Как решить кадровую проблему нехватки специалистов на производстве?

На площадке «МК в Волгограде» участники круглого стола представили свой взгляд на проблему и вместе предложили пути ее решения.

19 мая 2017 в 11:43, просмотров: 1501

Ответы на вопрос, как повысить престиж рабочих специальностей и привлечь молодежь на инженерные факультеты, искали участники круглого стола «Приемная компания – 2017: кадры для промышленности и экономики будущего». На площадке «МК в Волгограде» представители власти, высшего образования, промышленных предприятий, школьники, педагоги и журналисты представили свой взгляд на проблему и вместе предложили пути ее решения.

Как решить кадровую проблему нехватки специалистов на производстве?

Вернуть систему профориентации

Промышленный кластер Волгоградской области продолжает активно развиваться, на территории региона развиваются новые инвестиционные проекты. И реальный сектор экономики испытывает кадровый голод.

Для решения проблемы в июне 2016 года Владимир Путин заявил о необходимости государственной программы по подготовке и переаттестации всего персонала, обеспечивающего развитие нашей промышленности. Необходим качественно выстроенный диалог предприятий и образовательных учреждений среднего и высшего звена. Кроме того, важно помнить о том, что отношение к профессии формируется еще в процессе обучения в школе. Поэтому профориентационная работа должна проводиться в обязательном порядке, считают представители образования. 

Александр Медведев, руководитель аппарата регионального отделения «Союз машиностроителей России»:

- К 2023 году нас ждет дефицит как минимум 17 тысяч рабочих профессий. Если раньше уже в школьные году человек проходил обучение в профцентре, и молодые ребята уже к 10-му классу могли получить профессию, то сегодня этого нет. Закрыты профориентационные центры, в школах нет трудовых часов, соответственно, у школьников не развиваются первичные навыки делать что-то своими руками, осваивать рабочие профессии. А ведь то, что делаешь в детстве руками, запоминаешь на всю жизнь. И для решения этой проблемы необходимо разрабатывать государственную политику в сфере подготовки специалистов. На ряде предприятий была программа, когда брали ребят из школ, обучали их, выплачивали стипендии, после армии 90% вернулись на завод. Потому что у них была мотивация вернуться обратно - гарантированное место работы и хорошая зарплата.

Арсен Геворгян, обучающийся школы № 6 г. Волгограда:

- Уроки труда у нас были только в 5-м классе. На мой взгляд, это очень важный вопрос, так как в наше время молодежь предпочитает получать гуманитарное образование. Она считает это престижным. Но я не могу с этим согласиться, потому что будущее за инженерией и механикой. Если сейчас начнет угасать российская промышленность, это будет катастрофа, ведь именно за ней, я считаю, будущее страны.

Светлана Мацикова, директор по персоналу ОАО «Управляющая компания «ЕПК-Вожский»:

- Мы действительно испытываем острый кадровый голод в отношении рабочих профессий. Не так давно на предприятии проходила акция «Неделя без турникета». К нам на экскурсию приходили студенты колледжей и школьники. И если студенты проявляли большое внимание к производственному процессу, то школьники очень слабо интересовались тем, о чем им рассказывают. На мой взгляд, чтобы привлечь молодежь на производства, необходимо активнее использовать инструмент господдержки, а для студентов, проходящих практику, делать отсрочку от армии.

Влас Жалнин, ученик школы № 6 г. Волгограда:

- Улучшить ситуацию с дефицитом кадров могло бы гарантированное распределение после окончания учебного заведения. Сегодня нас просто «затачивают» под сдачу экзаменов, а нам нужны знания, которые мы сможем применить в жизни.

Обозначить приоритеты

В том, что школьники не испытывают интереса к рабочим специальностям, виноват сам социум, полагают ученые.

Александр Стризое, доктор наук, профессор заведующий кафедрой социологии Волгоградского государственного университета:

- Социализация молодежи в современном обществе по многим причинам растягивается, а значит, период, в котором молодой человек находится в состоянии детства и инфантильности увеличивается. Если раньше переходный период заканчивалось в 18-20 лет, то сейчас затягивается до 25-27.

Есть и второй серьезный сдерживающий фактор – отсутствие стратегической разработанной политики государства и в вопросах образования, и в вопросах подготовки кадров. Это проявляется в том, что социализация молодежи проходит в обстановке, когда главный ориентир - сфера развлечения, досуга и инфраструктура. Молодежь ориентируется на то, что общество предлагает в виде рекламы, продукции СМИ, у нас исчезла из СМИ тематика научно-техническая. В этой информационной среде мы получаем закономерный результат. Чтобы изменить ситуацию, надо изменить государственную политику и политику СМИ.

Реалии жизни таковы, что молодежь сегодня охотно идет на госслужбу, потому что она дает стабильность, карьеру и достаточно фиксированную зарплату. Обозначьте эти же приоритеты в сфере промышленного производства, и ситуация изменится. Можно создать хоть две тысячи профильных ассоциаций, но ничего не будет без соответствующей промышленной политики. Если после получения образования выпускники не будут знать, что они востребованы и могут сделать карьеру, не уехав за границу, а в регионе, - это будет лучшая мотивация. А для этого должна быть соответствующая государственная промышленная политика для развития реального сектора экономики, который бы создавал спрос, и реанимация производств с упором на новые технологии. 

Виктор Сердюков, ученик школы № 6 г. Волгограда: 

- Многое в выборе будущего учебного заведения зависело от тех предметов, которые я хочу сдавать. Я выбрал физику, математику и химию и при выборе учебного заведения отталкивался от них. Но кем буду по профессии, пока еще не решил. Мне кажется, надо изменять ЕГЭ, потому что два года нас готовят только к экзаменам, и от этого страдают другие знания. 

Ольга Свиридова, классный руководитель школы № 6 г. Волгограда:

- То, что дети в возрасте 14 лет не знают, кем они хотят быть в будущем, во многом предопределяют родители. Даже на собраниях в 9-м классе родители не готовы ответить на этот вопрос, соответственно, и ребенок впитывает эти слова и откладывает решение вопроса о своем будущем. Как правило, это проблема тех родителей, которые жили в сложное время. Промышленности тогда не было, работу найти было непросто, и выросло целое поколение, которому главное было окончить институт.

Определиться с будущим выпускникам помогает всероссийская олимпиада школьников, конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, оказывают помощь и педагоги. В старших классах к выпускникам приходят студенты вузов, которые рассказывают о своем учебном заведении - живое общение играет большую роль. Но лучше начинать это делать с 9-го класса, чтобы ребята знали, на что ориентироваться. Если студенты приходят к 11-классникам, те уже нацелены на определенный вуз и что-то изменить им сложно. 

Остановить утечку мозгов

Другая проблема – утечка мозгов. Волгоградский регион располагает обширным спектром учебных заведений разного уровня и профиля, специалисты которых востребованы на столичных предприятиях, однако талантливые выпускники предпочитают поступать в национальные университеты, покидая родной регион. 

Наталья Высоцкая, начальник отдела профессионального образования и науки Администрации Волгоградской области:

- Система среднего и высшего образования в регионе представлена широко. У нас 13 образовательных учреждений высшего образования и 24 филиала вузов, 64 учреждения среднего профессионального образования.

Комитет по труду и занятости регулярно проводит мониторинг, составляя прогноз потребности рабочих кадров и специалистов. Результаты последнего среза показали, что сейчас потребность в специалистах – порядка 100 тысяч. Из них с высшим образованием чуть больше 17 тысяч, 34 - специалисты среднего звена и 55 тысяч – рабочие.

Среднее профессиональное образование молодежью, я считаю, незаслуженно недооценено. Выпускникам школ стоит помнить, что те, кто приходит в вуз после колледжа, имеют больше шансов трудоустроиться в будущем.

Олег Косов, кандидат технических наук, доцент факультета «Автоматизированных систем, транспорта и вооружений» Волгоградского государственного технического университета:

- Зачастую школьники, выигрывающие разного рода олимпиады, ориентируются на престижнейшие национальные университеты, и после окончания школ покидают Волгоград.

У нас есть опорный университет, который призван готовить специалистов для нашего региона. Нужно укреплять его школьниками нашего города и не отпускать их в Москву. Другая проблема – нас не всегда пускают в школы. Раньше подспорьем были профориентационные центры, сейчас их нет. Чтобы изменить ситуацию, необходимо менять государственную политику и усилить участие промышленных производств в учебном процессе.

Сергей Лиховцов, директор Волгоградского колледжа управления и новых технологий:

- Наша система готовит пласт специалистов и рабочих. На рынке труда они востребованы на 67%. Переориентация ценностей нанесла мощный удар по молодому поколению. Мы потеряли интерес к рабочим профессиям и престижность работы на производстве. Раньше идеология общества была четко направлена на будущую профессию. С детства человека приучали к тому, что он придет на завод, и у него будет хорошее будущее – положение, надежная зарплата и авторитет. Придя к нам, в систему среднего профессионального образования, ребята уже сориентированы, и осознанно понимают, зачем идут на завод.

Сейчас идет возврат ценностей. У нас появилось движение WorldSkills Russia, которое поддерживает Президент России Владимир Путин, но школьники о нем не знают, не хотят школьники. Но развитие начнется только тогда, когда поднимется промышленность, и деньги пойдут в казну, когда начнут развиваться заводы. Если они заработают, не надо будет никакой профориентации.

Михаил Мерзликин,

заместитель директора Волгоградского технологического колледжа:

- Любой труд в советские времена был в почёте, а рабочий человек пользовался большим уважением. Уважение к «человеку труда» было повсюду - в газетах, по радио, по телевидению. Система подготовки кадров была отработана. При модернизации оборудования предприятия модернизировалась и материальная база образовательных учреждений. За каждым предприятием закреплялась подшефная школа, училище, техникум или вуз. Предприятие получало готового сотрудника, воспитание которого шло со школьной скамьи.

В настоящее время предприятия не имеют возможности модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений - слишком большие расходы. И если предприятие заинтересовано в подготовке кадров, оно вынуждено идти несколькими путями. Во-первых, переманивать сотрудников с других предприятий, но переманивать уже некого: кадровый резерв рынка труда исчерпан,  во-вторых, открывать свои учебные центры, а это требует значительных затрат. И третье - налаживать взаимовыгодное сотрудничество с образовательными организациями, с помощью учебной и педагогической базы которых можно готовить специалистов непосредственно для себя. Сейчас в режиме непосредственного сотрудничества с предприятиями работают все ведущие образовательные организации. Кто не смог выстроить эффективного взаимодействие, как правило, закрываются.

Евгения Ануфриева, кандидат философских наук, доцент кафедры «История, культура и социология» Волгоградского государственного технического университета:

- Для меня, как выпускницы 90-х, удивительна мечта сегодняшних студентов политеха. Они хотят, чтобы вернули систему распределения после окончания вуза, то, чего мы боялись как огня. Сейчас безработица, и если их 3-5 лет трудоустроят по профессии, они будут с радостью учиться. Государственное распределение привлечет молодежь в отрасль.

В ходе круглого стола участники представили свой взгляд на кадровую проблему и реальные пути ее решения. Для преодоления дефицита в реальном секторе экономики, резюмировали они, необходимо разработать государственную промышленную политику, в том числе государственное распределение после вузов, реанимировать производства в регионе с упором на новые технологии, обеспечить участие производств в учебном процессе, восстановить престиж человека труда и вернуть день профтехобразования.




Партнеры