Региональным дорожным фондам могут вернуть все топливные акцизы

В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут в общей сумме на 1 рубль.

В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо повысятся дважды. Эксперты предрекают дифференцированное повышение розничных цен на все виды нефтепродуктов и потребительских товаров начиная с конца марта и очередной передел на рынке АЗС.

В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут в общей сумме на 1 рубль.

Замах рублевый

В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут дважды – с 1 января и с 1 июля, оба раза на 50 копеек за литр. Таким образом, ставка акцизов на бензин экологического класса 5 вырастет на 10,7% – до 11 213 рублей за тонну. В середине года он подрастет еще больше – до 11 892 рублей за тонну. Дизельное топливо также теперь будет облагаться повышенными акцизами: с 1 января цена на него увеличится на 12,7%, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.

В Российском топливном союзе (РТС) рост акцизов связывают с дефицитом дорожных фондов и большими планами дорожного строительства. ТЭК является одним из основных источников пополнения, и другого выхода пополнить дорожную казну у государства сегодня просто нет.

– Стоит признать: от роста акцизов на бензин и дизтопливо деваться нам некуда, – констатирует исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. – Что будет с розницей, сказать сложно, ведь динамика цен в каждом регионе может различаться.

Результаты исследования показывают, что за год цена бензина увеличилась на 6,8%, в денежном выражении – на 2,5 рубля. В то же время цена дизельного топлива выросла на 8,5% (на 3,4 рубля). По прогнозам экспертов, в 2018 году дизельное топливо вырастет в цене в среднем на 9%, а цена литра бензина – на 6,5%. У ФАС другой прогноз: рост топлива будет в пределах инфляции.

Пока нет окончательной ясности, как будут распределены доходы от топливных акцизов между регионами и федеральным бюджетом. По действующим нормам закона топливные акцизы направляются в Дорожный фонд РФ и региональные дорожные фонды, из которых финансируются ремонт и строительство дорог. Но распределение средств между Федерацией и регионами окончательно пока не закреплено.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты изменились в России с 1 июня 2016 года. До этого 100% поступлений от этого вида налога зачислялись в региональные бюджеты. Потом регионы из центра попросили поделиться: в 2016 году в федеральный Дорожный фонд ушло 12% акциза, а в 2017 году уже в три раза больше – 38,3%. Согласно проекту бюджета на ближайшие три года, в 2018 году федеральный Дорожный фонд мог бы смело претендовать на 42,9% акциза.

Вырученные средства, по словам главы Минфина Антона Силуанова, планировалось направить на крупные федеральные проекты – строительство трасс и соответствующей дорожной инфраструктуры в Калининградской области (Приморское кольцо), на Дальнем Востоке и в Крыму (Таврида).

Хорошо забытое старое

Между тем на одном из летних заседаний Правительства России концепция распределения изменилась. Глава Минтранса Максим Соколов в ходе своего доклада сообщил коллегам, что нормативным в России признано на данный момент состояние около 77% федеральных магистралей, а вот по региональным трассам эта цифра едва достигает 40%. По мнению главы Минтранса, перераспределение средств в пользу федерального центра только усугубляет ситуацию, и необходимо пополнять в первую очередь региональные дорожные фонды.

Присутствовавший на заседании Президент России Владимир Путин согласился с позицией Минтранса и дал поручение исправить существующую диспропорцию к началу 2018-го.

Позже председатель профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев сообщил, что депутаты обсуждают проект бюджетных поправок и планируют вернуть регионам минимум 88% собираемых акцизов на нефтепродукты уже с 1 января 2018 года.

Это хорошие новости для регионов, так как уже подсчитано, что потери региональных дорожных фондов, которые более чем на 70% формируются за счет топливных акцизов, в 2017 году составили 110 млрд рублей, а в 2018 году и вовсе могут лишиться 160 млрд рублей.

Правда, ряд регионов, в том числе и Волгоградская область, получали в качестве компенсации часть целевых средств по программе «Безопасные и качественные дороги». Только в 2017 году регионы получили по этой программе 40 млрд рублей.

В Волгоградской области в рамках госпроекта за последние три года удалось значительно увеличить финансирование дорожной отрасли с 7,2 миллиарда в 2013 году до 9,8 миллиарда в 2017-м. Только в 2017 году по программе «Безопасные и качественные дороги» в городе и области реализовано 161 мероприятие, направленное на приведение дорог в нормативное состояние и обеспечение безопасности дорожного движения. За последние три года всеми видами дорожных работ было охвачено порядка 1,5 тысячи километров трасс.

К концу 2018 года губернатором области Андреем Бочаровым поставлена задача привести в соответствие с нормативными требованиями еще порядка 180 километров автодорог волгоградской агломерации. Тем самым доля дорог, соответствующая госстандарту, достигнет в регионе рекордного показателя – 63%.

Пришла беда – отворяй ворота

Эксперты уверены, что возврат отчислений доходов от акцизов в бюджеты субъектов РФ положительно скажется на финансировании дорожного хозяйства регионального и местного значения. Ведь регионы до сих пор несут потери из-за льгот по транспортному налогу, введенных для компенсации потерь от системы «Платон». В 2016 году по этой статье пополнения дорожных фондов российские регионы недосчитались 8,7 млрд рублей.

Недоберут в этом году регионы и другие виды акцизов. По предложению Минфина, в 2018 г. изменилось и долевое распространение доходов от налоговых сборов за средний дистиллят – это такие виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо.

С 1 мая 2016 года в бюджеты регионов направлялось 77% доходов от акцизов на эти нефтепродукты, остальные 23% шли в федеральный бюджет. С 1 января пропорции изменились: теперь акцизы должны распределяться поровну: 50% следует направлять в региональные бюджеты, а 50% – в федеральный.

При этом в правительстве считают, что изменение норматива распределения не повлечет выпадение доходов из бюджетов субъектов РФ, а наоборот, позволит  дополнительно их увеличить суммарно на 3,5 млрд рублей. Минфин не лукавит: общее количество денег от акцизов действительно может увеличиться, но если бы пропорции сохранились, то доходы региональных дорожных фондов по этому виду налогового сбора в денежном выражении были бы больше на 50%.

Как считают в Минфине, предлагаемые нововведения призваны стимулировать инвестиционную активность и оптимизировать порядок обложения акцизами средних дистиллятов. Предлагается также расширить определение среднего дистиллята, чтобы подакцизными были все виды топливных суррогатов.

Марток оставит без колес

Но простых волгоградцев, безусловно, волнует другой вопрос – как рост акцизов на бензин отразится на конечных потребительских ценах? Приблизительный подсчет говорит, что акцизный рубль с литра даст (с учетом НДС) плюсом к стоимости литра топлива на АЗС примерно 1,8–2 рубля, но может быть и больше. По пессимистическим прогнозам, средняя цена бензина может достичь 55 руб.

Правда, резкому повышению будет препятствовать выборный период. До дня выборов Президента России ценники на заправках практически наверняка «подморозятся», а вот стоит ли ждать быстрой «оттепели» и стремительного роста цен на АЗС после 18 марта – вопрос открыт.

Между тем бурный рост цен на топливо уже сейчас вынуждает волгоградских автовладельцев отказываться от поездок на личной машине или искусственно сокращать их. По данным ряда автозаправщиков, объем одной заправки в областном центре уже упал ниже критической отметки – 10 литров, причем продажи падают у всех без исключения автозаправочных сетей в регионе.

При этом рынок перевозок такси в областном центре неуклонно растет – это говорит о том, что часть населения Волгограда все чаще отказывается от использования собственного транспорта в пользу транспортных сервисов.

Рост продаж малолитражных автомобилей – еще один устойчивый тренд, который волгоградские автодилеры фиксируют последние десять лет. Удорожание топлива будет только способствовать этому процессу.

За последние пять лет содержание личного авто стало дороже минимум на треть. При этом чуть меньше половины общих затрат составляет заправка транспортного средства топливом.

Руководители транспортных служб логистических компаний предрекают, что повышение акцизов на топливо напрямую скажется на росте стоимости не только самого топлива, но и многих продуктов потребления, поскольку цена их доставки также напрямую зависит от стоимости топлива.

Гонки по вертикали

Эксперты предрекают очередной серьезный передел на рынке розничных АЗС в пользу крупных топливных операторов. «Независимый топливный союз» уже бьет тревогу: маржинальность топливного бизнеса стремится к нулевой отметке. В НТС подсчитали, что доходность розничной торговли нефтепродуктами в первом квартале 2017 года рухнула, скатившись к значению 8 рублей (!) за тонну. А ведь еще два года назад этот показатель равнялся 2 тыс. рублей.

Грядущий период будет серьезным испытанием в первую очередь для мелких независимых АЗС. Почти все моторное топливо сегодня производится на заводах, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, у которых центр прибыли сознательно смещен в сектор нефтедобычи и нефтепереработки. Рознице оптовики сознательно оставляют примерно два рубля наценки на каждый проданный литр. Малая разница между оптовой и розничной ценами позволяет АЗС, принадлежащим нефтедобывающим компаниям, периодически «зачищать» рынок, вытесняя мелких независимых игроков. Ведь крупные сети легко могут удержать розничные цены и обеспечат себе конкурентные преимущества, в то время как независимые продавцы в условиях повышения акцизов и налоговых ставок будут вынуждены поднимать цены, чтобы не работать в убыток.

Для того чтобы выжить, «малышам» предстоит что-то придумывать с доходностью своего бизнеса. И, скажем прямо, не всегда им удается дать адекватный в плане законности ответ. Один вариант «ответки» легко читается в статистике продаж технического бензина. Такое топливо используется как растворитель для нужд лакокрасочной промышленности и не облагается акцизами и транспортными налогами. Как свидетельствует статистика, этот нефтепродукт уже выпускается в количествах, превышающих реальные отраслевые потребности примерно в 10 раз! Спрашивается, для чего? Очевидно, для того, чтобы рано или поздно оказаться в бензобаках автомобилей, чьи владельцы – противники глобализации или просто решили сэкономить, заправившись на какой-нибудь АЗС на отшибе.

Ставки акцизов для легковых автомобилей в 2018 г. также изменятся.

Справка МК в Волгограде

Ставки акцизов для легковых автомобилей

Для автомобиля с мощностью двигателя свыше 200 л. с. и до 300 л. с. (за 1 л. с.):

с 1 января по 31 декабря 2018 г. – 714 руб.

с 1 января по 31 декабря 2019 г. – 743 руб.

с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 г. – 773 руб.

Для автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л. с. и до 400 л. с. (за 1 л. с.):

с 1 января по 31 декабря 2018 г. – 1,218 тыс. руб. за 1 л. с.,

с 1 января по 31 декабря 2019 г. – 1,267 тыс. руб. за 1 л. с.,

с 1 января по 31 декабря 2020 г. – 1,317 тыс. руб. за 1 л. с.

Для автомобилей с мощностью двигателя свыше 400 л. с. и до 500 л. с. (за 1 л. с.):

с 1 января по 31 декабря 2018 г. – 1,260 тыс. руб.

с 1 января по 31 декабря 2019 г. – 1,310 тыс. руб.

с 1 января по 31 декабря 2020 г. – 1,363 тыс. руб.

Для автомобилей с мощностью двигателя свыше 500 л. с. (за 1 л. с.):

с 1 января по 31 декабря 2018 г. – 1,302 тыс. руб.

с 1 января по 31 декабря 2019 г. – 1,354 тыс. руб.

с 1 января по 31 декабря 2020 г. – 1,408 тыс. руб.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру