Волгоград недооценивает туристический потенциал метротрама

За Волгоградом прочно закрепилась слава города с героическим прошлым

8 августа 2017 в 19:55, просмотров: 1468

За Волгоградом прочно закрепилась слава города с героическим прошлым. Все достопримечательности, с которыми знакомятся туристы и приезжающие в город на Волге, так или иначе связаны с военной историей. Мамаев курган, скульптурная композиция «Родина-мать зовет!», музей-заповедник «Сталинградская битва», Дом Павлова – вот, пожалуй, основные пункты назначения, которые посещает путешественник, попавший в Волгоград. Но у города и в настоящем достаточно достопримечательностей, которые могут стать новыми визитными карточками города и позволят увидеть его с совершенно новой стороны. Одна из «фишек», которую незаслуженно обошли вниманием, – метротрам.

Волгоград недооценивает туристический потенциал метротрама

Один на миллион

Уникальное техническое сооружение – волгоградский метротрам – сегодня привлекает тысячи туристов со всего мира. В открытых источниках очень много любопытных сведений о том, как в Волгограде обычный трамвай практически в центре города неожиданно ныряет под землю, чтобы перевезти пассажиров из одного района в другой. Аналогов метротраму в мире раз-два и обчелся. Действующие линии подземных трамваев существуют в Бельгии – городах Шарлеруа, Брюссель; Нидерландах – в Гааге, США – в Сан-Франциско, Австрии – в Вене. К слову, в Вене одна из линий Будапештского метрополитена – «линия М1» – обеспечивает перевоз пассажиров под землей в таких же вагонах, как и у нас в городе. Действующих метротрамов таких же, как в Волгограде, только один. Он находится в городе Кривой Рог на Украине и действует с 1986 года.

Почему метротрам может стать новой визитной карточкой Волгограда? Хотя бы потому, что в 2015 году, по мнению журнала «Фоpбc», подземный трамвайный маршрут города вошел в десятку самых интересных проектов на планете, это признанная в мире достопримечательность, которая интересна всем любознательным путешественникам.

Но мнение пусть и авторитетного журнала – не единственный фактор, по которому Волгоград может раскрутить новый бренд местной достопримечательности. История гласит: Царицын стал первым уездным городом в России, где появился трамвай. Это событие произошло в апреле 1913 года. В музее волгоградского трамвая рассказывают: первая линия имела протяженность всего десять километров, на ней располагались 22 остановки, а сам путь пролегал между двумя конечными станциями: «Тихорецкой» и «Царицыным». Между двумя остановками было расстояние в триста метров, но горожане предпочитали добираться в вагоне, оплатив за проезд 5 копеек. Это было отдельное удовольствие, за которое царицанам не жалко было заплатить целый пятак.

Любовь с первого взгляда

Трамвай в городе на Волге волгоградцы полюбили раз и навсегда, он постоянно развивался, появлялись новые линии и станции, и все больше горожан пользовались его услугами. В 1924 году работали два маршрута: из центра до завода «Красный Октябрь», точнее, до Совпоселка. И от вокзала «Сталинград-II" до центра города. К началу Великой Отечественной войны сеть линий трамвая была проложена по всему городу.

В 1940 году в Сталинграде на обслуживании пассажиров был задействован 141 вагон подвижного состава, в их числе 83 моторных, 35 грузовых, 58 прицепных. Работали три трамвайных парка, несколько мастерских по ремонту вагонов, тяговых подстанций, станций контактной сети.

После Сталинградской битвы город лежал в руинах, а большая часть трамвайного пути была повреждена бомбардировками. Но с первыми шагами возрождения Сталинграда началось и восстановление линий пассажирского транспорта. И именно тогда, после войны, была заложена идея строительства в героическом городе метрополитена. С этой идеей сталинградские, а затем и волгоградские архитекторы и строители обращались к руководству СССР.

Михаил Иванович Зозуля – один из первостроителей волгоградского метротрама. Он 35 лет руководил городским трамвайно-троллейбусным управлением и рассказал корреспонденту «МК в Волгограде» о том, как в 1960-е годы в городе началось возведение совершенно нового вида общественного транспорта.

Нырнуть с головой

По словам Михаила Ивановича, в начале 60-х годов прошлого века чуть ли не каждый город в СССР желал построить у себя метро. Не стал исключением и Волгоград. В запросах и обращениях в руководящий аппарат страны говорилось, что городу, одержавшему победу в Сталинградском сражении, обязательно нужно метро. Однако героическое прошлое не помогло – в ЦК КПСС дали четко понять, что подземные линии общественного транспорта появятся только в городах-миллионниках. В Волгограде же в ту пору насчитывалось чуть более 800 тыс. человек населения.

– Я в составе рабочей группы из Волгограда приехал в Госплан СССР, – рассказывает Михаил Зозуля. – Там идею строительства метро в Волгограде отвергли сразу по многим причинам. Но посоветовали обратить внимание на опыт Норвегии, где большой популярностью пользовался скоростной трамвай. И мы, молодые специалисты, поехали изучать систему скоростного трамвая в Бергене.

По словам Михаила Зозули, его особенность заключалась в том, что на протяжении восьми миль через небольшой городок с численностью населения 300 тыс. человек, была проложена линия скоростного трамвая. Двенадцать составов могли вместить в себя по 200 пассажиров одновременно. Из одного конца города в другой поездка занимала около 20 минут. Нечто подобное мы хотели сделать и в своем городе.

– К сожалению, в Норвегии этот вид транспорта прекратил свое существование в 1965 году, чтобы возродиться в более совершенном виде в 2010 году, – вспоминает метротамовец.

Вернувшись в Волгоград, Михаил Зозуля и другие специалисты разработали проект городского общественного транспорта, в основе которого было трамвайное сообщение. Его путь мог располагаться вдоль автомобильных дорог с необычным дополнением: определенную часть пути транспорт ехал на поверхности через город, а потом нырял под землю. Идея была одобрена на всех уровнях, и в Волгограде приступили к масштабному строительству.

Лучший среди равных

Волгоград стал не единственным городом, где проектировали метротрам. Предполагалось, что он появится в Перми, Донецке, Воронеже, Челябинске, Риге, Вильнюсе, Таллине, Львове, но по разным причинам работы над проектами были заморожены. Метротрам был построен только в Волгограде.

Его возводили строители из разных уголков страны – Харькова, Львова, Ленинграда, Москвы. Строительство было связано с разными интересными фактами. Например, на месте нынешней станции «Комсомольская» рабочие наткнулись на старинный клад. Михаил Зозуля рассказывает, что под землей рабочие нашли остатки старинной церкви. Эти сведения бережно хранятся в Волгоградском краеведческом музее вместе с обнаруженными молитвословом и иконами. А недалеко от подземной станции «Пионерская» была найдена часть комнаты купеческого дома и там даже сохранились предметы мебели и домашней утвари.

Новое трамвайное депо, обслуживающее пассажиров метротрама, было сдано в эксплуатацию 17 сентября 1971 года. Оно по сей день находится в Краснооктябрьском районе. Тогда появилось два новых маршрута – № 8 и 9, они связали проспект Ленина и знаменитый тракторный завод. В 1976 году началось строительство первых подземных станций. Проектировщики заложили под землей туннели под проспектом Ленина с тремя остановки и разворотом в пойме реки Царица. Подземные участки строились восемь лет, и 15 ноября 1984 года состоялось торжественное открытие первого из них. Маршрут № 8 был переименован в «СТ», его путь пролег от тракторного завода до площади Чекистов.

Михаил Зозуля говорит, что сразу же водители скоростных трамваев столкнулись с загадочной проблемой. Они начали резко терять остроту зрения. Ситуация оказалась на контроле у ведущих офтальмологов города. Медики были сбиты с толку массовой потерей зрения, но затем нашли причину. В момент выезда вагона из туннеля резкий световой перепад воздействовал на клетчатку глаза, и чтобы этого избежать, стены последних метров в подземных «коридорах» выкрасили в белый цвет. Таким образом, глаза постепенно привыкали к изменению освещения, и водители составов перестали жаловаться на ухудшение зрения.

Восьмое чудо света

Сегодняшний волгоградский метротрам – это 22 станции на одной линии длиной 17,3 километра. Самый длинный участок – 7,1 км расположен под землей, на нем шесть станций: «Площадь Ленина», «Комсомольская», «Пионерская», «Профсоюзная», «ТЮЗ», «Ельшанка». Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский, Советский районы объединены подземными станциями. Наземная часть спроектирована в виде обычной линии городского трамвая. Самая глубокая станция – «Профсоюзная», а самая мелкая – «Пионерская». Ежегодно метротрам перевозит порядка 10 млн пассажиров.

Туристы, которые приезжают в Волгоград, удивляются не только конструкционным особенностям городского вида транспорта, но и шикарному убранству подземных станций. И оно того стоит – архитектурно-художественная отделка выполнена из самых дорогих материалов: мрамора, гранита. Причем все станции разные, одинаковых нет.

Уезжая из города, туристы делают на память снимки в метротраме, берут с собой как сувенир использованные проездные билеты. В разных странах мира волгоградский скоростной трамвай – одно из неформальных чудес света, которое привлекает внимание, и его туристический потенциал далеко не исчерпан. Метротрам имеет все шансы стать не только достойной визитной карточкой города, но и уникальным историческим объектом, который продолжает развиваться и преображаться.






Партнеры