Александр Дорждеев: «Для эффективной бюджетной работы нужно системное наведение порядка»

Главный финансист региона дал эксклюзивное интервью «МК в Волгограде»

1 ноября в регпарламент будет внесен проект областного бюджета на 2018 год. О перспективах бюджетной политики и экономических процессах, которые влияют на формирование главного финансового документа региона, мы поговорили с первым заместителем губернатора Волгоградской области – председателем комитета финансов Волгоградской области.

Главный финансист региона дал эксклюзивное интервью «МК в Волгограде»

Готовность к большему

– Александр Владимирович, в каких условиях идет работа по верстке бюджета, какие факторы оказывают существенное влияние?

– Этот бюджет верстался с учетом существенных изменений налогового и бюджетного законодательства, а также с учетом прогноза социально-экономического развития области. Нововведений много, в том числе напрямую касающихся формирования доходной части региональных бюджетов. Причем не всегда в лучшую сторону. Конкретный пример: правительство на днях приняло решение продлить льготу по налогу на движимое имущество организаций. Для бюджета Волгоградской области это обернется выпадающими доходами в пределах 1,8–2 млрд рублей.

Еще одна «сложная» норма налогового законодательства – возврат налога на прибыль, согласно статье 78 НК РФ. Она также дает нам снижение поступлений.

В прошлом году были приняты еще изменения в части снижения нормативов по зачислению доходов в областной бюджет – по налогу на прибыль и акцизам на нефтепродукты, которые также приводят к выпадающим доходам. Но, безусловно, главный фактор, который уже не один год негативно сказывается на доходной части областного бюджета, – введение института консолидированных групп налогоплательщиков.

В целом анализ ситуации с налоговыми поступлениями в бюджет региона за последние пять лет при действующем налоговом законодательстве показывает, что общая сумма выпадающих доходов в период с 2012 по 2016 год составила 47 млрд рублей. При этом госдолг Волгоградской области за этот же период увеличился на 30 млрд рублей.

Волгоградская область по-прежнему имеет мощный экономический потенциал и априори в состоянии сформировать профицитный бюджет.

Долг платежом красен

– Поскольку мы начали с перспективы формирования именно доходной части областного бюджета, скажите: какие еще имеются болевые точки? Есть ли у нас проблемные налоги? По каким из них самые крупные долги?

– К проблемным, как вы говорите, можно отнести в первую очередь транспортный налог. На сегодня из всех региональных налогов по нему самая большая задолженность. Причина – низкая платежная дисциплина. Работа по ее активизации нами регулярно ведется. Рассматривались разные варианты, в том числе и уплаты налога при покупке полиса ОСАГО. Сейчас прорабатывается механизм уплаты через МФЦ. На мой взгляд, это наиболее перспективный вариант.

Непростая ситуация складывается и с акцизами на пиво. Объемы производства этого напитка на территории региона снижаются, соответственно, снизились и поступления в бюджет. Плюс крупнейшая компания – производитель пива сейчас находится в процессе слияния. Как будет дальше развиваться производство и каковы перспективы по налоговым поступлениям, сегодня спрогнозировать сложно.

Также снижаются акцизы на нефтепродукты из-за изменения норматива зачисления, а также механизма их перераспределения. Только по одному нефтеперерабатывающему заводу потери областного бюджета составили 9 млрд рублей. Тем не менее компания «Лукойл» по-прежнему остается для региона налогоплательщиком номер один.

Есть проблемы с поступлениями по земельному налогу, арендными платежами. Чтобы повысить сборы в этом направлении, мы выявляем бесхозные земли, проводим инвентаризацию по объектам капстроительства. В результате 67% так называемых бесхозных объектов уже находятся на учете в налоговой инспекции и в кадастровой палате. Самый большой показатель в Еланском районе – 92%.

ГОК в помощь

– Когда будет рассматриваться вопрос о переходе на расчет налогов на имущество по кадастровой стоимости?

– Вопрос об определении даты перехода Волгоградской области на расчет налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости до сих пор в стадии обсуждения. Говорить что-либо конкретно пока еще рано.

– В регионе скоро появится еще один крупный налогоплательщик – ГОК «Eврoхим». Сколько он принесет в бюджет?

– Говорить о налоговых поступлениях этой компании в ближайшие годы преждевременно. С компанией заключено специальное инвестиционное соглашение, по которому они берут обязательства по строительству крупных соцобъектов. Сейчас компания отчисляет в бюджет налоги по НДФЛ на весьма приличную сумму.

– Инвестиции в регион застыли на одном уровне и даже несколько снижаются. Медведев предлагает принять централизованную налоговую льготу для инвесторов – почти обнулить налог на прибыль, чтобы стимулировать компании. Величину льготы предлагает определить регионам. Мы можем себе позволить такие действия?

– Регион не сможет позволить такую системную льготу, у нас образуются выпадающие доходы. В каждом отдельном случае будет индивидуальная работа, дифференцированный подход. Мы считаем, что уже сегодня у нас достаточно инструментов для стимулирования инвестиций. Ожидается, что в 2018 году по инвестициям мы выйдем на сумму порядка 180 млрд рублей.

Системная работа

– Мы говорили о трудностях по формированию доходной части, выпадающих доходах и объективных причинах, по которым они возникают. Что в этих сложных условиях нужно сделать на региональном уровне, чтобы успешно работать?

– Системно наводить порядок, причем во всех сферах. Эта работа началась с приходом на пост губернатора Андрея Бочарова и продолжается до сих пор. Если говорить о финансовой сфере, здесь проведен целый комплекс мероприятий, начиная от введения жесткой бюджетной дисциплины и заканчивая внедрением современных, в том числе и информационных, технологий планирования и исполнения бюджета, которые позволяют более эффективно и рационально использовать бюджетные средства.

Очень большая работа проведена с налогоплательщиками. Введена строгая фиксация в регионе налоговых платежей от подрядных и субподрядных организаций, работающих по госконтрактам. Созданы и эффективно действуют рабочие группы, которые проводят адресную работу с налогоплательщиками, межведомственные комиссии по мобилизации поступлений доходов в бюджет. Таким образом, если в 2013 году мы собирали в консолидированный бюджет налоги в объеме 68 млрд рублей, то в 2014 году этот показатель вырос до 74 млрд рублей, в 2015 году еще на 3 млрд рублей. Сейчас общий объем налоговых доходов консолидированного бюджета оценивается в пределах 84 млрд рублей.

– Где еще удалось навести порядок?

– В сфере малого бизнеса, в первую очередь в секторе нестационарной торговли. Один из примеров положительного результата: вместо неприглядных, неудобных киосков на улицах Волгограда и крупных муниципальных образований появились современные павильоны и магазины. Нововведения касаются не только благоустройства торговых точек, но и самих правил ведения торговли, аренды торговых площадей. Раньше как было: самостоятельно, зачастую без всякого разрешения предприниматели устанавливали киоски, сами подключали электричество, воду, пользовались всеми этими ресурсами, но при этом за них платили копейки, либо вовсе ничего не платили. Сейчас ситуация в корне меняется.

Другая проблема – выплата зарплаты в конверте. Она достаточно острая для нашего региона. Сейчас, по экспертным оценкам, консолидированный бюджет области теряет от 5 до 10 млрд рублей только по НДФЛ.

Почему так происходит? Возьмем, к примеру, парикмахерскую, швейное ателье, обувную мастерскую и т. д. Не секрет, до сих пор зачастую существует практика: официальная зарплата 6-8 тысяч, а в конверте – 20-25 тысяч. Налицо сокрытие доходов.

Еще пример – кафе: официально числятся – один повар, один администратор, один официант. А площадь кафе – до 200 квадратных метров. Что делают? С официантами на месяц заключают срочный контракт. Мало того, что таким образом уклоняются от уплаты налогов и взносов, но при таком контракте не нужна даже санитарная книжка. Представляете, какими рисками это оборачивается для посетителей?

Малый бизнес должен развиваться. Наведение порядка в этой сфере в интересах и самих предпринимателей. Наша задача, как органов власти, создать благоприятные условия, оказывать поддержку бизнесу в продвижении проектов, вести конструктивный диалог и выстраивать системный подход к решению возникающих проблем. Понятно, что всякого рода «серые схемы» при этом недопустимы. Работа бизнеса должна строиться исключительно на законной основе и в интересах людей. Очевидно, что от успеха бизнеса зависит и успех экономики региона в целом. И конечно же, наведение порядка в этой сфере должно обернуться существенной отдачей в виде налоговых отчислений в бюджет.

Курс на замещение

– Проясните, пожалуйста, ситуацию по долгам региона?

– Высокая долговая нагрузка – проблема актуальная для всех субъектов Федерации. Сегодня уровень госдолга Волгоградской области в пределах допускаемых Бюджетным кодексом РФ.

Начиная с 2014 года в регионе планомерно проводилась работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Средства привлекались из федерального бюджета под 0,1% годовых и направлялись на погашение долговых обязательств области по кредитам, полученным в коммерческих кредитных организациях. Экономия на обслуживании госдолга составила несколько миллиардов рублей.

В общей сложности за три года было привлечено бюджетных кредитов на сумму 21,3 млрд рублей. На сегодняшний день все они погашены.

Буквально на днях Волгоградская область привлекла еще один бюджетный кредит в размере 15,7 млрд рублей также под 0,1% годовых. На 1 января 2018 года структура госдолга у нас будет такова: 32% – ценные бумаги, 35% – бюджетные кредиты, 31% – коммерческие кредиты. Под реструктуризацию, обозначенную президентом Владимиром Путиным, попадут 16,8 млрд рублей. Реструктуризация кредита начнется в 2018 году с 5%.

Новый бюджетный кредит также идет на замещение коммерческих займов 2018–2020 годов. На этом мы в целом сэкономим свыше 3 млрд рублей по предварительным расчетам.

– На ваш взгляд, какие риски у региона сегодня существуют?

– Экономика Волгоградской области – индустриально-промышленная, с долей современного сельского хозяйства. У нас 30-35% в структуре ВРП – обрабатывающая промышленность. В Краснодаре, например, преобладают сельское хозяйство, торговля и транспорт. В Ростове доля обрабатывающих производств в ВРП – 23-25%. Поэтому у нас высокие риски, связанные с продолжающимся кризисом: финансовым, наличием внешних ограничений для наших компаний и ограничений на добычу нефти, устанавливаемых ОПЕК. То есть влияние форс-мажорных обстоятельств у нас намного мощнее, чем в других субъектах ЮФО. И то концептуальное развитие региона, которое обозначил губернатор и которое мы реализуем за счет привлеченных инвестиций в крупные инфраструктурные и иные проекты, позволит изменить структуру экономики.

Раньше мы сильно зависели от ТЭКа – «Лукойла», «Газпрома». Сегодня в общем объеме налога на прибыль доля того же «Лукойла» снизилась с 14% до 6,8%. У нас появляются другие крупные налогоплательщики. Инвестиции в рамках наших концессий колоссальные. Никогда ранее городская инфраструктура не модернизировалась в таких объемах: сети, дороги, электроснабжение, озеленение. Это позволит переформатировать экономику и стабильно обеспечить граждан ресурсами. К тому же применение современных технологий снизит расходы на содержание построенных объектов. Нам нужно пройти этот сложный этап в развитии – и экономика области заиграет совсем другими красками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру