«Черная метка»: волгоградским предпринимателям блокируют счета

Общероссийская проблема блокировки банками счетов коммерсантов обозначилась и в Волгограде: в 2017 году все больше местных компаний получают сообщения от финансистов о том, что счет заблокирован из-за подозрительной транзакции. Процесс оспаривания решений банков заставляет предпринимателей побегать, а подвисшие на счетах средства формируют кассовые разрывы.

«Черная метка»: волгоградским предпринимателям блокируют счета
Фото Сергея Григоренко

Таких хлопот бизнес не знал, пока не были приняты изменения во внутренних регламентах ЦБ, а также поправки в закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем (115-ФЗ). Версия закона 2016 года развязала банкам руки. Смысл поправок в том, что фактически любой взаиморасчет юрлица с физлицом может попасть в разряд подозрительных. Предполагается, что таким образом преступники выводят средства со счетов компаний. Кроме того, клиентов могут заблокировать после того, как с июня 2017 года «черные списки» отказников (компании и граждане, которым когда-либо было отказано в проведении транзакции – прим. ред) ЦБ стал рассылать в кредитные учреждения. Если на ваш счет упали средства от компании из черного списка – вы сами становитесь участником этого списка. При этом узнать о том, какие именно российские компании были отказниками, вы не сможете. Это игра вслепую: блокировки счета можно ожидать ежедневно и минимизировать этот риск для своего бизнеса пока никак не получится.

Фактически бремя доказывания своей благонадежности легло на плечи коммерсантов. Ранее эти функции брали на себя банки, блокируя счета только после проведения расследований. Сейчас клиенты «банятся» автоматически ( от английского «ban» – запрет, наложенный на пользователя – прим. ред). Банки ссылаются на собственные риски потери лицензии, предпочитая терять отдельных клиентов.

По разным данным, с января по июнь 2017 в «черный список» ЦБ попало около 300 тыс. компаний. С июня по сентябрь этот список увеличился до 500 тыс. компаний.

Узнать, сколько волгоградских компаний находится в черном списке, не удалось. В пресс-службе Южного ГУ Банка России сообщили, что не владеют информацией по запросу. В пресс-службе Росфинмониторинга сказали, что никаких черных списков нет, а есть перечень отказов в проведении транзакций. «Термин «черные списки» придумали журналисты», – добавили в пресс-службе.

– Исходно было очевидно, что введение списка неминуемо приведет к резкому росту числа отказников, – отметил в интервью газете «Коммерсантъ» сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. – Мы еще до его появления предупреждали, что реестр, задуманный как информационный, многие воспримут как предписание, что и произошло.

Кстати, вслед за принятием поправок в 115-ФЗ весной этого года банки попросили Росфинмонитринг поправить ФЗ и наделить их правом не исполнять судебные решения о перечислении средств по сделкам, рассматриваемым судами. Банки пожаловались на частые случаи мнимых судебных споров, результатом которых также является вывод средств. Росфинмониторинг банкирам отказал, предложив жаловаться на подозрительные исполнительные листы.

Кредитный юрист Дмитрий Карев только с начала года дважды сталкивался с блокировкой своего счета: зависли клиентские деньги. В первом случае на доказательство собственной благонадежности ушло две недели. Во втором случае банк сотрудничество так и не восстановил, пришлось уходить в другую кредитную организацию.

– Теоретически обратиться в суд с иском о компенсации банком убытков, которые причинил необоснованный отказ в обслуживании можно, – говорит Дмитрий Карев. – Вопрос в том, как доказать, что убытки возникли именно из-за отказа банка.

Решением проблемы озаботились на высшем уровне. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов направил председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной письмо с предложением обсудить сложившуюся практику применения закона, для соблюдения баланса интересов банков и их клиентов, а также привлекать банки к ответственности за необоснованные отказы в проведении операций.

Участники рынка предлагают открыто публиковать «черные списки», чтобы компании могли сверять с ними списки контрагентов. Банки, в свою очередь, должны внимательно относиться к объяснениям клиентов.

Мы будем следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру