Эксперты ожидают подъема на местном рынке лизинга оборудования

Рынок лизинга в России растет темпами выше, чем сама экономика

В конце лета рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование, в котором по итогам опроса крупных лизинговых компаний выяснило, что рынок лизинга в России растет темпами выше, чем сама экономика. Мы решили узнать, что происходит с рынком лизинга в нашем регионе. Насколько активно используют компании этот финансовый инструмент? Что покупают в лизинг? И сколько стоит лизинг в Волгоградской области?

Рынок лизинга в России растет темпами выше, чем сама экономика

Что почем?

Как известно, лизинг – это такая форма кредитования, когда оборудование находится в собственности у лизингодателя. Предприятие отчисляет ежемесячные платежи, в которых «зашиты» не только проценты, погашение основного долга, но и расходы на содержание этого имущества. С этой точки зрения получить оборудование в лизинг может компания, у которой нет обеспечения для получения целевого кредита. В том числе финансовые организации охотнее идут на сделки, поскольку могут контролировать само оборудование.

Напомним, если оборудование покупается в кредит, у банка остается лишь закладная. Риски у банка выше, поскольку известно много случаев продажи оборудования, находящегося в залоге. Поэтому традиционно принято считать, что лизинг дешевле. Именно этим «дешевле» и руководствуются компании.

Сегодня взять оборудование в лизинг, используя различные льготные программы Минпромторга, можно под 8-12%. Но не у всех это получается. Например, камышинскому предприятию заключить льготный договор лизинга под 7-8% не удалось: коммерческий банк не пошел на условия, предписанные льготной программой Минпромторга. В результате на модернизацию оборудования был взят коммерческий кредит под 14%. Другое волгоградское предприятие, наоборот, не испытывал трудностей с лизингом.

– Мы без проблем собрали пакет документов и заключили договор лизинга на покупку оборудования под 11%, используя программы субсидирования лизинга Минпромторга, – рассказал главный экономист завода. – На тот момент это было наиболее выгодное предложение. Партнером компании по лизингу выступил один из госбанков России.

Сегодня в условиях снижения ключевой ставки кредиты дешевеют, и уже не так заметна разница. Поэтому однозначно говорить о дешевизне лизинга нельзя.

Старосветский уровень

Между тем именно лизинг становится все более популярным. «Эксперт РА» посчитал, что за четверть века российский рынок лизинга достиг показателей некоторых западноевропейских стран и составил

3,22 трлн рублей. По подсчетам Объединенной лизинговой ассоциации, за 14 лет объем нового лизингового бизнеса вырос в 17 раз, а портфель компаний – в 40. Сегодня он сопоставим с кредитными рынками Австрии, Швейцарии, Испании, Дании, Бельгии.

В первом полугодии 2017 года именно лизинг рос самыми большими для финансового сектора темпами. Объем лизингового портфеля в первом полугодии увеличился на 14% и достиг 3,22 трлн рублей. Согласно данным исследования «Эксперт РА», объем нового бизнеса (стоимости имущества) за первые шесть месяцев 2017 года составил около 425 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2016 года около 55%).

В прошлом году рынок достиг 742 млрд рублей по стоимости переданных в лизинг основных средств, что составляет около 0,9% ВВП России. Для сравнения: объем совокупного кредитного портфеля банков по итогам 2016 года сократился на 6,9%. Сегодня же лизинг в целом растет темпами быстрее экономики: доля лизинга в ВВП в 2016 году выросла до 1,2% с 0,9% в 2015 году.

Волгоград – в тренде

В Волгоградском регионе ситуация в принципе повторяет общероссийский вектор роста, но есть свои особенности: после кризиса 2014 года рухнул рынок местных лизинговых компаний, на место которых пришли крупные российские игроки.

Согласно данным Волгоградстата, общая стоимость договоров финансового лизинга (имеются в виду только региональные лизинговые компании. – Прим. ред.) в 2012 году составляла 378,2 млн рублей, в 2013 – 733,7 млн рублей, в 2014 году 421 млн рублей. В 2015 году региональными компаниями не было заключено ни одного лизингового договора.

А в 2016 году только две волгоградские лизинговые компании отчитались о сделках. Объем договоров лизинга с волгоградскими лизинговыми компаниями согласно Росстату составил всего 19,9 млн рублей. При этом местный бизнес продолжал брать оборудование в лизинг, но уже используя в качестве партнеров москвичей. Так, по данным Волгоградстата, стоимость договоров лизинга с иногородними лизингодателями в 2013 году составила 4,9 млрд рублей, в 2015 – 1,7 млрд рублей.

– Местный рынок лизинга повторил судьбу местного банковского сектора, – поясняет финансовый аналитик Карэн Туманянц. – Доля местных банков неуклонно снижается.

По словам аналитика, из-за кризиса 2014 года в регионе не осталось финансового капитала, который бы направляли на лизинговый бизнес. И то, что в 2016 году местные компании все-таки появились, говорит о некоем подъеме этой сферы.

Расчет на господдержку

Нам удалось также узнать отдельные данные по направлениям. Так, по информации комитета экономической политики и развития Волгоградской области, в 2014-2016 годах субсидии на приобретение оборудования в лизинг получили более 190 малых и средних предприятий. Субсидируется, в частности, часть первого взноса по договору лизинга оборудования, предназначенного для модернизации производства. Поддержка предоставлялась на условиях софинансирования из средств областного и федерального бюджетов. Общая сумма поддержки за три года – 154 млн рублей.

Областной комитет сельского хозяйства приводит следующие данные: в течение последних трех лет фермеры получили 17,3 млн поддержки в форме возмещения части затрат на лизинг технологического оборудования для молочного животноводства.

Услугами лизинга в Волгограде и области пользуются предприятия ЖКХ, компании легкой и текстильной промышленности, обрабатывающие производства, сельхозпроизводители, автоперевозчики, строительные предприятия, в том числе дорожники. Какая доля сделок в регионе приходится на каждую из отраслей – данных нет. Но общероссийская статистика такова, что в 2016 году активнее всего рос авиационный лизинг – более 21%, ж/д лизинг – 13% (подсчеты «Эксперт РА»).

Сами предприятия объясняют это тем, что содержание авиационной и железнодорожной техники очень затратно. На добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство приходится 2% и 3% соответственно, однако эти сегменты показали очень активную динамику (за счет увеличения экспортных возможностей в условиях низкого курса

рубля). При этом в сельском хозяйстве высока концентрация компаний из сегмента МСБ. В строительстве доля лизинговых сделок в продажах техники в 2016 году составила около 50% против 30% в 2015 году.

Предельный уровень

Имущество российских компаний изношено на 50%, подсчитали эксперты. Лизинг, по сути, – это долгосрочные инвестиции в обновление основных средств, таким образом, без дальнейшего развития лизинга может быть заметный провал в инвестициях. Проседание объемов лизинга приводит напрямую к проседанию объема инвестиций в основной капитал.

В нашем регионе это головная боль большинства компаний. Модернизировать нужно практически все и практически у всех. Волгоградстат дает статистику: инвестиции в основные фонды в 2015 году в Волгоградской области составили 200,1 млрд рублей. В 2016 году – 181,4 млрд рублей. То есть темпы обновления основных средств несколько снизились.

Тем не менее у бизнеса есть спрос на обновление основных фондов, есть желание инвестировать в модернизацию. Все больше компаний участвуют в льготных программах Минпромторга. К тому же эксперты говорят, что модернизация производства станет вторым этапом импортозамещения в условиях, когда доллар будет дешеветь.

Общероссийский рост лизинга обусловлен потребностью в модернизации российских производств.

– Увеличение объема договоров финансового лизинга может объясняться несколькими причинами. Во-первых, это могло произойти благодаря укреплению экономики, появлению у компаний средств на обновление активов, в том числе с помощью лизинга, комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Во-вторых, лизинговые компании и производители разработали и стали внедрять различные инструменты для развития лизинговых программ. В-третьих, власти приняли ряд мер, которые призваны стимулировать обновление основных средств в стране, включая меры по поддержке лизинга. Учитывая, что в лизинг можно взять почти все, его используют практически все отрасли экономики.

Активнее стал использовать лизинг и МСБ. Как считают эксперты, это происходит из-за увеличения конкуренции среди лизингодателей, необходимости укреплять свою долю, повышения интереса к таким клиентам.

– Повлияло и изменение финансового положения среднего и малого бизнеса, появление различных мер поддержки всего лизинга как лизингодателей, так и лизингополучателей, – комментирует ситуацию Дмитрий Баранов. – Повлияли и меры поддержки среднего и малого бизнеса в целом, ими интересуются власти, сами они видят дальнейшие перспективы и готовы инвестировать в свое развитие, приобретая различные активы, в том числе с помощью лизинга.

Возможность со льготами

Минпромторг РФ активно развивает инструмент лизинга, и это понятно: модернизация производства обеспечивает экономический рост. Какими программами сегодня можно воспользоваться волгоградским компаниям?

В середине сентября замгубернатором, курирующим экономическую политику, Александром Сиваковым было подписано соглашение о выделении субсидий моногородам – Михайловке и Фролово. Они получили 30 млн рублей. Этими субсидиями можно возмещать затраты по уплате лизинговых платежей. За точными условиями участия можно обращаться в муниципалитеты.

Еще из новинок – программа в рамках Постановления Правительства № 958. Помощь будет оказана предприятиям легкой промышленности, обновляющим основные фонды через лизинг. Заявки принимают с 1 августа и до 1 ноября.

Предусмотрена компенсация выбранной лизинговой организации выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления лизингополучателю единовременной скидки в размере 30% цены приобретения оборудования при уплате авансового платежа.

При покупке импортного оборудования в лизинг предприятие может быть освобождено от уплаты НДС. Это еще один вид поддержки Минпромторга.

Транспортным компаниям доступны льготные программы Минпромторга. Суть одной из них заключается в том, что автотранспорт предоставляется в лизинг физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям со скидкой на уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости предмета лизинга, рассказывает Дмитрий Баранов. Но не более 500 тыс. рублей на одно транспортное средство с последующим возмещением выпадающих доходов лизинговых организаций за счет средств федерального бюджета.

Кстати, со второго полугодия 2017 года в рамках реализации программы льготного лизинга и программ «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» для отдельных категорий лизингополучателей предоставляемая скидка была увеличена с 10% до 12,5% от стоимости авто, но не более 625 тыс. рублей на одно транспортное средство.

Действуют программы льготного лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники, другого оборудования.

– Это лишь часть примеров, но и они дают понять, что власти поддерживают лизинговый бизнес. Так, в результате действия льготных программ для транспортников в рамках программы льготного лизинга было приобретено 28 тыс. единиц техники, ожидаемый результат в 2017 году – не менее 41,5 тыс. единиц техники, – подытожил Дмитрий Баранов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: Лизинг в помощь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру