Торговля остается одной из ведущих отраслей по вкладу в ВРП

Доля отрасли составляет 104,1 миллиарда рублей, или 14,2%

Доля отрасли во внутреннем региональном продукте (ВРП) составляет 104,1 миллиарда рублей, или 14,2% от общего объема. Чтобы выполнить задачи по поддержке местных товаропроизводителей, обозначенные губернатором Андреем Бочаровым, в регионе продолжается совместная работа власти и бизнеса по увеличению объема и ассортимента продукции местных производителей на полках волгоградских магазинов. 

Доля отрасли составляет 104,1 миллиарда рублей, или 14,2%

Большая розница

Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть экономики региона. Именно здесь наиболее активно реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых определяет эффективность функционирования всех составляющих этот рынок отраслей.

Потребительский рынок включает в себя оптовую и розничную торговлю, общественное питание и сферу услуг. Но самой масштабной по вовлеченности населения частью, безусловно, является сфера розничной торговли – наиболее гибкая отрасль, остро реагирующая на изменение всех социальных факторов.

Торговля в Волгоградской области традиционно остается одной из ведущих по вкладу в валовой региональный продукт региона (ВРП). В 2016 г. доля отрасли в общем объеме ВРП составила 104,1 миллиарда рублей – 14,2% от общего объема. А уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области – 4,1 млрд. рублей, или 12% от общего объема поступлений.

В торговле занято сегодня порядка 20% трудоспособного населения. Именно здесь концентрируется потенциал по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест – 29 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, или около 14% от общего числа созданных в регионе.

– С начала года наблюдается устойчивая тенденция стабилизации основных показателей потребительского рынка в Волгоградской области, – отмечает заместитель губернатора Волгоградской области – председатель комитета промышленности и торговли Волгоградской области Роман Беков.

Так, с января по июнь 2017 года оборот розничной торговли составил более 170 миллиардов рублей, или 99% к первому полугодию 2016 года. Оборот общественного питания увеличился на 0,2% по отношению к соответствующему периоду прошлого года и составил 5,2 миллиарда рублей. Среднедушевой оборот розничной торговли на каждого жителя региона составил 67,0 тыс. рублей (рост на 2,1% к соответствующему периоду прошлого года), общественного питания – 2,04 тысячи рублей (рост на 4,1%).

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций оптовой и розничной торговли составляет 27,1 тысячи рублей, и, по мнению отраслевых экспертов, еще есть резерв для роста.

Стационарный смотритель

На сегодняшний день в Волгоградском регионе осуществляют деятельность порядка 16,7 тысячи объектов розничной торговли, из них 12,1 тысячи – стационарных и свыше 4,5 тысячи – нестационарных.

В муниципальных образованиях области функционирует 34 розничных рынка, из которых 11 универсальных и 23 – сельскохозяйственных. За первое полугодие в этом сегменте рыночной торговли реализовано товаров на общую сумму порядка 13 миллиардов рублей.

Свой вклад в развитие потребительского рынка вносят и более двух тысяч предприятий общественного питания общедоступной сети, а также 7,1 тысячи объектов бытового обслуживания населения.

Но быстрее всего в регионе развивается ретейл. В 2017 году развитие розничной сетевой торговли Волгоградской области характеризовалось продолжением формирования инфраструктуры крупных торговых сетевых компаний. На сегодняшний день на территории Волгоградской области осуществляют деятельность три региональные и семь федеральных розничных сетевых компаний.

– Необходимо отметить увеличение доли розничных сетей в общем обороте розничной торговли Волгоградской области, которая составляет порядка 35%. Это соответствует общероссийскому уровню, – комментирует ситуацию Роман Беков.

Важно, что в рамках развития торговой отрасли региональным Облпромторгом проводится комплексная работа, направленная на повышение качества жизни населения и удовлетворение потребностей жителей области в услугах и товарах, в том числе местного производства.

Одним из приоритетных направлений на постоянной основе является поддержка и продвижение продукции местных товаропроизводителей.

Встали по росту

Как сообщили в Облпромторге, в рамках данного направления комитетом организуются мероприятия различного формата в целях установления партнерских взаимоотношений региональных товаропроизводителей и розничной сетевой торговли – акции-презентации местной продукции «День качества» в торговых предприятиях, торгово-закупочные сессии с участием товаропроизводителей, в ходе которых рассматривается возможность организации взаимодействия по поставкам местной продукции.

– Немаловажным конкурентоспособным преимуществом региональных товаров и услуг является наличие сертификации по различным стандартам качества, использование защищенных товарных знаков, а также применение сырья и материалов местных производителей, – считает президент Волгоградской торгово-промышленной палаты Вадим Ткаченко.

Активно идет заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Волгоградской области и крупнейшими ретейлерами. Реализация соглашения позволит организовать взаимодействие в вопросах расширения рынков сбыта местной продукции.

– Мы только сейчас увидели заинтересованность чиновников в развитии и поддержке бизнеса, но многим еще трудно преодолеть недоверие, накопленное за многие годы, – констатирует председатель волгоградского регионального отделения «Деловой России» Юрий Чехов.

Как сообщили в Облпромторге, активно ведется работа с сетевыми компаниями розничной торговли по организации специальной выкладки товаров регионального производства на торговых прилавках магазинов розничной торговли.

В мае 2017 г. состоялось совещание по вопросу «Повышение эффективности сотрудничества региональных товаропроизводителей и розничной торговли в вопросах обеспечения населения Волгоградской области продовольственной продукцией», в котором приняли участие представители сетевых компаний розничной торговли и товаропроизводители Волгоградской области, руководители органов исполнительной власти Волгоградской области, представители администрации Волгограда.

По итогам совещания организована рабочая группа, в ходе заседаний которой рассмотрены конкретные вопросы договорных взаимоотношений предприятий-товаропроизводителей и сетевых компаний.

Результатом данной работы стало заключение розничными сетевыми компаниями с начала 2017 года 198 договоров с торговыми организациями Волгоградской области.

Схема движения

Стоит отметить, что Облпромторгом проводится системная работа по развитию многоформатной торговли, в том числе нестационарных торговых объектов (НТО), в целях поддержки предпринимательского сообщества и содействия в расширении каналов сбыта продукции местных товаропроизводителей.

Развитие многоформатной торговли – одно из приоритетных направлений реализации долгосрочной стратегии развития региона, и этому вопросу областные власти придают особое значение.

– Необходимо понимать, какова эффективность мер господдержки – что из нашего инструментария дает прирост налоговой базы и численности работников, а что, может быть, вообще не востребовано у бизнеса или идет без отдачи, – считает первый заместитель губернатора Волгоградской области – председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев. – Надо думать о масштабе охвата субъектов бизнеса и долгосрочной перспективе, а также тиражировать лучшие практики.

В целях развития мелкорозничной торговли и установления единых требований на территории Волгоградской области в 2016 году Облпромторгом утвержден порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, осуществляющих торговую деятельность.

Администрация Волгограда является первым муниципальным образованием, которым в соответствии с новым порядком разработана Схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Волгограда на 2017–2021 годы, вступившая в действие 02 марта 2017 г.

По состоянию на начало августа этого года схема 2017–2021 годов включает 1713 мест для размещения НТО. Новая схема позволила навести порядок в размещении НТО. Так, при ее разработке выявлено, что 615 мест НТО, включенных в ранее действующую схему, имели нарушения требования ГОСТа в связи с размещением на инженерных сетях – газопроводе, теплотрассе, электрокабеле свыше 1 кВ (ЛЭП) или в охранных зонах инженерных сетей. В том числе 508 мест размещения НТО было расположено на газопроводе или теплотрассе (или в охранной зоне).

Указанные места не были включены в схему на 2017–2021 годы, и в актуализированной схеме места для НТО, расположенные на теплотрассе или газопроводе, отсутствуют.

Необходимо отметить, что одним из основных направлений деятельности региональной власти являются твердые гарантии предпринимателям по сохранению и ведению бизнеса.

В случае исключения места из схемы предпринимателю в обязательном порядке предоставляется компенсационное место, которое устанавливается в границах муниципального образования, на чьей территории осуществлял деятельность этот хозяйствующий субъект до исключения места размещения нестационарного торгового объекта из схемы. Подобная норма применяется в регионе впервые и одной из первых в субъектах Российской Федерации. – Очевидно, что диалог власти и бизнеса вышел на новый уровень. Мы обсуждаем насущные вопросы и совместными усилиями ищем решение проблем, – отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова.

В Волгограде уже согласовано более 500 компенсационных мест, что позволило предпринимателям сохранить бизнес.

Сегодня предприниматели Волгограда активно приводят в соответствие свои НТО с требованиями мартовского постановления администрации Волгограда.

В целом по Волгоградской области по итогам 2 квартала 2017 г. отмечается положительная динамика показателей, характеризующих состояние торговли в нестационарных объектах круглогодичного размещения в Волгоградской области. В регионе отмечен рост на 11,4% количества нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения, в том числе возросло количество объектов, реализующих молочную продукцию, хлеб, печатную продукцию, продовольственные товары универсального ассортимента.

Незначительное снижение количества мобильных торговых объектов (на 3,5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом) связано с активизацией во втором квартале 2017 г. ярмарочной торговли.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Торгуют все

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру