Современные книги для детей – литературный «Девятый вал»

«МК в Волгограде» отвечает на вопросы беспокойных родителей о детском чтении, и не только.

Иногда нам кажется, что на Маршаке и Барто выросли все. Но времена меняются, как меняются сами родители, их дети и книжный ассортимент в магазинах и библиотеках. Вы уверены, что современные малыши знают зайку, которого бросила хозяйка, или рассеянного с улицы Бассейной? «МК в Волгограде» отвечает на вопросы беспокойных родителей о детском чтении, и не только.

«МК в Волгограде» отвечает на вопросы беспокойных родителей о детском чтении, и не только.

Чем раньше, тем… ближе?

Будучи юными, мы часто говорим: «Такого со мной точно не произойдет!» – и делаем мысленные заметки, перечисляя, сколько раз и в чем оступились наши родители. Нам кажется, что мы-то знаем, как надо. И уж мы-то сделаем! Но с появлением детей прежние теории распадаются на глазах, и новоиспеченным мамам и папам приходится заново делать чужие открытия, набивая собственные шишки.

Чтение – важный семейный процесс. Трудно сказать даже, что важнее – читать ребенку или научить его читать самостоятельно. Но главный вопрос, который неизбежно возникает у родителей: «Когда?» Когда начать читать малышу?

Елена Алексеенко стала мамой почти два года назад, сейчас ее дочке 1 год и 9 месяцев. Читать в семье стали с полугода: сначала сказки – «Колобок», «Репку», «Красную Шапочку». В десять месяцев молодая мама решила дополнить «рацион» стихами.

– Дочь осознанно заинтересовалась чтением в год и месяц, – делится Елена. – И теперь нужно читать несколько раз в день, по требованию. Для нас чтение важно не как отвлечение от чего-то, а как самоцель: концентрируемся, не занимаемся посторонними делами. Обязательно смотрим на картинки.

Некоторые скептики наверняка скажут, что маленький ребенок ничего не поймет, зачем тратить время. Но они упускают важную деталь: в этом возрасте у чтения и не может быть информирующей функции. Зато есть объединяющая – семейное занятие в теплой и уютной атмосфере. С помощью книг формируются первые традиции родителей и детей, закрепляется их взаимопонимание.

Сыну Алены Ералиевой-Бевз тоже 1 год и 9 месяцев. Она рассказывает о другом заблуждении: будто любовь к литературе или музыке можно «привить», если начать читать или слушать что-то очень рано. Молодая мама считает, что это спорно:

– Не думаю, что любовь к чему-либо появляется так. Скорее, это способ общения родителей и детей. Поэтому читать книги мы начали рано. Еще когда малыш был в животе, я читала вслух. Это были совсем не детские произведения – «Московская сага», пьесы Оскара Уайльда, но главное здесь не содержание, а голос. Плавностью повествования и звуком своего голоса мне удавалось успокоить сына.

Удержать внимание

Легко говорить о семейных традициях, когда ребенок послушно садится рядом и внимает, правда? Но так бывает далеко не всегда даже в тех семьях, где книга – привычное с младенчества явление.

– Сын хоть и любит книги, но все равно растет разбойником. Слушать сказку он готов лишь тогда, когда чем-то занят. К примеру, укладывается спать. В других случаях непоседа спешит перелистнуть страницу, а то и вовсе вырвать книгу, чтобы поиграть с ней, – делится Алена.

Но есть книги, которые приковывают внимание подрастающего пирата, – виммельбухи. В переводе с немецкого это «мельтешащая книга». В ней почти или совсем нет слов, зато на одной странице может быть столько предметов и персонажей для разглядывания, что вы отобьете язык, перечисляя все это ребенку.

– Виммельбухи – любимые книги сына. Он рассматривает их каждый день, тыкает пальчиком и просит назвать каждого персонажа. Благодаря им он впервые начал осознанно показывать кошек на картинках и теперь на каждом развороте непременно ищет «кису» и «би-бип». Думаю, будь у меня в детстве такие книги, они бы стали фаворитами.

У шеф-редактора одного из волгоградских журналов Константина Смолия подрастают мальчики-близнецы. Читать книги сыновьям он начал в 2 года, хотя отмечает, что делать это можно и с самого начала жизни:

– Вероятно, дети ничего и не поймут, но звучащая речь, тем более литературно правильная, им необходима. А когда они уже сами начинают заглядывать в книгу, важно, чтобы в ней были яркие и красивые картинки: визуальные образы не только привлекают внимание и вызывают интерес, но и учат выстраивать соответствие между звучанием слова и внешним видом обозначаемого этим словом предмета.

В поисках матрицы

– Сейчас моим сыновьям 3 года и 8 месяцев, – продолжает Константин Смолий, – мы читаем в основном обучающие книги – учимся читать и считать. Детям это интереснее, чем художественная литература. Из «художки» чаще берем детские стихи советских авторов, народные или авторские сказки. Любим Чуковского, в его произведениях есть напряжение и динамизм, а также борьба добра и зла.

Журналист считает, что одна из основных задач литературы для малышей – это привитие ценностей, общих для всех людей, «некой первичной нравственной матрицы». И в юном возрасте родители при выборе книг не должны ориентироваться на пол ребенка, так как постижение собственных гендерных ролей для малышей еще неактуально. Тем более что эту задачу мягко, ненавязчиво и незаметно решает хорошая литература.

Многие родители говорят о разнообразии книг – это позволяет найти то, что действительно понравится ребенку. К тому же чтение не должно быть рутиной для взрослых, лучше выбрать какой-то общий интерес, чтобы тоже получать удовольствие.

– Мне нравятся украинские сказки на украинском же языке. Сохранилась даже книга из моего детства, – делится Алена Ералиева-Бевз. – Какое удовольствие произносить эти слова! Котигорошко, Пан Котский, «Битыся чи миритыся» – музыка! У нас вообще большое собрание сказок – русские, французские, немецкие, чешские, даже шотландские. Хотя персонажи русских сказок показались какими-то плоскими, может, вернемся к ним чуть позже.

Сейчас молодая мама читает сыну свою любимую книгу «Пеппи Длинныйчулок». Алена радуется каждой строчке и надеется, что история озорницы Пеппи понравится и сыну:

– Да, она про девочку, но ведь это не значит, что малыш должен слушать чисто мальчишеские истории про машины и рыцарей. Где-то читала, что дети до двух-трех лет вовсе не разделяют себя по половым признакам, не думают о том, что они девочка или мальчик, а просто играют в то, что интересно.

Схожего мнения придерживается и Елена Алексеева:

– Литературу я предпочитаю не клеймить – «для девочек», «для мальчиков». Разве что выберу какие-нибудь стихи о девочках. Читаю то, что когда-то любила сама – «Три поросенка», «Доктор Айболит», «Федорино горе» – вообще, большое удовольствие получаем от Чуковского, стихов Барто и Михалкова. И в дальнейшем хочу читать то, что нравилось мне самой.

По маминым стопам

Выбирать из старого и проверенного временем довольно просто. Мы сразу вспомним Маршака, Чуковского, Барто, Заходера, а также кем-то любимые (а кем-то совсем нет) произведения Бианки и Паустовского. Но как понять, подойдет ли незнакомая книга твоему ребенку?

Мама Алена с детства недолюбливает Бажова и Маршака, также принципиально не покупает книги с классическими иллюстрациями Васнецова – считает их слишком тяжелыми, мрачными и лубочными. Обычно берет то, что западает в душу, а большое количество интернет-магазинов помогает в этом вопросе:

– Можно найти не только уникальные издания, но и почитать отзывы, а еще действительно сэкономить. Кроме того, в Инстаграме я подписана на нескольких книжных блогеров, чьи анонсы мне любопытны.

Актер и поэт Гозий Махмудов своему уже взрослому семнадцатилетнему сыну когда-то читал множество народных и авторских сказок. Например, Вильгельма Гауфа. Книги выбирали большие и с красивыми картинками. А затем сын начал читать сам – и родители смирились с его любовью к энциклопедиям.

– Ему это было интересно, – поясняет Гозий. – Вот когда я научился читать, то поглощал без разбора все, что попадалось под руки. Был такой всеядный. Современным детям и родителям советую просто читать! Лучше проверенную литературу, классику. Это ведь полезно вдвойне, потому что тогда даже не обязательно зубрить русский язык и все правила, достаточно просто прочесть приличное количество хороших книг от хороших авторов. Там не только запятые на месте, но и со смыслом все в порядке.

Как считают эксперты, для качественного подбора книг для детского чтения собственного культурного базиса родителям обычно хватает, и в рекомендациях нет особой необходимости. А вот когда дети подрастут и возникнет нужда предложить им какие-то актуальные для современного ребенка книги, вот тогда стоит обратиться за советом к знакомым или всемирному разуму. Потому что книг для детей и подростков сейчас выходит множество, и остановить и осмыслить этот литературный девятый вал нет никакой возможности.

Злоба дня

Дарья Сердюкова, журналист «МК в Волгограде»:

 

Родительская любовь ― вклад в формирование будущей личности

Возможно, моя история ничем не примечательна, но в своей жизни я встречала не так много людей, которым бы досталось столько родительской любви и внимания, сколько было у меня. И выражалось это, разумеется, не только в поцелуях в пупочек и «чупачупсах» по первому требованию, но и в таких вопросах, как формирование вкуса. Это на самом деле очень важная и сложная тема, которой не все могут и готовы уделять время и силы.

Мой литературный вкус формировался очень ненавязчиво, но кропотливо и изобретательно. И это при том, что читать я начала гораздо позже, чем многие дети, – у меня не было необходимости, с книжками родители прекрасно справлялись сами. По рассказам мамы, все произошло на даче. Туда меня отправили с бабушкой и дедушкой, которые в плане развлечений больше приветствовали свежий воздух и прикладное растениеводство. Поэтому без книг, которые давно стали ежедневным ритуалом, я быстро заскучала. Когда мы вернулись домой, я обрадовала родителей получением «нового уровня» и принялась за литературу вплотную.

Книги мне приносили из школьной и областной детской библиотек, ото всех родительских друзей и наших родственников. Мама говорит, для них в те годы происходило чудо: рухнул занавес, и оказалось, что существует мировая детская литература. Что ее много, и она прекрасна. Рекомендации искали в «Литературной газете», журналах «Юность» и «Смена». В итоге к третьему классу я перечитала добрую половину детского абонемента библиотеки и прекрасно знала, «что там будет дальше с Гарри Поттером». Для меня не составляло труда за пару ночей прочесть томик Крапивина или Булычева, а через неделю сделать это снова – от большой любви. И когда на экраны вышли «Хроники Нарнии», я бежала на них в первых рядах, помня эту великолепную историю из детства.

Я осознаю, как мне повезло. Не потому, что могла и могу со знанием дела вставлять свои замечания и встревать во все обсуждения, а потому, что познакомилась с большим количеством великолепных книг именно тогда, когда они были нужны, когда формировались моя личность, мое мнение, точка зрения. Все это я перечитываю и сейчас, но смогла бы эта литература оказать такое же воздействие на взрослого человека? Не знаю. Я стала собой благодаря возможности фантазировать о путешествиях с Бильбо и Фродо, размышлять о строении Вселенной по Крапивину, рассматривать иллюстрации в книге Монтейру Лобату «Орден желтого дятла», воображать себя воином в серии «Рэдволл» Брайана Джейкса, наконец, шмыгать носом, читая «Великое путешествие кроликов» Ричарда Адамса и «Бесконечную историю» Михаэля Энде. Советую ли я эти книги? Разумеется!

Конечно, если родители увлечены литературой, они наверняка сумеют заразить и своих детей. Но даже если у вас нет на это времени, дайте ребенку возможность путешествовать по книжным страницам. Для этого нужно так мало – начать рассказывать историю… а дальше он справится сам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Бук-бум

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру