Волгоградские художники устроили мирную революцию

Ярким событием для культурного Волгограда стала выставка «Октябрь семнадцатого»

Ярким событием для культурного Волгограда стала выставка «Октябрь семнадцатого», открытая Волгоградским музеем имени Машкова в обновленном зале на Чуйкова, 37.

Ярким событием для культурного Волгограда стала выставка «Октябрь семнадцатого»

Гостей вернисажа встречали самолично Владимир Ленин со своим соратником Феликсом Дзержинским. В этой эксцентричной парочке исторических персон знатоки признали актеров одного из волгоградских театров. Ильич в кепке и его «железный Феликс» появились не случайно. Название выставки прямо отсылает к бурным событиям прошлого века.

– Когда мы говорим про октябрь семнадцатого в России, сразу возникают ассоциации с залпом «Авроры», красными знаменами и кумачовыми лозунгами, революцией, которая несла и надежду, и гибель, строила новый мир и разрушала семьи, – пояснила замысел одна из участниц выставки, известный волгоградский художник Елена Орлова.

– В 1917-м сметались старые устои, общество искало новые пути. Многие художники замерли в то время. В непонимании. В ожидании. У каждого был свой путь и своя революция. Всегда важен смысл. И память. И мечты о новом справедливом мире. Выставка, скорее, об этом. Октябрь для нас и точка подведения итогов, и точка отсчета.

Участники выставки – трое волгоградских художников Елена Орлова, Мария Мелихова и Сергей Блох, каждый по-своему слушает свое время, порой экспериментально преломляя свой опыт.

Елена Орлова представила свою знаменитую графику. В основном акварели. Художницу занимает цвет, его способность собираться в один большой цветовой пласт из мельчайших разноцветных частиц. Восхищенное изумление публики вызвало то, какие радужные картины создает этот автор на бумаге с помощью обычных ручек, фломастеров, карандашей, акварели, туши. Эти рисунки ювелирно тонкие, детальные и очень женственные. Работы повествовательны, они рассказывают обо всем, что дорого художнице:

– Они о том, что радует глаз, что окружает меня. Люблю натюрморты, особенно натюрморты с цветами, передавать сиюминутность которых и интересно, и сложно. Еще одна часть моих работ – своеобразный личный дневник: путевые зарисовки, наблюдения, воспоминания. Цветущий май, январские ирисы, лодки на тихом августовском побережье. И, конечно, октябрь. Свой октябрь. С теплым пледом, интересной книгой. С чашкой горячего чая. И с памятью о полыхающих за окном знаменах.

Поразили цианотипии с коллажами, живописные холсты и шелковые платки с уникальными росписями Марии Мелиховой, которые она посвятила родному Волгограду.

Художница выполнила цикл «Моя семья» в малознакомой большинству волгоградских зрителей технике цианотипии, сведения о которой она нашла в Интернете. Фактически это фотопечать, но без использования серебра.

Художнице понравилось, что можно переносить изображения не только на бумагу, но и на ткань. На поверхность в темноте наносится светочувствительная смесь, сверху кладется негатив – и все это выносится на солнце. В результате кропотливого процесса получились необычные дизайнерские панно. Это многократно увеличенные и тонированные старые семейные фотокарточки полувековой давности. Такие черно-белые снимки наверняка есть у каждого. Камерные, лишенные пафоса, они превратили историю одной семьи в пронзительный художественный образ целого поколения большой страны.

Марию Мелихову отличает смелость в поиске новых решений. Даже, казалось, традиционные живописные холсты у нее необычные. Это как будто фрагменты огромного живописного пазла, из которых складываются любимые места прогулок по центру города от улицы Мира до улицы Чуйкова.

В них южное небо и солнце, заливающее все вокруг светом, который не каждый художник может «поймать», капители, балкончики, пилястры, арки и другие элементы советского монументального ампира. По ним сразу узнаешь облик старых волгоградских домов постройки прошлого века. И те же силуэты волгоградской архитектуры видишь в росписях по шелку в женственной серии из десяти платков. Это овеществленные воспоминания и любовь к родному городу.

– Я хотела от семьи и города прийти к себе. Я – это мои близкие, все, что меня окружает.

Третий участник выставки – Сергей Блох, как и художники-революционеры сто лет назад, занят открытием новых форм. Для приверженцев концептуального искусства его зона экспозиции оказалась самой привлекательной.

В инсталляции – 12 круглых холстов с изображением райских птиц и три арт-объекта в виде клеток. Проект называется «Гласные», он посвящен свободе.

Прутья клеток представляют собой нанизанные на лески «осколки прошлого». Бусины, заколки, брелоки, какие-то винтики, старые ключи от квартиры и от ящиков и т. д. Эта мелочевка, «мусор», тем не менее, напоминают о важных событиях и человеческих отношениях. Она копилась лет десять, прежде чем стать художественным произведением. Еще Сергея вдохновило стихотворение Артюра Рэмбо «Гласные» – и как звук, и как символ открытости.

– Ну, прошлое не схватить и не изменить, оно свободно, и в то же время я всегда в его плену, – объясняет концепцию Сергей Блох. – Клетки пусты, птицы выпущены на волю, даже холсты без рам... Рамы – это ведь тоже метафорическая клетка для картины. В клетке нет места ни цвету, ни звуку. У цвета, как у птиц, своя жизнь. И своя траектория полета. У птиц нет фона, он тоже свободен и существует вне картин, отдельно. В общем, я всех и ото всего освободил.

Такие разные волгоградские художники подарили горожанам современный образ нового Октября. И он вовсе не революционный, а мирный, светлый и оптимистичный.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: «Октябрь» уж наступил

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру