Волгоградскому андеграунду современного искусства уютно «в Лéднике»

У волгоградских театралов появилось модное место для встреч

У волгоградских любителей зрелищ появилось модное место для встреч – «Театр в Лéднике», который находится в подвале отреставрированного царицынского здания. «Лéдником» (с ударением на первом слоге) царицане в старину называли холодный погреб для хранения съестных припасов. Теперь волгоградцы заглядывают туда за пищей духовной. Перфомансы, живая музыка, уличные выставки, поединки поэтов... Подробности театрального меню «МК-Волгоград» узнал у художественного руководителя «Театра в Лéднике» Анны Беляковой.

У волгоградских театралов появилось модное место для встреч

– Анна, название «Театр в Лéднике» (читай «в подвале») наводит на мысль об андеграунде.

– Нас действительно иногда воспринимают как альтернативный театр. Возможно, потому что мы не избегаем эпатажных и многозначных тем. Устраиваем поединки-дискуссии, где спорим о ненормативной лексике, о рекламе «на грани фола» с яркими примерами. Берем довольно острые современные пьесы. Но, хотя этот драматургический материал не относится к мейнстриму, у нас и в мыслях не было кому-то или чему-то себя противопоставлять. Мое мнение – чем больше театров разных, со своим неповторимым лицом, тем лучше.

– С момента открытия прошло всего несколько месяцев, и за это короткое время волгоградская публика вас неплохо узнала. На слуху ваши театральные читки, поэтические слэмы. Вы довольны? Был мандраж, что волгоградский зритель не поймет вас и не пойдет?

– Он и есть до сих пор. Но волнение – это рабочая составляющая нормальной театральной жизни.

– «Театр в Лéднике» – коммерческий проект?

– Нет. За вход вы отдадите какую-то символическую сумму, которая далеко не окупит весь процесс. Фактически работаем не за деньги, а за идею.

– В чем она?

– Когда переговоры с арендодателем завершились успешно и он согласился принять нас под свою крышу, я была счастлива. Прекрасное помещение, продвинутые руководители... Интересный антураж – стильно поданная старина. В этих стенах есть гений места. Это атмосферное пространство, где можно играть спектакли малой формы, не заморачиваясь отсутствием занавеса и декораций.

Вначале идея была в том, чтобы создать некое сообщество креативных людей и коммуникационную площадку, где бы они собирались пить чай, создавать театральные или околотеатральные проекты, обсуждать их. Сегодняшний формат выкристаллизовывался постепенно. Его составляющие – актуальное искусство и высокий уровень его исполнения, интеллектуальный зритель.

– У вас заняты артисты волгоградских театров. Как вы их выбираете?

– Изначально я обращалась к тем актерам, с кем знакома лично и знаю, на что они способны. Дальше все идет само собой, как естественный отбор. Прошу показать, что человек умеет, прислать ссылки, рассказать о своих работах. И столкнулась с тем, что это стопорит людей, не знаю почему. Может, не уверены в себе? А вообще, когда человек талантлив, органичен, готов к экспериментам, готов сыграть «на сопротивление», – это здорово. Для этого не обязательно иметь диплом театрального отделения. У нас в проектах успешно участвуют и поэты, и художники.

– В зале у вас сидят, как правило, те, кого принято называть богемой, – студенты вузов искусства, дизайнеры, музыканты, журналисты, блогеры. Вообще, кто ваш зритель? К кому обращаетесь?

– Ко всем. Рады каждому. Причем хочется узнать своих зрителей ближе. Поэтому всегда приглашаем их оставаться после спектаклей, чтобы люди знакомились друг с другом Получается пока слабовато. Видимо, народ привык выражать свое мнение и спорить больше в соцсетях, чем в реале. И это сродни болезни, которую надо лечить. Так что ближайший наш проект «Титаник» будет заточен на интерактив. Будем вовлекать публику в действие «в принудительном порядке».

– Кстати, сейчас любому театру приходится решать проблему привлечения зрителей. Худруки используют откровенную попсу, пытаются приманивать народ именами столичных режиссеров и продюсеров. Есть и мнение, что на классике аншлагов не сделать – только постмодерн, только хардкор…

– Легко понять, почему театры прибегают к салонным комедиям, на них легче сделать кассу, выживать-то надо. Основная трудность в том, чтобы удержать баланс между попсовостью и классикой… Мы в Леднике долго ищем те пьесы, тот материал, который цепляет, волнует, затрагивает какие-то сокровенные душевные струны. Заставляет встрепенуться. Если текст меня взволновал или я, читая его, смеюсь без остановки, значит, и вас он затронет или рассмешит.

В Волгограде достаточно большое количество агентов, которые делают массовые театрализованные мероприятия, праздники, квесты. Это чистый бизнес. Я подписана в «Инстаграме» на многие кафе, которые ярко себя рекламируют, – вечеринки, караоке, мастер-классы. Все это красиво, броско, но мимо души и сердца. А у людей есть потребность прожить и прочувствовать историю. И если она правдоподобна, то ты будешь и плакать, и смеяться. В этом суть театрального искусства. Это лучший «крючок», на который можно поймать зрителя.

– Скажу честно, я в восторге от читки «Человека из Подольска» Данилова. Комедия о современных российских реалиях, театр абсурда – такое у нас редкость. При том сюжет как будто снят с той жизни, которая буквально течет за окном.

– Да, там изображена узнаваемая ситуация – человек из провинции, «человек из Подольска» ненавидит то место, в котором он живет. Тема очень важная, и реакция зрителей была весьма живая. Правда, судя по рецензиям, волгоградцы по-разному интерпретировали идею пьесы, но дружный отклик меня порадовал.

– Нужна ли театру провокация? В паблике вас критиковали за присутствие в одной из ваших читок обсцененной лексики. Теперь будете осторожнее относиться к мату на сцене?

– Провокация не должна быть целью, но провокация порой полезна. Да, ты наступаешь на очень тонкий лед – нужно не перешагнуть за пределы здравого смысла, художественной задачи, вкуса. Был у нас случай, когда наличие в пьесе ненормативной лексики вызвало недовольство отдельных людей. Это было на читке пьесы «Проезд Гагарина» Макдонаха, где и в авторском тексте, и в переводе присутствовало несколько бранных слов. По моему убеждению, они усиливали эмоциональное воздействие литературного произведения. Убери их – теряется не просто эмоция, а правдоподобие, и это принципиально.

– Вы сами себе промоменеджер. Только честно – не боитесь превратить «Театр в Лéднике» в обычную тусовку, в «бомонд» между коктейлями?

– Театр превращается в тусовку, когда тебе нечего сказать, когда нет никакого обновления, поиска чего-то нового, неожиданного. Пока все идет по плану. У нас в «Леднике» появились завсегдатаи. И постоянно я вижу новые лица. Я чувствую отклик родственных по духу людей. Это здорово подпитывает. И дает надежду, что не буфетом единым удерживаем интерес.

Мы недавно приглашали волонтеров, и я была удивлена, что откликнулись многие наши зрители, которые давно успешны, имеют свой бизнес или работают в серьезных изданиях. Они написали, что хотят нам помогать, и я думаю, что у нас постепенно формируется некое братство, и это очень вдохновляет.

Справка «МК в Волгограде»

Анна Белякова родилась в Волгограде, жила в Москве, где создавала декорации для крупных корпоративных мероприятий, и Санкт-Петербурге, где выступала с собственным театром моды. Закончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности художник-постановщик. По первому образованию модельер и долго работала в этой сфере. В настоящее время руководитель студии дизайна интерьера и брендинга и художественный руководитель театрального проекта «Театр в Лéднике» в ЛОФТ1890. Художник-сценограф и художник по костюмам ряда спектаклей в волгоградском Молодежном театре, «Казачьем театре», «Театре Стаса Намина».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 6 сентября 2017

Заголовок в газете: «Ледниковый период» волгоградских театралов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру