Волгоградцы предпочитают российский парфюм, но не косметику

В России разработают стратегию развития отечественной парфюмерно-косметической промышленности

В России разработают стратегию развития отечественной парфюмерно-косметической промышленности. Сейчас в стране полный ассортимент товаров красоты выпускают более 400 предприятий. «МК в Волгограде» изучил потребности жителей нашего региона, особенности их вкусов и мнения о том, на что производителям нужно обратить внимание.

Все свое

С инициативой разработки стратегии развития отечественной парфюмерно-косметической промышленности выступил Минпромторг РФ. Подготовкой документа займется межведомственная рабочая группа, в состав которой войдут представители отрасли, чиновники и члены общественных объединений.

По данным «TNS Россия», за последнее десятилетие в России на 13,3% больше женщин стали пользоваться косметикой. Среднестатистическая россиянка пользуется декоративной косметикой гораздо чаще, чем среднестатистическая жительница Европы. При этом товары красоты отечественного производства вполне востребованы – около 35% продаваемой в стране косметики и парфюмерии российского производства.

Представительницы прекрасного пола из Волгоградской области охотно пользуются нашей парфюмерией. Опрос, проведенный «МК в Волгограде», показал, что наши женщины экономны и практичны, поэтому давно нашли альтернативу дорогим зарубежным парфюмерным средствам. В фаворе отечественные гели для душа, «умывалки», лосьоны, тоники, молочко для снятия макияжа, крема для рук и средства для волос.

– Бальзамов и масел для волос у меня тьма, – признается 28-летняя Юлия Большакова. – Я все скопом покупаю, потом долго пользуюсь. Могу за один раз приобрести два-три флакона, а потом полгода ничего не покупать. В среднем получится, что в месяц я на все трачу около одной тысячи рублей. Но у меня на работе есть коллеги, которым и четырех тысяч мало будет. Мы все разные.

На туалетных столиках волгоградских модниц также присутствуют российские лаки для ногтей, пенки и лаки для фиксации прически. Шампуни, крема для лица, декоративную косметику волгоградки все же покупают импортного производства.

– Российские румяна и тени для век плохо ложатся на кожу и почему-то быстрее расходуются, – отмечает 35-летняя Мария Дацковская. – Кроме того, у меня очень аллергичная кожа, поэтому к выбору губной помады и крема для лица я подхожу с особой тщательностью. У нас на прилавках практически нет гипоаллергенной косметики, способной заменить дорогие импортные аналоги. Совсем нет патчей для устранения темных кругов под глазами. Эти средства приходится приобретать по Интернету через сервисы «совместные покупки».

Вопрос на засыпку

Большинство опрошенных нами дам отметили, что пользуются косметикой класса масс-маркет с ценовым диапазоном до двух тысяч рублей. Учитывая то, что некоторые средства приобретаются раз в квартал, а другие и того реже, свой среднемесячный чек они оценили в 500–700 рублей.

При этом покупательницы признаются: хорошей «декоративки» российского производства не сыскать днем с огнем. Мы решили проверить, так ли это.

Заходим в магазин шаговой доступности, где продается парфюмерия, косметика и бытовая химия. Продавец-консультант Елена – совсем юное создание лет 18–19 – заметно теряется, когда узнает о том, что нас интересует тушь и помада российского производства. Быстро пытается сориентироваться, хватает с прилавка первый попавшийся товар и возвращается к кассе, где ее ждет другой покупатель.

Предложенная продавцом тушь для ресниц стоит 230 рублей, однако производство вовсе не российское, а польское. Кладем товар на прилавок и в дальнейших поисках уходим вглубь зала, где нас вновь находит Елена. На этот раз она протягивает флакончик туши по акции – за 90 рублей.

– «Сделано в России, – зачитывает продавец слова на этикетке, – …город Красногорск, улица Железнодорожная…

– Это точно изготовитель, не поставщик? – переспрашиваем.

– Ну, написано так, – звучит ответ, в котором не слышится ни да, ни нет.

– Ладно, цена не такая, чтоб можно было тратить на сомнения свое драгоценное время. Берем!

Дальше идем в магазин косметики крупной торговой сети. Здесь своими пожеланиями мы огорошили даже бойких продавщиц лет за 30. Округлившая глаза консультант Наталья подвела нас к полкам с тональным кремом «Балет», тушью-плевалкой из середины прошлого столетия за 27 рублей и лаками для ногтей. Не густо.

Через пять минут мы были уже в магазине всемирно известной торговой марки, где продается только парфюмерия и косметика преимущественно класса «мидл» и «люкс-маркет». Здесь чувствуется, что продавцов удивить уже ничем невозможно. Через секунду нам протянули тюбик с тушью совместного российско-итальянского производства за 365 рублей. Благодарим и уходим.

Уже дома тесты приобретенной за 90 рублей туши показали, что качество оставляет желать лучшего: ни обещанного объема, ни дополнительной длины ресницам она не придала. С другой стороны, краска не осыпалась весь день. Это уже плюс!

Причем тут доллар?

В индустрии красоты есть неплохие отечественные бренды, признаются владельцы салонов и работники косметологических кабинетов. Однако в разгар кризиса цены на эти препараты и средства стали стремительно расти, хотя качество все же не дотягивает до импортных аналогов.

– Раньше я охотно использовала профессиональную косметику для волос санкт-петербургского производства, но когда препараты стали стоить чуть ли не дороже итальянских, отказалась, – говорит владелица небольшого салона красоты в Ворошиловском районе Волгограда Екатерина Авдонина. – При очередной встрече с дистрибьютором я спросила, с чем связано такое несоизмеримое повышение цен. На что мне ответили – с подорожанием доллара. Оказалось, что некоторые компоненты, входящие в состав косметических средств, производитель закупает за рубежом. Отсюда и такая ценовая политика.

Отметим, что вопрос снижения импортозависимости поднимался на совещании в Минпромторге РФ, посвященном обсуждению перспектив развития парфюмерно-косметической промышленности и подходов к созданию отраслевой стратегии. По мнению экспертов, государство должно поддержать экспорт, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кроме того, сфере необходима подготовка квалифицированных кадров, усовершенствование налогового регулирования и стандартизации.

Аромат регионов

В прошлом году, по данным Росстата, объем производства духов в России вырос в два раза по сравнению с 2015 годом. Эксперты связывают это с существенной разницей в цене на отечественный и импортный парфюм. Скачок производства стал рекордным с 2010 года. Такой поворот событий словно предвидели представители Ростуризма, когда в 2015 году предложили регионам начать выпуск собственных сувенирных духов.

Сувенирный парфюм должен вызывать ассоциации с достопримечательностями и туристическими местами регионов. Так, были созданы духи с запахом Сочи, Владивостока и Санкт-Петербурга. «МК в Волгограде» поинтересовался у жителей региона, каким может быть аромат Волгоградской области.

Прямая речь

Николай Лукьяненко, депутат Волгоградской областной думы:

– Для Волгограда и Волгоградской области мог бы быть выпущен парфюм с запахом сирени. Знаменитая Сталинградская сирень, которая дала название массовой всероссийской акции и творческому фестивалю, которая цветет на наших улицах и с которой ассоциируется волгоградский май. Может быть использован запах волгоградской степи – горькая полынь и душистые медоносные травы. Еще один вариант – свежий аромат арбуза, которыми славятся волгоградские сельские районы. Один из вариантов упаковки – стилизация под волгоградские достопримечательности: здание вокзала, речпорта, планетария, пожарной каланчи…

Оксана Платонова, менеджер турфирмы:

–Это обязательно должны быть фруктово-ягодные ароматы: зрелого винограда, сочной дыни с нотой груши «дюшес». А еще Волгоградская область характерна весенним цветением акации и абрикосов. Такого природного благовония нет больше нигде.

Марина Власова, экскурсовод:

– Самый лучший аромат, присущий нашей области, – это летние запахи на меловых горах в Ольховке – шлейф чабреца, донника, шалфея. Как-то один из французских туристов сказал, что даже в лучших парфюмерных лавках Парижа он не вдыхал такого прекрасного аромата.

Павел Сытилин, фотограф, путешественник, член Русского географического общества:

– Это должен быть запах степи с ее полевыми цветами, чистой пресной воды Волги, немного эльтонской соли с щепоткой голубинского песка.

Экспертное мнение

Андрей Куприков, член Общественной палаты Волгоградской области:

– Необходимость в развитии отечественной косметической и парфюмерной промышленности безусловно существует. К этому есть все предпосылки: обширный рынок сбыта, источники природного сырья, большая потребность в сегменте недорогой качественной парфюмерии.

Однако в этом вопросе мы изначально находимся в неравных условиях с зарубежными производителями. В первую очередь, у нас не существует политики протекционизма в отношении отечественных товаров, нет доступных дешевых кредитов, российская налоговая система носит фискальный характер. В таких условиях конкурировать с импортом практически невозможно.

Вторая серьезная проблема – это сбыт. Сегодня розница в России контролируется крупными иностранными ритейлерами, которые лоббируют продукцию зарубежных производителей, вытесняя с полок российские товары. Поэтому косметическая и парфюмерная отрасль в России не получит нового импульса для развития без поддержки со стороны государства. В первую очередь, речь идет о здоровом протекционизме отечественных товаров. Пока мы не вернем в свои руки розницу, говорить о серьезном развитии какой-либо отрасли промышленности, в том числе парфюмерной, по меньшей мере, наивно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Запах Родины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру