Чем же опасны "Свидетели Иеговы" и какую угрозу несут россиянам

После того как Верховный суд РФ признал религиозную организацию «Свидетелей Иеговы» экстремистской и запретил ее деятельность на территории страны, в ряде субъектов прокатилась волна задержаний, ликвидаций общин, а в некоторых случаях – поджоги домов, где живут последователи вероучения. Волгоградские верующие пока не ощутили на себе последствия решения суда. Они находятся в «томительном ожидании», когда дело будет рассмотрено в апелляционном порядке и готовы «встраиваться в сложившиеся обстоятельства».

Зачесались руки

Иск о признании деятельности церкви свидетелей Иеговы экстремистской Минюст России подал 15 апреля. Через пять дней Верховный суд РФ вынес решение – деятельность «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» является экстремистской, подлежит полному запрету, а имущество и самого центра, и всех 395 его отделений на территории России должно быть конфисковано и обращено в пользу государства. Организация, название которой, судя по всему, теперь, как и с ИГИЛом, нужно помечать припиской «запрещена на территории России», с таким решением не согласилась. Сторона защиты подала апелляцию. Российские последователи этого вероучения, пришедшего к нам с Запада, теперь находятся, что называется, в подвешенном состоянии.

Надежды на то, что ситуацию удастся разрешить по итогам повторного рассмотрения дела в апелляционном суде, сохраняются и у волгоградских свидетелей Иеговы.

– Мы находимся сейчас в томительном ожидании, – заявил в разговоре с корреспондентом «МК в Волгограде» представитель одного из волгоградских собраний Константин Седов. – На 13 июня запланировано рассмотрение апелляции. Мы ждем решения.

В некоторых регионах, впрочем, дожидаться вступления решения ВС РФ в законную силу не стали и запустили механизм ликвидации общин. Так, на Кубани краевое управление Министерства юстиции РФ ликвидировало все ранее действовавшие в регионе религиозные общины «Свидетели Иеговы». Всего их в Краснодарском крае насчитывалось 45. Теперь ни одной из них нет, а дома молитвы страдают от рук вандалов.

В Одинцовском районе Московской области один из местных жителей в состоянии опьянения бросил бутылку с зажигательной смесью в дом, где жили верующие. Пострадал также принадлежащий общине автомобиль. Это произошло спустя всего несколько дней после того, как Верховный суд РФ принял решение о признании организации «Свидетели Иеговы» экстремистской.

Пострадали за рукописи?

По словам Константина Седова, волгоградские иеговисты пока не ощутили на себе последствий решения суда.

– Серьезных проблем сейчас у нас нет, но угроза, что нас в любой момент могут закрыть, все же есть, – сказал мужчина.

Запрещенная на территории РФ организация «Свидетели Иеговы» уже становилась объектом внимания надзорных органов во всех регионах России. В некоторых субъектах страны ее деятельность уже была запрещена ранее. Так, ВС РФ признавал законными решения о ликвидации территориальных отделений организации в Орле, Старом Осколе и Белгороде, Абинске Краснодарского края, Самаре, Биробиджане и других городах. Местные отделения организации неоднократно привлекались к административной ответственности за распространение экстремистских материалов – в Тюмени, Абинске, Самаре, Саранске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Геленджике и ряде других городов.

Седов рассказал, что нынешний запрет – это итог спланированной кампании, которая началась еще в 2009 году.

– Около 80 публикаций признано экстремистскими, – говорит Седов. – Якобы мы считаем, что наше вероисповедание является истинным. Нас обвинили в этом. Но ведь любая религия считает свое вероучение истинным. Формулировка экстремистских действий подразумевает весьма расплывчатое понятие. Любой человек считает, что его вера – истинная. На основании этого можно заключить, что он оскорбляет чувства верующих других конфессий.

Следующий этап, говорит Седов, состоял в том, чтобы найти эти публикации в богослужебных зданиях, где проводились встречи с членами организации. О том, случались ли прецеденты с волгоградскими представителями общины, Константин ответил, что крупных конфликтов не было.

– Были случаи, когда нам мешали провести конгрессы: в 2014 году и чуть раньше. Но их удавалось тихо и мирно решить. Сейчас, в связи с решением Верховного суда РФ, проведение таких мероприятий стоит под большим вопросом, – посетовал мужчина. – Будем встраиваться в сложившиеся обстоятельства.

«Запрет вступает на защиту»

Решение суда по «Свидетелям Иеговы» – это результат большой работы, считает директор научно-образовательного центра «Комплексная безопасность» Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС Владимир Шипулин. Он рассказал, что проводился ряд исследований по данной организации, в результате которых были сделаны различные выводы.

– Еще в конце 90-х – начале 2000-х годов «Свидетели Иеговы» формировались в деструктивные диалоги экстремистского характера, – говорит Шипулин. – Сама экстремистская деятельность условно делиться на три направления. В первую очередь, это воздействие на государственные институты, механизмы – это самая простая система, когда речь идет о нарушении законов. Второе направление – воздействие на общество, системы бытования, традиционное воззрение людей. И третье – это разрушение личностной структуры. Особенность экстремистской деятельности «Свидетелей Иеговы» по первым двум пунктам спорная, хотя негативный опыт есть. А вот насчет разрушения личностных характеристик, то, безусловно, их можно считать деструктивной тоталитарной сектой.

Он отмечает, что решение Верховного суда РФ в отношении «Свидетелей Иеговы» надо рассматривать как пользу.

– Запрет вступает на защиту системы управления государством, норм права, спокойствия и согласия в обществе и, в первую очередь, личности, – подчеркнул Шипулин, сказав о многократных обращениях граждан, состоящих в общинах религиозной организации, в правоохранительные органы. – Ущерб, который понесли россияне от действий общин, доказан.

По словам эксперта, «Свидетели Иеговы» создают мировоззренческую основу, которая противопоставляет одну группу людей другой.

– Это своего рода черно-белая система мира, которая условно сеет вражду и выводит активных, здоровых членов общества за пределы социума, после чего они уходят в закрытые сообщества, – говорит Шипулин. – Именно это и может стать основой для дальнейшего развития экстремистской деятельности.

Следы Запада

Заведующий кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения ВолГУ, профессор Сергей Панкратов не считает сложившуюся проблему вокруг российских иеговистов острой, поскольку существуют другие религиозные организации, не относящиеся к мировым религиям. Он напомнил, что когда-то, в древние времена, и христианство считалось сектантством.

– Вопрос заключается в том, что с одной стороны – у нас свобода вероисповедания, с другой – у нас запрещены организации, носящие тоталитарный характер и имеющие психологическое насилие над личностью, – говорит Панкратов. – Я бы здесь поставил вопрос так: насколько организация имеет определенные черты насилия над личностью и угрожающие имуществу человека? Если это действительно так и следствием доказаны конкретные факты, то она действительно подлежит запрету. Если все это наговоры, то такая организация может существовать.

Сергей Панкратов также отметил, что существует различные источники финансирования «Свидетелей Иеговы». Как за счет граждан, так и за счет организаций, имеющих иностранные корни.

– В этом случае тогда стоит не закрывать управленческий центр с его отделениями в России, а всего лишь объявить иностранным агентом и отслеживать, – подчеркнул Панкратов. – Я бы посоветовал правозащитникам сотрудничать с правоохранительными органами и на фактологической основе разобраться: есть ли нарушения в отношении личности со стороны этой организации или нет.

Ранее протоиерей Всеволод Чаплин назвал решение Верховного суда РФ в отношении «Свидетелей Иеговы» бессмысленным, так как признание организации экстремистской, по его мнению, «не обезопасит Россию от возникновения подпольных ячеек секты». Многотысячная армия иеговистов, считает Чаплин, может уйти в подполье.

– Как с этим подпольем справиться, я не очень понимаю, – говорит Чаплин. ­ – Даже в советское время это не получилось. Поэтому лично мне кажется, что держать эту организацию в легальном поле, но полностью исключить ее миссионерство среди людей, так, наверное, было бы лучше.

В поисках запретной веры

О том, являются ли «Свидетели Иеговы» сектой, мы спросили доктора философских наук, профессора кафедры философии и социологии Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС Дмитрия Яворского. Он пояснил, что с юридической точки зрения в России нет понятия секты.

– Законодательством предусмотрены понятия: «религиозное объединение», «религиозная организация» и «религиозная группа». "Свидетели Иеговы" – это централизованная религиозная организация, в составе которой находится несколько объединений на территории страны, – подчеркнул Яворский. – Если рассматривать вопрос с точки зрения социологии, то здесь нет устоявшейся классификации религиозных объединений. Но существуют разные классификации, которые выделяют церковь, деноминацию, секту и культ. Так, в американской социологии слово «секта» не имеет негативной коннотации и понимается как нечто типа объединения.

Для секты, по словам профессора, характерна небольшая численность и отрицательное отношение к более крупным организациям, от которых они отделились. В этом смысле к «Свидетелям Иеговы» некоторые критерии секты прослеживаются явственно. Например, крайне критическое отношение к апостольским церквям. Но по своим размерам организация не подходит под понятие «секта», поскольку это достаточно крупное религиозное объединение.

– С публицистической точки зрения к «Свидетелям Иеговы» достаточно часто применяют слово «секта» в достаточно негативном ключе, используя его в качестве инструмента дискредитации, – уточнил Яворский.

Что касается обвинений свидетелей Иеговы, Дмитрий Яворский выделил два основных упрека. Первый состоит в том, что они запрещают переливание крови и часто пациенты отказываются идти на эту терапевтическую процедуру.

– Но опять-таки у человека есть право определять свои собственные убеждения. Если он считает, что для него это не приемлемо – это его выбор, даже если возникает угроза здоровью и жизни. Но когда речь идет о детях, то возникает сложная ситуация. Кто в данном случае должен задавать правила игры: семья, которая исповедует веру, или общество, которое считает, что человеку надо в любом случае оказать помощь? Все-таки сейчас приоритет на стороне общества. И это служит основанием для предъявления обвинений религиозной организации.

Второе обвинение состоит в том, что организация разрушает социальные связи участников организации с их окружением.

– В принципе это так и есть, – согласился Яворский. – Если посмотреть, какие требования предъявляются к членам этой религиозной организации, то становится очевидным, что от них требуют, мягко говоря, минимизировать контакты с внешним миром, не участвовать в тех ритуалах, которые людей солидаризируют на уровне семьи или нации. Например, не отмечать государственные праздники.

Специфика социального учения этой организации состоит в том, что она настаивает на неучастии в политической жизни. То есть все ее участники выводятся из электоральных практик. Поэтому есть определенная проблема, которую нужно каким-то образом решать, говорит Дмитрий Яворский. Противники "Свидетелей Иеговы" пытаются это сделать юридически, то есть через ее запрет. Но законно ли это? Особенно учитывая то, что по Конституции РФ каждый гражданин страны вправе исповедовать любую религию.

– Если человек исповедует какую-либо веру, но при этом совершил антиобщественное правонарушение, то вероисповедание здесь не при чем. Нужно уточнить, что именно вменяется в вину, – акцентирует эксперт. – Во-вторых, насколько это связано с религиозными убеждениями. У нас есть такие формы убеждений, которые запрещены законом. Не думаю, что в исковом заявлении в качестве причины указана разница иеговистов перед православием.

"Свидетели Иеговы", возникшие в начале ХХ века в США, не признают божественности Иисуса Христа.

– Понятно, что это не судебный случай. Вероисповедание, которое в своем время отпочковалось от одной из протестантских ветвей, имеет право на самостоятельность, – подчеркнул Яворский. – Иеговисты, которые считают, что Иисус Христос – не Бог, а человек, – имеют на это право, и предметом иска это не является. Это уже предмет межконфессиональной полемики.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2017

Заголовок в газете: Запретный плод

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру