Проект благоустройства исторического центра Волгограда – утопия или реальность?

Бурные обсуждения проекта благоустройства исторического центра города прошли в Волгограде. «МК в Волгограде» побывал на одной из таких публичных встреч. Там специалисты Архитектурного бюро MODUL (Москва) представили концепцию того, как можно «открыть» взгляду туристов местную достопримечательность – чудом сохранившиеся дома царицынской эпохи.

Проект благоустройства исторического центра Волгограда – утопия или реальность?

Красивый маршрут

Речь о трех жилых кварталах, которые находятся в границах пр. Ленина, Аллеи Героев, проезда им. Симбирцева. Например, внутри квартала, что напротив железнодорожного вокзала, прячется настоящая жемчужина – ансамбль царицынских купеческих особняков вдоль ул. Волгодонской, редкость для нашего разрушенного войной города. Краеведы-энтузиасты водят сюда пешеходные экскурсии, но, кроме домиков царицынской архитектуры, показать там туристам нечего – обычный заставленный машинами тесный двор.

Московские разработчики придумали соединить дорожкой из терракотовой плитки старинные краснокирпичные дома в трех кварталах. Путь из брусчатки поведет туристов и горожан от одного нового общественного пространства к другому, и все это внутри жилых кварталов начиная от здания Мемориально-исторического музея (Дом Репниковой), включая ул. Волгодонскую, Пролеткультскую, Островского, дворы за ул. Мира и Комсомольской. Как сказал руководитель бюро MODUL Родион Праздников, разработан «красивый пешеходный маршрут, который никак не нарушает приватности дворов».

На эскизах все выглядит мило. Но после жарких дебатов (у жильцов вышеупомянутых домов нашлось много контраргументов и эмоций) мы прогулялись по предполагаемому маршруту. И увидели, что красивый проект может разойтись с реальными инфраструктурными возможностями: не такие уж большие эти дворы, с очень плотной инфраструктурой (гаражи, стихийные парковки, мусорки и т. д.). А между прочим, там согласно концепции проекта предложено размещать довольно крупные объекты – амфитеатры и кафе, беседки и сады.

Путь пешеходов разрывается в двух местах – при переходе ул. Мира и ул. Комсомольской. Чтобы не разрывать единство маршрута, предлагается оборудовать дополнительные наземные пешеходные переходы. При напряженном трафике в центре… – ну разве не утопия?

Дворовый ренессанс

С другой стороны, непрезентабельность внешнего вида этой перспективной туристической локации удручает, территория давно заждалась облагораживания. Но многое нужно продумывать. В центре и сейчас никак не решен вопрос парковочных автомобильных мест. Городские дворы днем служат стоянками для автомобилей клерков, служащих в куче конторок, магазинов и т. д. в этих районах. Плюс транспорт жильцов. Если делать пешеходную зону, необходимо думать и о стоянках, не только для тех, кто живет-работает, но и приезжать будет туда, чтобы отдохнуть. Об этом писали в соцсетях многие жители.

Урбанист Дмитрий Бойко предлагает смотреть на положение вещей реально:

– Сейчас в этих дворах нет порядка в отношении парковки и проезда автомобилей: машины стоят там, где им удобно, – констатирует Бойко. – Предварительной концепцией предложено этот порядок создать: выделить по несколько мест для подъезда к административным зданиям, сделать столько цивилизованных мест для жителей, сколько поместится без задействования зеленой зоны, установить шлагбаумы, чтобы во двор не могли заехать чужие машины.

По словам Бойко, количество машино-мест ограничено, но проектировщики постарались выжать максимум, сражаясь за каждый сантиметр.

Как считает урбанист, сомнения по поводу новых переходов – это вопрос доверия современной транспортной науке. Существуют выводы ведущих ученых-транспортников, которые доказали, что дополнительные наземные пешеходные переходы при правильной настройке фаз светофоров не вызовут затруднений в дорожном движении. Любой может заметить, что пока горит красный сигнал для машин, времени достаточно, чтобы перебежать улицу. А перебегать вынуждены многие, т. к. существующие подземные переходы не доступны для мамы с коляской или человека с больными коленями.

Жители – «за»

Еще один сложный момент – это принципиальное согласие жителей домов на этих улицах. Не будет согласия – говорить не о чем. И есть сильное подозрение, что единодушия не будет, так как на площадках могут собираться по вечерам толпы нетрезвой молодежи. Может, поэтому некоторые жители в штыки восприняли предложение оборудовать во дворах мангалы и оригинальные конструкции-агоры?

Жители, которые пришли на обсуждение, по-разному восприняли предварительную концепцию благоустройства. Кто-то высказал свое несогласие, кто-то выступил с конкретным предложением (например, устроить беседку, детскую площадку, клумбу с автополивом). Были и такие, кто указал в анкете: «Делайте что угодно, хуже вы не сделаете». Средняя оценка по собранным анкетам составила 4,36 балла из 5.

Жители сформировали список рекомендаций проектировщикам по доработке дизайн-проекта, ведь концепция носит предварительный характер. Для того проект и представляют на общественное обсуждение, чтобы его доработать согласно полученным отзывам, поясняет партнер КБ «Стрелка» Далия Сафиуллина. После изучения мнений и потребностей будет представлена доработанная с их учетом итоговая концепция.

В рамках специальной программы, в которую привлечены ряд известных и авторитетных компаний, дизайн-проекты ключевых общественных пространств разрабатываются для 40 городов России. Финансирование программы предполагает совместные вложения федерального и регионального бюджетов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Красная дорожка в царицынскую старину

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру