Ученые наконец-то узнали, как «кашляет» умирающая звезда

Группа чилийских и немецких ученых проследила за «кашлем» престарелой звезды Антарес. Огромный размер будущего красного гиганта позволил открыть мощнейшие турбулентные потоки пыли и газа в ее атмосфере.

Как сообщает РИА Новости, такое наблюдение было произведено впервые. Антарес, или Альфа Скорпиона, умирающая звезда, находящаяся на последнем этапе звездной эволюции. Ее радиус примерно в тысячу раз превышает радиус Солнца, а масса примерно в 18 раз больше нашего светила. Благодаря этому внешняя граница звезды проходит примерно там, где расположен пояс астероидов между орбитами Юпитера и Марса.

Наблюдаемая звезда – одно из самых крупных и ярких светил в ближайших окрестностях Солнца, а также одна из самых крупных, известных человечеству. Чилийским и немецким ученым удалось открыть мощнейшие турбулентные потоки пыли и газа в ее атмосфере. Сейчас Антарес находится в стадии красного сверхгиганта. Такие звезды почти полностью исчерпали свой запас водородного «горючего», поэтому они резко расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в открытое космическое пространство.

Раньше главной загадкой существования красных гигантов была их «шуба» из пыли, которая простирается на десятки миллиардов километров. Ученые считали, что их порождают конвективные потоки газа, «перемешивающие» и охлаждающие материю этих звезд. Но до этих наблюдений доказать теории было нельзя.

Ученым из Католического университета Чили удалось получить первые фотографии потоков газа на поверхности Антареса, которые непосредственно участвуют в формировании частиц пыли и ее «выкашливании» с поверхности светила. В этом помог гигантский размер звезды, за ее отдельными регионами удалось проследить при помощи телескопа VLTI.

Кроме того, атмосфера Антареса достаточно холодна и спокойна, чтобы в ней возникали молекулы угарного газа и других сложных веществ. Ученые поясняют: угарный газ поглощает и излучает свет на определенных длинах волн. Смещения его линий в спектре в сторону от «нормы» показывают, куда и с какой скоростью движутся молекулы. Вооружившись этим наблюдением, исследователи проследили за движением потоков газа на поверхности престарелой звезды, чтобы выяснить, как происходит ее «дыхание».

Результаты показали, что «кашель» Антареса – неровный и прерывистый. Некоторые его регионы спокойны, а другие покрыты турбулентными потоками газа, двигающимися со скоростью, превышающей 20 километров в секунду.

Открытие этих потоков разрушает прежние представления о рождении пыли в атмосфере красных гигантов. Раньше ученые полагали, что они не могут двигаться с такой скоростью. Следовательно, и теории, касающиеся сроков жизни будущих красных гигантов, могут оказаться неверными.