Туризм станет точкой роста экономики региона

В ближайшей перспективе туризм должен занять важное место в формировании доходной части бюджета региона

4 июля 2017 в 21:35, просмотров: 657

В ближайшей перспективе туризм должен занять важное место в формировании доходной части бюджета региона. Точки роста по развитию туристического потенциала области будут определены в каждом районе Волгоградской области. Инвестпроекты по развитию муниципальных территорий для привлечения туристов планируется реализовывать в том числе и с привлечением государственно-частного партнерства - успешные примеры такого сотрудничества уже есть.

Туризм станет точкой роста экономики региона

В гости к атаману

Туризм – это уже давно не отдельная суверенная отрасль, а целая индустрия, которая прекрасно интегрируется с другими отраслями экономики и прекрасно работает в связке. В общий доход идут затраты на проезд в местном транспорте, питание в кафе и ресторанах, экскурсии, посещение культурных и спортивных мероприятий, достопримечательностей, покупка сувениров, продуктов питания, услуги гидов.

Исторических и природных достопримечательностей в Волгоградской области немало, есть также много событийных мероприятий, которые привлекают в регион туристов. Все этоспособствует экономическому развитию территорий, стимулирует рост налоговых поступлений в бюджет региона.

Такие форматные мероприятия, как гонки внедорожников «Генералы песчаных карьеров» в Волгоградской области собирают более двух тысяч зрителей. Если раскручивать это событие как полноценный туристический продукт, у него огромный потенциал. Приезжая сюда, участники шоу останавливаются в гостиницах, пользуются транспортом и инфраструктурой, приобретают сувенирную продукцию. Все это оправдывает не только затраты на проведение мероприятия, но и формирует дополнительный источник пополнения местных и региональных бюджетов.

– В Волгограде ежегодно проходит порядка 20– 30 мероприятий, которые представляют интерес с туристической точки зрения. Кроме того, у нас есть известные всей стране федеральные бренды, такие как Камышин и Урюпинск. Осталось их сформировать как привлекательный туристический продукт и развивать: брендировать и повышать экономическую отдачу этой капиталоемкой отрасли, – считает руководитель рабочей группы по туризму комитета экономики Волгоградской области Игорь Шувариков.

Работу по всем направлениям в областном комитете экономической политики и развития решено усилить.

– Мы пока только учимся правильно преподносить туристам то, что имеем, – считает Игорь Шувариков. – У нас есть Арбузный фестиваль, о котором за пределами региона мало кто слышал. Волгоград – порт пяти морей. Если мы станем относиться к туризму как к экономической индустрии, которая включает множество отраслей, тогда все наладится.

Сегодня в регионе действует более 260 туристических и экскурсионных маршрутов. Три из них – «Дубовский посад» в одноименном районе, «Как за Доном казаки гуляют» в Иловлинском и «В гости к атаману» в Ольховском – проходят по территории муниципальных районов.

Точки для роста

Чтобы привлечь в регион больше туристов, в каждом районе Волгоградской области в ближайшее время будет разработан комплексный план развития, который предполагает в том числе прямое инвестирование в развитие территорий.

Схематично вся область будет разбита на зоны с центрами в крупных населенных пунктах – таких как Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка. Это территории с богатой историей, выгодно расположенные с точки зрения логистики. Такой подход повысит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность территорий и всего проекта в целом. Также будут сформированы опорные и дополнительные центры в малых городах – Урюпинске, Новоаннинске, Фролово, Калаче-на-Дону, Котово и Жирновске.

По статистике наибольшее количество туристов принимает Волгоград. Третий по величине город – Камышин – позиционирует себя как историко-рекреационный туристический центр, связанный с природным парком «Щербаковский». Точно такими же историческими центрами выступают города Серафимович, связанный с Усть-Медведицким природным парком, и Урюпинск – с Нижнехоперским. Эти исторические населенные пункты выступают как объекты туристического показа и помимо имиджевой составляющей должны приносить стабильный доход в экономику муниципалитетов и региона.

Поэтапное развитие регионального туризма позволит шире раскрыть экономический потенциал этих исторических, природных ресурсов, способствовать развитию населенных пунктов, привлечения иностранных туристов, уверены в областном комитете экономической политики и развития. Обустройство природных парков и развитие туристической инфраструктуре позволят укрепить экономику менее развитых в промышленном отношении Нехаевского, Алексеевского, Кумылженского, Чернышковского, Иловлинского, Палласовского районов.

Населенные пункты с большим числом памятников планируется превратить в опорные центры для развития в них музейной инфраструктуры, баз отдыха и туризма. Остальные населенные пункты, где установлены интересные и значимые исторические памятники архитектуры, будут обустраиваться как места кратковременной дислокации туристов. К примеру, земли бывшей Области войска Донского по Хопру и Дону имеют экологически чистые территории, множество памятников истории, культовые архитектуры, этнографические особенности – здесь издавна селились казаки, и сегодня многие станицы сохраняют и развивают народные промыслы и культуру. Такие поселения в перспективе могут стать этнокультурными туристическими центрами, которые обеспечат высокий уровень посещаемости.

Для реализации абмициозного проекта предстоит прежде всего изменить и перестроить маршрутную логистику. Планируется, что опорные центры будут объединены постоянно действующими маршрутными схемами, куда войдут все привлекательные для внимания туристов объекты. Централизация позволит рационально организовать туристический трафик и повысить пропускную способность каждого объекта на маршруте. Большое внимание будет уделено развитию сервисной инфраструктуры, открытию торговых точек с сувенирной и сопутствующей продукцией. Все это, как считают авторы проекта, увеличит коммерческую отдачу от каждого туристического объекта и повысит отчисления в бюджеты всех уровней.

Удачный пример

Развивать перспективные территории планируется как с привлечением частных инвестиций, так и на основе государственно-частного партнерства. Первый успешный опыт реализации такого проекта уже есть. На озере Эльтон реализуется первая стадия туркластера. В середине марта 2016 года главную грязевую здравницу в Палласовском районе на условиях концессионного соглашения передали частной компании сроком на 30 лет. Ежегодная плата за пользование госимуществом обойдется концессионеру в 4,4 млн рублей с условием последующей индексации.

Санаторий остро нуждался в модернизации. Однако собственный доход медучреждения не позволял даже за 15 лет достигнуть уровня достойного современного санатория, который будет создан при поддержке концессионера. Поэтому в сентябре 2015 года администрация Волгоградской области объявила конкурс о передаче в концессию оздоровительного комплекса. В марте 2016 года соглашение было заключено между региональным комитетом здравоохранения и владельцем санатория. По истечении действия соглашения санаторий вместе с построенными объектами останется в госсобственности.

Частный капитал, по данным комитета экономики, уже почти в два раза позволил увеличить турпоток на озеро.

– В реализацию проекта государственно-частного партнерства на озере Эльтон уже инвестировано более миллиарда рублей, – отметил заместитель губернатора – председатель комитета экономической политики и развития Волгоградской области Александр Сиваков. – Это один из важнейших социальных и туристических проектов, который позволил увеличить поток туристов почти в два раза. Больше отдыхающих стало и в самом санатории.

Такая совместная работа бизнеса и власти, считает вице-губернатор, – это перспективы для развития области. В положительной практике реализации проектов государственно-частного партнерства не сомневаются и независимые эксперты.

– Концессионное соглашение – наиболее удачная форма для такого рода объектов, – убежден финансовый аналитик Карен Туманянц. – Люди едут в санаторий не только за лечением, но и за определенным комфортом. Все это может реализовать частный инвестор, который напрямую заинтересован в улучшении условий для своих клиентов и в модернизации комплекса.

Вторым крупным проектом взаимовыгодного партнерства власти и бизнеса по благоустройству территорий станет реконструкцию ЦПКиО. Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве в начале июня уже подписано. В развитие этой территории инвестор вложит свыше 330 млн рублей. При этом сам парк остается в собственности муниципалитета.

Время бизнеса

– Туризм – это бизнес, – считает директор Волгоградского областного бизнес-инкубатора Александр Крылов. – По сравнению с другими регионами Волгоградская область имеет высокие показатели по въездному туризму. У нас большой опыт по событийному туризму, к нам едут на 9 Мая, у нас есть опыт проведения крупных федеральных мероприятий. Но это только одна ветвь направлений. Есть еще туризм гастрономический и медицинский, а также развитие национальных парков в форме государственно-частного партнерства.

Свои идеи в развитие этнотуризма уже готовы предложить волгоградские бизнес-структуры.

– В 2015 году в Ростовской области появился тур по местам съемки «Тихого Дона». В него вошли станицы Вешенская и Еланская. В последней, помимо оставшихся от съемок фильма декораций, действует частный музей истории белогвардейского казачества, – говорит руководитель турфирмы Елена Куличева. – В этот музей приезжают люди из других городов, есть маршруты по Захоперью, суровикинские камни, которые якобы придают силу и здоровье, и таких мест силы в нашем регионе немало.






Партнеры