Ученые заметили экзопланету размером с Юпитер в российский телескоп

Открытие было совершено в турецкой обсерватории Тубитак с помощью российского телескопа РТТ150.

Как сообщает РИА Новости, найденная экзопланета вращается вокруг престарелой звезды в созвездии Пегаса. По размеру она схожа с Юпитером.

Тысячи планет за пределами Солнечной системы были открыты в последние десять лет. Некоторые из них по размеру идентичны Земле, а другие – уменьшенные или увеличенные копии Юпитера. Ученые бьются над вопросом, может ли на них быть жизнь.

Аналог Юпитера, вращающийся вокруг звезды HD 208897, нашла группа ученых из России, Японии и Турции. Они использовали российско-турецкий телескоп РТТ150, построенный в обсерватории Тубитак в южной части Анатолии. Прибор находит планеты с помощью метода лучевых скоростей. Он заключается в наблюдении за характерными сдвигами в спектре светила, которые получаются из-за гравитационного взаимодействия с небольшими спутниками.

Считалось, что эту методику трудно применять для поиска отдаленных объектов, но международная группа ученых доказала, что лучевые скорости позволяют искать и возле старых крупных звезд, которые вскоре превратятся в красных гигантов. Их наблюдения за 50 звездами промежуточной массы длились на протяжении десяти лет.

Оказалось, крупные планеты могут существовать сразу у 13 звезд из этого списка, но пока что ученые уверены лишь в одной из них. Эта планета – «двойник Юпитера», имеет похожее расположение относительно светила, но температура на ней значительно выше – звезда HD 208897 начала «разбухать», сейчас она примерно в пять раз шире нашего Солнца.

Добавим, что такое открытие доказывает, что телескопы, подобные РТТ150, могут найти и другие планеты, если будут наблюдать достаточное время. Кроме того, благодаря изучению экзопланет, находящихся рядом с престарелыми звездами, ученые смогут понять, что происходит с планетами, когда звезда «разбухает» и превращается в красного гиганта.