Волгоградец исследует забытые здания, чтобы найти в них новую жизнь

Там он видит «тени прошлого»

С конца лета в Волгограде появилась компания людей, которая бродит по заброшенным зданиям и выкладывает видеоотчеты о своих прогулках в интернете. Сталкеры (люди, посещающие и исследующие заброшенные места. – Прим. авт.) даже создали сообщество в соцсети под названием «Тени прошлого», где за ними наблюдают поклонники их деятельности. Число просмотров видео резко выросло после того, как сталкерами заинтересовались волгоградские журналисты. Активист сообщества Антон Протасов рассказал «МК в Волгограде», чем так манят его и друзей заброшенные здания и почему он никогда не отпустит своего сына гулять по «заброшкам».

Там он видит «тени прошлого»

Прогулки «белых воротничков»

Волгоградец Антон Протасов вот уже больше десяти лет работает в обычной фирме, которая занимается сопровождением программного комплекса по передаче данных. За это время он сменил несколько должностей, и сейчас трудится в качестве специалиста техподдержки. Сам себя мужчина называет офисным планктоном и очень занятым человеком: у него работа, семья, где двое детей, и мало выходных. Тем не менее на увлечения Антон старается найти хотя бы пару часов: регулярно посещает тренировки по смешанному единоборству и даже не прочь иногда окунуться в Волгу зимой. С лета 2017 года мужчина открыл для себя новое хобби.

– Сталкерством я занялся совсем недавно – в августе прошлого года. Какая-то тяга к заброшенным объектам у меня была еще с детства; меня привлекали тишина и спокойствие забытых зданий. В них время застывает и фантазия начинает гулять. Я начинаю представлять, как тут было раньше. Воображение рисует сцены из прошлого. А началось все с брошенной насосной станции, на которую я наткнулся в поселке Вишневка Палласовского района, когда ездил к теще. Я сфотографировал здание и создал тему на одном известном волгоградском форуме, и тема стала популярной, – вспоминает Антон.

Волгоградцы с интересом восприняли идею Антона совершать совместные вылазки в заброшенные места и делиться фотографиями оттуда, но воплотить идею в жизнь согласился только один человек – Алексей Пачурин. Вместе товарищи решили отправиться в турпоход по Щербаковской балке и заодно исследовать заброшенную церковь Святой Марии, расположенную неподалеку в Саратовской области. С тех пор совместные вылазки сталкеров стали регулярными.

– За полгода где мы только не были: в отделении роддома № 3, бывшей медсанчасти Волжского шинного завода, волжском речпорту, пионерском лагере «Дубки», пионерском лагере им. Германа Титова, 75-м цехе тракторного завода, в здании бывшего метизного завода, и это только часть объектов, – рассказал Антон.

В поход друзья обычно берут с собой экшн-камеру, обычный фотоаппарат, пару фонарей, ножик, сухое горючее, аптечку, провизию и сменную одежду. Изредка берут в компанию фотографа или журналиста: в основном они сами делают снимки и публикуют их в соцсетях, а оттуда кадры разлетаются по волгоградским изданиям.

Стены помнят

За деятельностью Антона и Алексея в городских сообществах следят сотни людей. Есть и обратная связь: сталкерам периодически подбрасывают идеи посетить малоизвестные объекты, а коллеги из других городов присылают фотографии своих походов. Сетевым друзьям нравится рассматривать старые здания, в которых когда-то кипела жизнь, а сегодня о ней напоминают только исписанные стены, поломанная мебель, игрушки и строительный мусор.

– В группе в социальной сети половина моих друзей, одногруппников, одноклассников. Остальная половина начинает постепенно набираться по интересам. Я являюсь редактором в еще двух известных и крупных группах по этой тематике. Постепенно завязываются контакты с другими группами и людьми из других городов и стран. Можно сказать, практически в любом городе России нас могут встретить, приютить и свозить на экскурсию, – утверждает Антон.

Из всех объектов самого сталкера больше всего впечатлил лагерь «Дубки», где он отдыхал около тридцати лет назад. Снова пройтись по корпусам, коридорам и площадкам, где он, будучи маленьким мальчиком, бегал вместе с друзьями, оказалось для сталкера очень волнительно. Другие объекты вызывали гораздо менее приятные чувства.

–Были неприятные и даже страшноватые случаи, как, например, в подвалах волжского речпорта. В одной из темных комнат я чуть не наступил на змею. Спасибо напарнику – он шел сзади, вовремя отреагировал и предупредил. Я оттуда уносил ноги, – вспоминает любитель приключений.

По его словам, самыми таинственными объектами являются бывшие медучреждения: здания, стены которых помнят людскую боль, по-особенному давят на психику, находиться в них очень некомфортно. Единственное место, куда друзья пока не стремятся попасть, несмотря на любопытство, это заброшенный морг. По поводу остальных «заброшек» табу нет.

– Объекты мы ищем тщательно. Есть профильные сайты и сообщества, где сталкеры делятся объектами и координатами. Потом мы выезжаем на местность и проводим разведку: ходим, смотрим, оцениваем ситуацию. Затем тщательно все планируем и выезжаем на объект практически подготовленными. Конечно, если объект далеко, то обходимся без разведки и действуем на месте. Но все же информацию собираем в интернете перед поездкой обязательно.

Хобби для больших детей

Несмотря на то, что у самого Антона тяга посещать оставленные людьми здания проявилась еще в детстве, само сталкерство он считает недетским увлечением. К общению с детьми, подростками и даже лицами моложе 25 лет он относится очень настороженно. Нередко бывает, что дети вступают в переписку со сталкерами, чтобы узнать у них адреса, наличие охраны, тайные лазейки и т. д. Чаще всего именно молодые люди ведут себя в таких местах безобразно: воруют, разбивают вещи, рисуют на стенах и гадят, сетует волгоградец. По его словам, в последнее время в соцсети активизировались девушки 16–19 лет, которые напрямую интересуются доступностью тех или иных объектов. Судя по их профилям и информациям на странице, к сталкерству они отношения не имеют, чем и вызывают подозрения.

– Вообще, у нас другая романтика. Фото, видео и атмосфера. Никакой политики и криминала. Мы с уважением относимся к охране. Если есть возможность, то мы лучше по-человечески попросим пройти и сделать пару кадров, без спросу стараемся не лезть. Никогда не вскрываем замки, окна. Проходим только в уже открытые помещения.

Дети, по словам Антона, не только не соблюдают правил приличия, но иногда и откровенно лезут на рожон.

– Я противник таких развлечений детей. Они не понимают, каким опасностям подвергают себя и других. Их надо ловить и проводить беседы с ними и родителями. Недавно видел объявление в интернете, где какой-то товарищ собирал группу ребят от 12 лет, чтобы полазать. Я был в шоке! Написал ему, что если он взрослый, то полный дурак, потому что если с детьми что случится, он понесет уголовную ответственность. Парень мне ответил, что это не мое дело. Дети в 12 лет гонятся за славой и хотят стать популярными блогерами! Слов нет.

Без претензии на славу

Самого себя Антон популярным блогером не считает: тысячи просмотров у роликов и наличие небольшого числа фанатов для него не признак популярности.

– У меня нет цели стать популярным. Это мое хобби, мы делаем, что нам по душе. Если со временем сталкерство принесет мне популярность и богатство, я, конечно, не откажусь. Но надо понимать, что не все приходит сразу, и если будет цель стать популярным, то нужно этому уделять все свое время. Спасибо всем журналистам за поддержку, вы отличные ребята. Думаю, у нас не тот контент, который быстро принесет нам славу. Можно снять гадости и мерзости, начать безумничать, подкидывать какие-нибудь мистические предметы на «заброшки» и сочинять басни, и просмотры будут, но это не наш путь.

Кстати, чтобы делать качественные ролики – с соответствующей музыкой и приличным видеорядом, – искателю приключений пришлось научиться основам видеомонтажа. Для этого ему хватило базовых знаний, почерпнутых из интернета. Надо отдать должное самоучкам – музыка и кадры в видео подобраны таким образом, что у зрителя от увиденного по коже бегут мурашки, а сами здания кажутся таинственными местами, полными опасности и сюрпризов.

Планами о ближайших сталках Антон Протасов делиться не хочет: есть вероятность, что после публикации в СМИ доступ к нужным объектам будет закрыт. Есть желание посетить культовые заброшенные здания и в других городах, но из-за высокой занятости волгоградец пока не может себе это позволить. Зато в мае он обязательно свозит семью на Медведицкую гряду – эта холмистая местность, расположенная на территории Волгоградской и Саратовской областей, является одной из самых известных аномальных зон в нашей стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру