Волгоградские пивнушки выведут из «серой» зоны

Стремительный рост количества пивных точек формата «у дома» обходится областному бюджету минимум в 700 млн рублей в год. Именно настолько сократился сбор акцизов от пива согласно прогнозным значениям бюджета 2017–2018 годов (с 3,2 млрд рублей до 2,5 млрд рублей). Разливное пиво теснит с рынка бутилированное, а пивзаводы снижают объемы производства. 30 августа в облдуму был внесен законопроект, который ограничит допустимую зону размещения дворовых пивных. Поможет ли это местному бюджету, разбирался «МК в Волгограде».

 
Волгоградские пивнушки выведут из «серой» зоны

Торговля разливным пивом стала настолько популярной, что количество специализированных торговых точек шаговой доступности растет как на пивных дрожжах. Маркетинговое агентство Zoom Market 25 октября опубликовало результаты исследования, в котором Волгоград занял 5-е место по количеству употребляемого пива из 30 российских городов. Опередили нас Москва, Саранск, Нижний Новгород и Чебоксары. Как говорится в исследовании, разливное пиво предпочитают 63% опрошенных, в стеклянных бутылках и алюминиевых банках 24%, разливное пиво в барах, кафе и ресторанах 9%. При этом соотношение мужчин и женщин, регулярно употребляющих пиво, примерно одинаково: 54% к 46%.

Между тем акцизные сборы от продажи алкоголя – весомый источник пополнения казны региона, и изменения структуры этого рынка неизменно входят в зону особого внимания региональной власти. 29 августа в облдуму был внесен законопроект «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области...». Документ уже рассмотрен  в профильном комитете, его принятие поддержал и губернатор Андрей Бочаров.

Законопроект вводит ограничение на размер уставного фонда предприятий, специализирующихся на продаже пива, – не ниже 50 тыс. рублей. А торговые объекты по продаже пенного напитка будут запрещены, если вход в торговый павильон осуществляется со двора или со стороны сквозного проезда внутри многоквартирного дома.

Отдельные павильоны, стоящие на территориях, отмежеванных к многоквартирным домам, также попадут под нормы. Запрет коснется и тех точек, которые располагаются вблизи рекреационных объектов. В дни проведения праздничных городских мероприятий  продажу пива ограничат.

В облдуме подчеркивают, что законопроект направлен прежде всего на упорядочивание продажи алкоголя и не усложнит условия работы добросовестных предпринимателей.

Закон вступает в действие в течение 30 дней после опубликования. Теоретически, если он будет принят до конца года, то уже в начале 2017 года количество пивных в Волгограде сократится.

Найти цифры, сколько объектов попадет под нормы, нам не удалось. Но, например, крупнейшая федеральная сеть розничной продажи пива из г. Омска, которая работает в восьми российских регионах, с июля этого года начала процедуру ликвидации юрлица, управлявшего местными магазинами. Выход компании из Волгоградского региона подтверждается картой присутствия, размещенного на сайте компании.  

Региональный индекс промпроизводства напитков (куда входит производство пива) по итогам января-сентября 2017 года сократился на 8,5%, в то время как в прошлом году в этом же периоде вырос на 1,6%, говорится в сентябрьском докладе Волгоградстата о социально-экономическом положении региона. Объем производства в деньгах с начала года по сентябрь составил 2,4 млрд рублей (46,1% к аналогичному периоду 2016 года).

– Тенденция стремительного развития некрупных магазинов розничной реализации разливного пива показывает устойчивую тенденцию к росту, – комментирует аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. – Этот вид бизнеса достаточно выгоден для владельца, при этом специфика продукта и процесса реализации позволяют не показывать официально реальные объемы реализации и существенно экономить на налогах.

По мнению эксперта, ситуация в Волгограде, где небольшие торговые точки расположены в жилых домах или вблизи жилых домов также весьма типична для многих городов.

– Формально подобная политика всегда может быть оправдана с точки зрения заботы о санитарном состоянии территории и нравственном здоровье горожан, – говорит Сергей Коренев. – Но реальной целью, безусловно, является сохранение доходов от акцизов и НДФЛ, которые являются основными источниками пополнения региональной казны.

Кроме того, по мнению эксперта, этот закон, который уже принят во многих регионах, защищает легальные торговые предприятия от фирм-однодневок, которые демпингуют и работают по «серым» схемам, затрудняя налоговый контроль.

Реальный доход региональной казне дают лишь крупные производства, поскольку налог на прибыль, НДФЛ и имущественный налог – основные местные налоги, за счет которых формируется доходная часть бюджета. Мелкие торговые точки, как правило, работают на упрощенной системе налогообложения и не горят показывать свои реальнвые доходы. На таких предприятиях фонд оплаты труда, как правило, не превышает минимальных значений. Основные средства торговой точки – это столы и стулья, а площадь занимаемого помещения равнозначна площади однокомнатной квартиры.

Между тем прогнозный сбор налога на прибыль организаций в 2017 году запланирован на уровне 19,9 млдр рублей. Бюджетом 2018 году предусмотрено 18,5 млрд рублей. Снижение составит 1,45 млрд рублей. Сбор по налогу на имущество организаций в 2017 году ожидается не менее 7,4 млрд рублей, а в 2018 году уже  5,8 млрд рублей (минус 1,6 млрд рублей).

Снижение промпроизводства отражается на общей статистике. В 2010 году в России был произведен 1 млрд декалитров пива, а в 2016-м – 0,7 млрд декалитров. За шесть лет производство сократилось почти на 30%.  

– В эту статистику попадают данные лишь крупных производителей, которые публикуют официальные цифры по своему производству. Мелкие пивоварни, вполне возможно, в эту статистику не попадают, – отмечает Алексей Коренев. – Для маленьких пивоварен производство в банках или бутылках – дело невыгодное, так как требует специального оборудования для разлива и фасовки, что для некрупного предприятия непозволительная роскошь.

Зампредседателя областного комитета промышленности  и торговли – начальник управления регулирования торговой деятельности Виолетта Калмыкова считает, что дополнительных издержек в результате принятия этого закона бизнес-сообщество не понесет, это показал анализ соответствующей практики в других регионах.

После принятия закона реализация нормы в регионе будет происходить постепенно. В случае если объект попадет под ограничение, предприниматель сможет продолжить деятельность до того периода, как закончится срок лицензии. А далее перенести торговую точку на место, разрешенное законодательством и предусмотренное городской схемой размещения торговых объектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру