Волгоградские мусульмане объединяются против экстремизма

Противостоять терроризму можно только просвещением

Обработка неокрепших умов вербовщиками ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) ведется постоянно и на высоком уровне. Террористы используют для этого самые современные средства, в том числе интернет, социальные сети. Для них нет границ. Идеологи работают на Западе, в России и даже у нас в Волгограде. Ставку делают на молодого человека, который только ищет свое место в жизни.

Противодействовать вербовщикам можно только с помощью знаний, которыми, к сожалению, обладает далеко не каждый мулла в мечети. Именно для просвещения и объединения мусульман в нашем регионе создана новая организация – Духовное содружество мусульман Волгоградской области (ДСМВО). Возглавил ее муфтий Кифах Мохаммед Бата. Стоит отметить, что новая организация уже заручилась поддержкой региональной власти.

Правильный ислам

В Волгоградской области уже работает региональное духовное управление мусульман. Вторую большую исламскую организацию, по словам муфтия, необходимо было создать, потому что первая перестала справляться со своими задачами. Несколько мечетей, которые относятся к РДУ, стали чуть ли не центрами по вербовке в ряды террористов. Например, более тридцати прихожан кировской мечети в Волгограде, имам которых и сам объявлен в международный розыск, за последний год отправились воевать в Сирию, в пособничестве радикалам уличены те, кто посещал Дом Аллаха в Палласовском и Октябрьском районах. Совершенно очевидно, что настало время предпринять какие-то меры, чтобы Волгоградская область не превратилась в некую ресурсную базу для террористов.

– Противостоять терроризму можно только просвещением, просвещением молодежи, доказывая ложность радикальных убеждений, – считает муфтий Кифах Мохаммед Бата. – Именно поэтому мы и создали Духовное содружество мусульман – организацию, которая будет нести «правильный» ислам. Наша религия – религия мира, в ней нет места войне и насилию.

Первоочередная задача, которую ставят перед собой исламские лидеры в Волгограде, – победить идеологию радикализма и салафизма, которая распространяется в нашей области другими организациями. Сделать это можно за счет воспитания нового поколения мусульман, которые смогут отделять «плохой» ислам от «хорошего». И для этого недостаточно просто открыть очередную мечеть. Важно найти  богослова, который будет вести работу с паствой.

ДСМВО создана на базе общественной организации Союза мусульман Волгоградской области, одним из руководителей которой до недавнего времени был муфтий. При Союзе действует исламский образовательный центр, который считается самым крупным медресе в Южном федеральном округе. Здесь готовят богословов, учат правильно трактовать Коран.

– Потребность в грамотных богословах большая. Ведь именно от них зависит моральное состояние прихожан, это нелегкая ноша – отвечать за чужие души. Сейчас уровня сельского муллы недостаточно, чтобы уберечь прихожан от вербовки, – говорит муфтий. – Радикалы учат молодого мусульманина, что неверными являются все и даже братья по вере, если они не разделяют их взгляды. Мы каждый день в центре доказываем ложность таких убеждений.

В мире с другими

У Союза уже есть несколько своих мечетей, где служат имамы, подготовленные в их медресе. И для расширения деятельности общественной организации как раз и нужен статус религиозного объединения.

– А это нормально, что в регионе будет работать два муфтия: вы и руководитель РДУ? – интересуюсь я.

– Да. Даже в Уфе, где находится верховный муфтий, там есть два муфтия. В Пензе – четыре, в Москве – 5. Россия – многонациональная страна, мусульмане все объедены исламом, но у каждого народа есть свои особенности и традиции. И в каждой региональной организации должны работать земляки, которые знают свою территорию.

– Верующие не запутаются, в какую мечеть идти?

– Мечети – это не собственность РДУ или наша. Это Дом Аллаха. Любой человек идет туда, где ему нравится.

Кроме подготовки богословов, ДСМВО собирается создать культурный исламский центр. К сожалению, о мусульманах широко говорят только во время религиозных праздников или когда совершен теракт. В большинстве своем жители нашей области плохо знают своих соседей. И центр помог бы рассказать об исламе с точки зрения культурных традиций разных национальностей.

– Духовное содружество будет работать вместе с союзом мусульман. Объединение двух мощных организаций поможет добиться одной главной цели – достичь мира и согласия среди людей разных национальностей и вероисповедания, хотя бы в отдельно взятой области, – говорит Кифах Мохаммед Бата.

Вдали от дома

Конец мая-начало июня для муфтия Кифаха Мохаммеда Баты выдались на редкость удачными. Священный месяц Рамадан не только совпал с назначением бывшего имама Волжского на новую духовную должность, но и с приездом его родителей из Сирии.

Кифах или Абдулла-хаджи, как его называют прихожане, уехал из родной страны еще в 1986 году, когда поступил по госпрограмме в волгоградский политехнический институт. Выучился на инженера, но в родную Латтакию, где живут мама с папой, братья и сестры не вернулся. После окончания вуза Кифах организовал небольшой бизнес по устройству сирийских студентов в волгоградские институты. Потом открыл кафе и собственную турфирму. Затем работал в Египте, как туристический оператор и экскурсовод. Думал, остаться, все-таки к родителям ближе. Но жена Хава, родом из Ингушетии, была против, пришлось вернуться. Продолжил свой туристический бизнес в Волжском, со временем стал помогать местной мечети, а потом ему предложили стать имамом. От предпринимательской деятельности отказался, богословских и общественных обязанностей стало очень много.

Последний раз Кифах виделся с родителями семь лет назад. До этого он, конечно, приезжал на каникулы во время учебы, в отпуск. Но связь пришлось прервать из-за войны.

- В 2010 году началась война и родители, беспокоясь обо мне, просили повременить с поездкой. Мы все ждали, когда же успокоится, но конфликт затянулся. И я уговорил их приехать в Россию, - говорит муфтий.

Марьям и Мухаммед Бата совсем не говорят по-русски. Со своими внучками и невесткой, которых впервые увидели только сейчас – до этого общались лишь по скайпу. Девочки, конечно, учили до приезда бабушки с дедушкой арабский язык, но все-таки пришлось прибегнуть к интернет-переводчику. Главным же помощником в общении с родными, естественно, является Кифах.

Когда мы пришли к муфтию, в его доме готовились отпустить уразу – принять пищу после захода солнца в пост. Марьям в этот день приготовила сирийское угощение – далму из виноградных листьев и рисом, мужчины запекли рыбу в печке.

- Каждое утро мы привыкли совершать прогулки у себя дома, - переводит Кифах слова своего отца. – И здесь тоже. Обязательно надо пройти 5 километров. Пока еще негде не были в Волгограде. В Рамадан тяжело совершать долгие путешествия.

По словам муфтия, он обязательно покажет своим родителям самые красивые уголки нашей области, а потом, когда закончится пост, они всей семьей отправятся на Кавказ, к родителям его жены.

Апельсины для русских военных

Мирный разговор за столом о том, как живут братья-сестры, все равно переходит на военные события в Сирии. По словам родителей муфтия, их жизнь сильно изменилась с началом конфликта, хотя Латакию меньше всего затронули события. Этот сирийский регион находится на берегу Средиземного моря, здесь же расположена, кстати, и российская военная база. Война заставила многих жителей страны покинуть свои дома и перебраться именно в Латакию. По словам Баты, общее количество внутренних мигрантов уже перевалило за 1 миллион человек. Их размещают в санаториях, гостиницах.

- Выросли цены, ощущается дефицит продуктов. Тяжело достать даже предметы первой необходимости, - говорит Мухаммед Бата. – Люди стали меньше зарабатывать. На улицах появились бандиты, потому что люди обнищали. Хорошо, что еще школы и больницы работают.

Скромной пенсии бывшего госслужащего, конечно, на жизнь хватает. Родителям помогают и дети. Двое братьев Кифаха служат в сирийской армии, еще один – полицейский.

- Как в Сирии относятся к вмешательству России в войну?

- Очень хорошо. У нас в стране очень уважают Россию, русского президента. Сирийцы уверены, что ваша страна поможет преодолеть трудности.

- Какие-то прогнозы вы делаете, когда война закончится?

- Конфликт может закончиться только тогда, когда сирийскому народа дадут самим решать, что делать. А когда идет внешнее давление других стран, которые снабжают различные группировки, это только разжигает распри внутри государства. Боюсь, что быстро мы так не выпутаемся.

- А сирийцы винят в войне президента Асада?

- В том, что происходит, нет вины Асада. При нем наша страна стала самой процветающей на Ближнем Востоке. Доказательство тому служит факт, что за семь лет войны страна не потеряла своей государственности.

Родители муфтия считают, что благодаря помощи России их страна может скорее выйти из войны. После того, как на территории Сирии появились наши военные, жители ощутили перемены – происходит освобождение территорий, которые были ранее захвачены террористами. Гуманитарная помощь тоже приходит вовремя. Поэтому сирийцы очень хорошо относятся и к самим российским военным.

- Мы часто видим военных на рынке, на улице города, - говорит мама муфтия Марьям. – И каждый раз наши люди дарят им апельсины, мандарины в знак уважения и благодарности за помощь.

- А вы не хотели бы перебраться подальше от войны, в Россию, к сыну? – интересуюсь я.

- В гости приехать хорошо, но там наш дом. Мы уже пожилые люди. Каждый должен умереть на родной земле,- отвечает Мухаммед. – Уезжают те, у кого разрушили дом. Но и они, как только появляется возможность, возвращаются.

Фото Сергея Григоренко

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Управление духом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру