающих популярность видеоблогеров в Рунете и… священник

Блог «Batushka ответит» выпускник Минской духовной семинарии запустил в 2016 году, и за два года его подписчиками стали почти 15 тысяч человек. В своих роликах молодежный батюшка с позиции церкви рассказывает о проблемах человечества. Его самые популярные ролики – о сексе, эволюции и зарплатах священников. Отец Александр уже побывал с лекциями в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, а в начале марта посетил и Волгоградскую область. Интернет-проповедник рассказал «МК в Волгограде», почему карьере программиста предпочел служение Богу и в чем не правы Александр Невзоров и Анатолий Вассерман.

Белорус Александр Кухта – один набирающих популярность видеоблогеров в Рунете и… священник

Александр Кухта признается – у него математический склад ума. Еще бы: молодой человек учился в математической гимназии, а затем на физико-математическом факультете лицея Белорусского государственного университета. Он поступил на бесплатное отделение престижного университета информатики и радиоэлектроники, его ждала блестящая карьера программиста, но он выбрал духовную семинарию. Сегодня он продолжает учебу в магистратуре, ведет видеоблог и работает заместителем председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской православной церкви.

Бабушки – не хейтеры

– Вас уже много раз спрашивали, как вы пришли в церковь и почему решили стать священником, и вы отвечали, что сами еще не нашли ответа. Рефлексия уже к чему-то привела?

– Да. Я понял, что все, что происходило со мной, – это естественно. Если бы во мне произошла революция, если бы однажды я проснулся утром и побежал в церковь, это означало бы некий надлом. Такие вещи обычно говорят о ненормальности ситуации, которая ломает человека. В моем случае все было постепенно, поступательно, эволюционно, где-то даже незаметно для меня самого, а значит, полезно и хорошо. Значит, у меня меньше таких шансов для надлома в будущем.

– Кто чаще приходит на встречи с вами? Какова в целом ваша аудитория в обычной жизни?

– Я делю аудитории на две части: светскую и церковную. Светская – в основном студенты. Я очень удивился, когда узнал, что аудиторию можно сгонять – с этим столкнулся как раз в России. Что касается аудитории церковной, то здесь обязательно найдется и группа фанатов, которые меня поддерживают, и так называемые хейтеры (англ. hate – «ненавидеть». – Прим. ред.). Основная масса – это люди, которым интересно.

– Хейтеры – люди старшего и пожилого возраста?

– Не всегда. К примеру, бабушки на мои мероприятия не ходят. Среди непонимающих как раз люди среднего возраста. Вообще в любом более или менее массовом течении, будь то философия, культура или то же христианство, есть малая доля людей, которые последовательны, постоянны в своих взглядах и постоянно высказывают странные ретроградные идеи по разным вопросам. Обычно это люди среднего и старшего возраста.

– Вы говорите, что придерживаетесь традиционных и ретроградных взглядов. Но методы у вас очень даже современные, взять тот же блог на Ютубе. Одно другому не противоречит?

– Я традиционалист в плане церковного миропонимания и мироощущения. К примеру, у нас в Белоруссии католики активнее, чем в России. И они сейчас проводят службы не только на латинском языке, но и на белорусской мове. Мы тоже обсуждаем ведение служб на русском и белорусском языках. С одной стороны, мне хочется, чтобы оставалась классика, но с другой – я не против, чтобы у людей был выбор. А сам по себе блог – это моя тоска по альтернативной профессии, иногда мне хочется все бросить и уйти «кодить».

– За какими блогами вы следите? Знаю, что одно время вы были подписаны на «Атеиста» – неожиданно.

– Я бы не хотел об этом говорить, потому что «скажи мне, что ты смотришь на Ютубе, и я скажу тебе, кто ты». Два года назад я открыл для себя в «Атеисте» оголтелый школьный атеизм, и на тот момент мне это было действительно смешно. Я изучал и старался понять этот элемент нашей культуры, но сейчас паблик изжил себя, стал скучным, и я отписался.

– Вы стремитесь к большим просмотрам, популярности и, как следствие, заработку в соцсетях?

– Раньше я экспериментировал с покупкой рекламы, но сейчас принципиально от этого отказался, потому что не знаю ни одного продукта высокого уровня, который покупал бы рекламу. Можно, конечно, условно купить сто тысяч подписчиков и на каждый ролик по сто тысяч просмотров, но что это даст?

– Популярность, которая в свою очередь привлечет сторонников и поможет большее количество людей познакомить с церковью.

– В этом вопросе я за эволюционный прирост, чтобы количество подписчиков адекватно соответствовало уровню канала. Сейчас я смотрю свои ролики двухлетней давности и понимаю, что это был тот этап, который нужно было пройти, чтобы научиться снимать так, как я делаю это сегодня. У каждого ютюбера есть три способа заработка: контекстная реклама, продажа рекламы на своем канале и донаты (англ. donate – жертвовать, оплата чего-либо на добровольных началах. – Прим. авт.). Вот донаты я собираю – ставлю ссылку для них под каждым видео. Раз в месяц я публикую отчет во «ВКонтакте», кто и сколько перевел на счет, благодарю ребят, а с собранных денег покупаю камеру или нанимаю профессиональных операторов и монтажеров. Ведь производство одного моего пятиминутного ролика занимает от двадцати часов, и это уже становится второй работой…

Борьба с оголтелым атеизмом

– В описании вашего канала говорится, что вам больно из-за того, что «христианство стало модно втаптывать в грязь и смешивать с отходами». О чем именно речь?

– Во многих событиях, неприятных для церкви, виноваты мы сами, священники. Многие проблемы возникают почти на пустом месте из-за того, что мы просто не можем сесть и подумать. Второе – нынешняя мода на такой оголтелый, агрессивный и воинствующий школьный атеизм. Я не против атеизма, но пусть он будет взвешенным, продуманным и уважающим альтернативные точки зрения. Сегодня мы смеемся над подростком, подписанным на «Атеиста», а у него на самом деле в голове формируется устойчивый стереотип о церкви. Затем он вырастает, становится профессором, к примеру, физики, а этот стереотип в его голове так и остается, он его воспроизводит и тем самым распространяет его дальше. И вот с этим стереотипом я стараюсь бороться еще на стадии формирования.

– Не все ваши ролики адресованы подросткам. Взять хотя бы ваш ответ Александру Невзорову, в котором вы подловили его на неверной трактовке Евангелия про так называемый тест на веру.

– Да, Невзоров – это отдельная тема. Мы могли бы указать на ошибку Александра Глебовича – он неправильно процитировал Евангелие и сделал неправильный вывод, но пошли другим путем. Сделали вид, что принимаем его формулировку и доказали абсурдность его версии. Если Александр Глебович ответит, это будет большой ошибкой с его стороны: если он втопчет меня в грязь, он мне сделает прекрасную рекламу. Теоретически я бы подискуссировал с Анатолием Вассерманом, но понимаю, что это не мой уровень. Со мной на курсе на кафедре апологетики учится профессиональный математик, который имеет все необходимые степени, и у нас с ним есть договоренность, что когда-нибудь мы снимем ролик – ответ Вассерману. Анатолий Александрович утверждает, что с помощью математических теорий можно доказать, что Бога нет, а мой знакомый священник-математик уверен, что из этих теорий такой вывод невозможен.

– Когда я смотрю ваши ролики, у меня возникает ощущение, что вы заигрываете с аудиторией. Слэнговые выражения, вейп, эмоциональная подача и т. д.

– Мой язык часто называют слэнговым, но это не так. Я говорю на языке, который понятен всем – и бабушкам, и подросткам. Другое дело, что я воспроизвожу культурные коды, которые понимает только мое поколение. Когда мы выпускали первые ролики, мы думали, что нас будут смотреть 15-летние подростки, но мы ошиблись – нас смотрят наши ровесники. Возможно, эти же коды вызывают диссонанс у зрителей, которые привыкли видеть священника в другом формате.

Что касается заигрывания с аудиторией… Ничего подобного, я же вырос в этой среде. Не является ли классическая проповедь священника с амвона в храме перед толпой бабушек заигрыванием перед слушателем? Ведь народ уже знает, что священник сейчас будет говорить благочестивые, хорошие стандартные вещи, и он соответствует их ожиданиям. Я же пользуюсь инструментом разрыва шаблона – только так сегодня можно работать с поколением, которое «живет» в Интернете.

– На какие темы готовите новые ролики?

– Народ часто требует от меня доказательства существования Бога, и один ролик об этом я уже снял. В нем я говорю, что у меня нет объективных доказательств, некой формулы. С другой стороны, если меня закинуть на тысячу лет назад, дать мне коробку антибиотиков, пистолет и фонарик, то при правильном подходе я смогу стать божеством для тех людей. Я смогу лечить болезни, убивать плохих людей с расстояния и делать из ночи день, включая фонарик – я стану для них богом. И если представить, что сегодня над Волгоградом зависнет нечто, что скажет «люди, молитесь», почему мы должны верить ему как богу? Если он вылечит наши болезни, то это станет всего лишь доказательством, что его методы лучше наших. Из этого вытекает вопрос – а какое доказательство вообще нам нужно? Такое, чтобы стало исчерпывающим и не оставило вопросов?

Чувства атеистов защищать не надо

– Вы неоднократно говорили, что российский закон о защите чувств верующих компрометирует РПЦ. Почему?

На самом деле я понимаю, почему государства принимают такие законы – чувства верующих защищают не только в России. Это делается для того, чтобы «развести» верующих по разным углам и убрать фактор дестабилизации государства, и это здравая идея, которая в других странах работает. Насколько я понимаю, пока что в России этот закон действует топорно.

– А чувства неверующих нужно защищать?

– А что такое чувство неверующих? Понимаете, чувства должны быть приложены на что-то конкретное. К примеру, сыновьи – чувства сына к родителям, патриотические – чувства к своей стране, в случае с верующими – это чувства, связанные с определенным мировоззрением. В моем представлении мира Бог – это реальность, и у меня есть чувства, которые приложены на эту реальность. Поэтому логичный вопрос – к чему приложены чувства атеиста?

– В 2015 году после скандала с питерскими священнослужителями в РПЦ хотели создать кодекс поведения священника в социальных сетях. Если бы вам, как активному пользователю Интернета, поручили его создание, какие бы главные тезисы вы в него внесли?

– Главное, я бы запретил политическую деятельность священников в Сети. Задача священника – говорить о Боге и Христе, а не о политических идеях. Многие мои братья совершают такую ошибку, растрачивая свой потенциал. Одежду, фотографии и правильные статусы регулировать глупо – ума это священникам не прибавит, а выглядеть будет смешно. Я бы рекомендовал братьям стараться соотносить те или иные события нашей жизни с Евангелием, и если высказывать свое мнение по какому-либо вопросу, то с соответствующим аргументом.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру