Волгоградцы организуют гражданскую оборону против некачественных продуктов

Свои жалобы они все чаще транслируют в социальных сетях

9 ноября 2017 в 10:01, просмотров: 607

Волгоградские потребители стали чаще жаловаться на некачественные продукты питания. Правда, свои жалобы они все чаще транслируют в виде постов в социальных сетях: отстаивать свои права через Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или даже суд решаются немногие. Как не попасться на уловки недобросовестных производителей и продавцов, разбирался «МК в Волгограде».

Волгоградцы организуют гражданскую оборону против некачественных продуктов

Упаковка с «сюрпризом»

С пугающей регулярностью волгоградцы сообщают о несъедобных находках под обертками привычных продуктов. Чаще всего «сюрпризы» находят в консервах, мясных продуктах и выпечке. Так, в купленном в кулинарии бутерброде покупательница нашла насекомое, похожее на таракана. «Я не на 100 процентов была уверена, что это таракан. Но когда я показала находку на кассе, продавцы ужаснулись. Потом мне вернули за продукт 57 рублей», – описала девушка свой потребительский шок. Еще один усатый собрат был найден другим покупателем под яркой оберткой шоколадной конфеты.

Другая покупательница обнаружила в кексе соломину: «Чем мели пол, то и в тесто пошло», пожаловалась она. Самыми опасными находками за последнее время стали иголка в шоколадном лакомстве и камень в прянике. «Стоило надкусить сладость, как зубы ударились о твердый металлический предмет. К счастью, я не успела проглотить «сюрприз», «Пила утренний воскресный чай, а потом прямо на больном зубе что-то хрустнуло, оказалось – камешек», «Я начала разжевывать конфету, но почувствовала что-то острое на языке. Я сразу достала плоскую железку длиной примерно 1,5 сантиметра», – жаловались любители сладкого. В привычных всем сосисках покупатели находили солому, а в консервах – червяков.

На неудачные покупки жалуются и мужчины: «Купил королевские креветки со скидкой. Поставил варить – они все разварились и стали белыми. Вода от них вспенилась и стала красной, а кастрюля и плита теперь не отмываются. Скорее всего, были неоднократно заморожены и вообще были крашеными», – рассказал волгоградец о неудачном ужине. Другой пользователь купил бутылку с водой, которая пахла пластиком: «Сразу обратил внимание, что вода налита «всклянь», под самую крышку, что говорит о подделке, но почему-то махнул на это рукой, а когда открыл и принюхался, вернулся за деньгами».

На бренд надейся – сам не плошай

К сожалению, некачественный продукт может оказаться на столе любого потребителя. Несмотря на все уверения производителей в абсолютном контроле технологии на каждом этапе производства и стопроцентной гарантии качества, ожидаемое не всегда совпадает с действительным. И если с плодоовощной продукцией все боле менее просто – недозрелые, переспевшие, гнилые или подмороженные фрукты и овощи видно невооруженным глазом, то с упакованными продуктами все гораздо сложнее.

По словам доцента кафедры Технологии пищевых производств, кандидата биологических наук Ольги Серовой, в первую очередь нужно обращать внимание на упаковку.

– Эти элементарные правила всем знакомы, но, к сожалению, иногда мы теряем бдительность и делаем сомнительные покупки. Если приобретаете любого вида консервы, присмотритесь к банке – неважно, стеклянной или жестяной. Она не должна быть вздутой, мятой или приоткрытой. Крышка приподнимается из-за размножения микроорганизмов, которые выделяют газ, или нарушения технологии производства.

Жестяные банки не должны быть деформированы, продолжает эксперт. Удар может повредить покрытие изнутри, и это приведет к порче содержимого. Внимательно стоит смотреть и на этикету.

– Нередко с этикеткой мудрят сами магазины: истекает срок годности, продавцы клеят на дату изготовления сверху наклейку со скидочной ценой. Потребитель видит скидку и кладет продукт в корзину, а дома его ждет «сюрприз». Размытая маркировка, стертые надписи – тоже уловки продавцов.

Качество продуктов в прозрачной упаковке можно оценить, пока они лежат на прилавке. Покупая сыр, посмотрите на его срез. У «Российского», «Гауды» и других «мелкокружковых» не должно быть трещин, а вот на «Маасдаме» и «Эмментале» они допустимы. Сыр должен быть светло-желтого цвета, более насыщенный оттенок говорит об использовании красителя. Натурального или нет – подскажет состав продукта.

При выборе колбасы также нужно обратить внимание на цвет, запах и консистенцию – их тоже можно увидеть на срезе. Не покупайте палку целиком, попросите продавца разрезать. Хороший продукт пахнет специями, имеет нежный ровный цвет, однообразную консистенцию без вкраплений и пузырьков. Кусочки жира или шпика должны быть только белыми. Попросите отрезать кусочек и попробуйте на вкус: колбаса не должна быть прогорклой и иметь привкус. В любом случае продавец должен резать продукт только в перчатках и чистым ножом.

Свежее мясо должно быть полностью обескровлено, иметь однородную плотность, хорошую упругость при надавливании, и легкий запах. Липкость и влажность говорят о несвежести. Свинина имеет светло-розовый оттенок, говядина – красный, телятина – светло-красный. Качественная курица хорошо ощипана и выпотрошена, без переломов, гематом, кровяных сгустков и других поверхностных дефектов.

Замороженная рыба должна быть естественного цвета, целой, без вмятин, желтизны и повреждений, не слипшаяся, со светлыми и выпуклыми глазами и свежим запахом. Если тушка деформирована, поцарапана и плохо пахнет, значит, ее неоднократно замораживали. Желтый цвет говорит о начавшемся окислении. Качественные замороженные креветки, а также мидии и морские гребешки не должны иметь посторонних запахов; створки последних должны быть плотно закрыты.

По словам Ольги Серовой, качество упакованных продуктов можно определить только после вскрытия упаковки. К примеру, если нарушена технология производства любого молочного продукта, потребителя не спасет даже хороший срок годности.

– Некоторые моменты на ходу, в магазине определить невозможно, запах, цвет, консистенцию и привкус хозяйка почувствует только на кухне. Хотя откровенно плохо пахнущая и помятая упаковка кефира, конечно, сразу себя выдаст.

Детальный анализ качества можно провести только в лабораторных условиях, но и здесь есть свои сложности: чем больше совершенствуются физико-химические методы анализа продукции, тем больше ухищряются производители, считает эксперт.

Дайте жалобную книгу

Потребители, ставшие жертвами нерадивых производителей и продавцов, не всегда берутся отстаивать свои права. По словам представителя Союза потребителей РФ в Южном округе Любови Бахметовой, многие пугаются бумажной волокиты. Дело в том, что с 1 января 2017 года в России изменился порядок рассмотрения жалоб в Роспотребнадзоре. Согласно новой редакции закона о защите прав потребителей (N 2300-1, ред. от 01.05.2017), сначала покупатель должен попытаться решить конфликт с юридическим лицом: устно или письменно оставить претензию с требованием обменять товар на новый или вернуть деньги. И только если продавец или производитель свою вину не признает, в бой идет «тяжелая артиллерия» – Роспотребнадзор и суд. Теперь анонимную заявку на сайте органа по защите прав потребителей оставить тоже нельзя: заявление нужно подать лично в территориальный орган или через портал «Госуслуги». Нужно иметь в виду, что юрлицо вправе потребовать компенсацию с истца, если обвинение в его адрес не подтвердится.

Эту схему ввели для того, чтобы сократить число проверок предпринимателей и прекратить так называемый «потребительский экстремизм» – желание покупателя нажиться на судебных разбирательствах с производителем.

– Людей такой механизм отталкивает, они чувствуют себя брошенными и незащищенными. Производители, естественно, с ними общаться не хотят: «забывают» поставить отметку и штамп на входящем документе, без которых он недействителен, тянут с ответами. Ситуация на рынке из-за этого складывается нехорошая. Получается, что мы защищаем бизнес и «кошмарим» обычных людей.

Любовь Бахметова уверена, что усложнившаяся процедура не должна останавливать людей на пути к справедливости. И, если бизнес не будет идти на контакт с покупателями, они найдут другой выход – сработает «сарафанное радио». Волгоградцы все чаще посредством интернета предупреждают друг друга о магазинах, в которых работает грубый персонал, обманывают покупателей и не следят за санитарными нормами. До сих пор в видеохостинге популярно видео, в котором бывший сотрудник пекарни продемонстрировал, в каких условиях ему приходилось работать: зрители увидели грязь, плесень и полчища тараканов. Марки, попавшиеся на «халтуре», тоже быстро попадают на слух и становятся героями антирекламы.

Пока случаи с несъедобной начинкой у нас, к счастью, единичны. Роспотребнадзор регулярно проводит плановые проверки и наказывает нерадивых предпринимателей рублем. По информации территориального органа, в первом квартале этого года специалисты проверили более 11 тысяч производителей пищевых продуктов, организаций общественного питания и участников торговли. Забраковано более 15 тысяч партий пищевой продукции и составлено более 13 тысяч протоколов об административном правонарушении. Наложено штрафов на сумму свыше 164 миллионов рублей.

«Удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям по содержанию химических веществ, в первом квартале 2017 года сохранил стабильно низкие показатели и составил 0,4%», – рассказали в ведомстве. Кстати, в 2016 году этот показатель составлял 0,5%. Эксперты отмечают, что в первом квартале этого года доля нитратов снизилась до 0,9% (на 0,2%). Микробиологическим нормативам не соответствовало только 3,8% (2016 год – 3,8%, 2015 год – 4,2%).




Партнеры