Нужен ли волгоградским музеям самопиар?

Будущее музеев обсудили на Общественном совете

Кажется, нет ничего более консервативного, чем музеи, где хранятся артефакты, прямо отсылающие к давним традициям, к далекому и не очень прошлому. Бивень мамонта и какие-нибудь найденные археологами наконечники стрел – чем они могут поразить пользователя, избалованного гаджетами? Ведь он на экране цифрового устройства может в секунду получить яркие картинки «парка Юрского периода» и чуть ли не в 3d увидеть бой древних кочевников.

Будущее музеев обсудили на Общественном совете

Распахнутые двери

Музей как институция родился в XVIII-XIX веках и долгое время исправно выполнял свою миссию: генерировал культурные смыслы настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия. Интернет и цифровые технологии распахнули двери музеев для всех желающих. Сегодня актуален вопрос: как и чем привлечь туда современного горожанина? Музеи российские, и волгоградские в том числе, пока не нашли ответ на этот вопрос, продлив внутренний кризис.

Сегодня активно идут дискуссии о реформе музейного дела, о технологиях продвижения культурных продуктов, использовании механизмов рекламы и PR в музейном деле. Свежий пример – недавнее расширенное заседание Общественного совета при комитете культуры Волгоградской области. Говорилось там как раз о типичных региональных музейных проблемах. Иногда они лежат на поверхности.

– Я на днях побывал в Серафимовиче, примерил на себя роль обычного туриста, – рассказал один из руководителей. – Повсюду, чуть ли не на каждом шагу вижу указатели, как проехать к Усть-Медведицкому Спасо-Преображенскому монастырю. Эта обитель за последние годы стала туристической меккой, известной далеко за пределами Волгоградской области. Но вот беда, ни одной стрелочки не указало мне дорогу к местному краеведческому музею. Сравнение, как говорится, не в пользу культурного учреждения.

В прошлом году в музеях региона в общей сложности побывало более 700 тыс. человек, но посетителей могло быть гораздо больше, несмотря на то, что люди активно посещают новые, в том числе выездные выставки (всего их в прошлом годы было организовано около 870).

В Волгоградской области сегодня работают и готовы принять посетителей 35 музеев и пять картинных галерей. Более 450 тыс. экспонатов – от древнейших ископаемых, обитавших на дне давно исчезнувшего моря, до ценнейших полотен Рериха и Айвазовского – хранится в залах и запасниках региональных музеев. Эти реликвии по праву являются частью национального культурного достояния. Перед музейщиками стоит задача достойно, но на новом концептуальном уровне представлять историческое наследие жителям и гостям региона.

Лидерами в этой сфере являются Волгоградский областной краеведческий музей, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова, музей-заповедник «Старая Сарепта», областная детская художественная галерея. Скоро к ним должен присоединиться и строящийся сейчас в пойме Царицы новый интерактивный парк «Россия – моя история».

Школа для музеев

Председатель Совета, директор «Старой Сарепты» Александр Баженов перечислил стоящие перед музейным сообществом актуальные вызовы. К примеру, большинство муниципальных музеев, несмотря на имеющийся доступ к Интернету, слабо используют информационные технологии для популяризации, у половины даже нет своих сайтов. Из-за плохой рекламы и отсутствия навигации посетители порой просто не находят дорогу в местные «третьяковки». Зачастую даже местные жители не знают, что примечательного, интересного в историческом наследии есть у них под боком.

А ведь даже в музеях, расположенных далеко от областной столицы, имеются свои жемчужины. Краеведческий музей города Камышина, например, может похвастать богатейшим собранием антикварной купеческой мебели – таких красивых и уникальных сохранившихся предметов интерьера нет и в Волгограде. Есть и другие площадки, создаваемые с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейных экспонатов.

Из выступления Анатолия Мальченко, недавно принявшего обязанности директора областного краеведческого музея, стало понятно, что популяризации музейных коллекций мешает некая архаичность работы администраций музеев. Мальченко пообещал, что вверенное ему учреждение в ближайшее время возьмет на себя функции методического центра по повышению квалификации экскурсоводов и организации региональной реставрационной площадки, более серьезной поддержки филиалов, расположенных в районах.

По его мнению, необходимо чаще привлекать профессиональных дизайнеров и художников для оформления выставок и разработки широкой линейки сувениров.

– Порой даже уникальные экспонаты представлены «убого и хило», – посетовал коллегам Мельниченко.

В ближайшее время краеведческий музей ждет большая реэкспозиция и организация новых выставок с показом редких коллекций, которые достаточно давно не покидали запасников. Это раритетные оружие, награды. Они впервые за много лет будут представлены на выставке, посвященной столетию революции 1917-го, во всем спектре красного, белого, казачьего движений.

Притча во языцех – золотая кладовая музея, которая многие годы не доступна глазу посетителей. Те, кто хоть раз видел эти вещи древних кочевников, найденные в степных могильниках, заверяют – посмотреть есть на что. Украшения и оружие из драгоценных металлов поражают высокой художественной работой. При их изготовлении древние воины использовали и серебро, и медь, и бронзу. Но основным оставалось золото. Все дело в том, что для показа сокровищ такого класса предъявляются очень жесткие требования по охране выставочного пространства, витрин и т. д. Получается, сидим на золоте, но озолотиться от притока туристов не можем, так как нет надлежащих условий экспонирования.

Золото сарматов

И все же, по словам Мальченко, музей «плотно подходит к тому», чтобы открыть постоянную выставку золота сарматов. Предполагается, что золотой зал появится в новом здании музея – в пожарной каланче, после того как там будет проведен капитальный ремонт. Правда, точных сроков пока никто назвать не может.

– С большой надеждой мы ждем начала ремонтно-реставрационных работ в здании бывшей царицынской пожарной части, – отметил Мальченко, – переход музея в каланчу станет подарком горожанам. Сейчас в работе проект внутренних и внешних инженерных сетей, расположения будущих залов. Думаю, уже в самое ближайшее время мы поймем, насколько оперативно будет решаться вопрос.

Любопытно, что не исключен вариант экскурсий прямо в фонды музея. Это был бы беспрецедентный шаг с благой целью – продемонстрировать экспонаты, которые по ряду объективных причин не могут быть в постоянной экспозиции. Но такие экскурсии возможны лишь по предварительным заявкам для небольшого количества посетителей.

Будут изменены подходы к работе филиалов музея – они должны работать более открыто, с элементами интерактива. Не до конца реализован потенциал мемориальной квартиры поэта Михаила Луконина в Центральном районе Волгограда. Сегодня ее мало посещают, и новая администрация хотела бы изменить эту ситуацию. В квартире полностью сохранен интерьер, уникальными экспонатами являются личная библиотека поэта, его рукописи, грампластинки, сувениры, подарки – все то, что сейчас представляет историко-культурное значение.

На магнитофонных записях сохранен живой голос Михаила Луконина. Но главным экспонатом в музее называют Волгу – на великую русскую реку из окна кабинета, с балкона открывается прекрасный вид. Обстановка этой крошечной однокомнатной квартиры, рабочий стол, за которым любил писать поэт, хранят неповторимую атмосферу творчества, и здесь должна быть жизнь в формате Литературной гостиной.

– Хотелось бы восстановить былую популярность музея «Казачий курень» на трассе в районе Иловли – место очень удобное, что наладить туристический поток, везти гостей целыми автобусами. Но это будет иметь смысл, если встречать гостей не просто сухим рассказом об истории, но спеть казачьи песни, угостить традиционными пышками и блинами, предложить конные прогулки или купание в реке.

Много эмоций в соцсетях вызвало увольнение из музея Романа Шкоды – основателя одного из популярных сайтов, специализирующихся на историческом наследии Волгограда, автора цикла краеведческих передач на телевидении. Это абсолютно «рабочий» вопрос, заявляет директор.

– Роман увольняется по собственному желанию и, как и раньше, сможет успешно продолжать работу над своими проектами, – заверил директор музея. – Думаю, наше сотрудничество на этом не закончится, помощь в исследованиях – за нами. Будем рады использовать опыт Романа в проведении познавательных исторических экскурсий по старому городу.

Как видно, известный краевед и музей не потеряли связь и помогут другу другу как минимум в пиаре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Старость не в радость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру