Волгоградские школьники уже не задаются вопросом: списать или не списать

Совсем скоро у старшеклассников начнется пора ЕГЭ

16 мая 2017 в 18:46, просмотров: 450

Совсем скоро у старшеклассников начнется пора ЕГЭ. К этому моменту выпускники готовятся долго и ответственно, и все же, как и к любому экзамену, у школяров мелькает мысль подготовить шпаргалку. В преддверии волны экзаменов «МК в Волгограде» решил узнать, почему нельзя списывать на ЕГЭ, стоит ли пользоваться подсказками и как к этому относятся волгоградские педагоги.

Волгоградские школьники уже не задаются вопросом: списать или не списать
Фото: vuzyinfo.ru

Двоечника распознать легко

В арсенале современных школяров, в отличие от учеников предыдущих десятилетий, множество умных гаджетов и изобретений, которые позволяют списывать. Уже начиная с начальной школы дети избалованы готовыми домашними заданиями, которые выложены на сайтах. Стоит только вбить в поисковую строку фразу «готовые домашние задания», как система выдает десятки сайтов. Эти ресурсы, провели исследование специалисты, популярны настолько, что в месяц на них заходят несколько десятков миллионов раз.

Однако распознать школяра, который списывает домашку, педагогу не составляет труда.

– Если ребенок, который не может связать двух слов, вдруг пишет работу на отлично, я сразу заподозрю неладное, – рассказала преподаватель русского языка и литературы одной из волгоградских школ. – Со школьными сочинениями еще проще. Как правило, все они кочуют из одного пособия или сайта на другие и за годы преподавания выучены нами уже наизусть.

Когда еще не было ЕГЭ и школьники писали обычные сочинения, вспомнила случай учитель, на выпускном экзамене был прецедент, когда две 11-классницы списали одинаковые сочинения. Позже выяснилось, что девушки купили разные сборники готовых работ, но не могли предположить, что начинка в них будет абсолютно одинаковой.

Чтобы не бороться со списыванием домашних работ из готовых источников, нужно давать задания, которые будут одновременно интересны детям и которые списать просто неоткуда, считают волгоградские педагоги.

Без творческого подхода

– Ни в школьные годы, ни в студенческие я не списывал, – рассказал профессор ВолГУ Александр Стризое. – И товарищам списывать не давал, но всегда помогал. К списыванию студентами отношусь как к неизбежному злу. Людей, которые заинтересованы в учебе и не заинтересованы в списывании, крайне мало, наверное, 20% от всех. Понимая, что они будут списывать, я всегда призываю студентов повышать качество этого процесса, потому что списывают не то, что надо. Если делают это, понимая, и из надежного источника, могу это учесть. Но основная масса все же списывает бездарно.

Если студенты списывают, то пусть это делают все либо никто, иначе экзамен превращается в соревнование, кто лучше спишет, считает заместитель директора центра формирования контингента ВолГУ Вячеслав Шевченко.

– В случае с ЕГЭ терпимость к шпаргалкам должна быть нулевая, – уверен Шевченко. – На экзамене я советую лучше максимально мобилизовать память, подключить кругозор, шпаргалки отнимут время и силы и все равно не принесут высокого балла. Не надо бояться, ничего сложного в ЕГЭ нет, лучше просто показать свои знания.

К тому же современные методики оценивания знаний максимально снижают элемент случайности. Система оценивания сегодня не сведена к одному экзамену – в вузах действует балльно-рейтинговая система. Баллы студент получает на протяжении всего семестра и экзамен уже не играет такой важной роли.

Система образования начинает подстраиваться под современные реалии, и сама идея ЕГЭ возникла, чтобы, в том числе, решить проблемы списывания и субъективности при проверке работ. И несмотря на это у некоторых возникает соблазн помочь.

– Среди коллег-преподавателей ходят такие настроения, что детям надо дать шанс, быть толерантнее, – говорит Шевченко. – Нужно понимать, что экзамен экзамену рознь. Одно дело помочь, когда экзамен фиксирует прохождение какого-то этапа. Другое дело – ЕГЭ.

Его задача – отбор наиболее сильных школьников. И когда мы начинаем помогать слабым, ссылаясь на гуманизм, мы делаем это в ущерб более сильным, которые сдают все сами, а это несправедливо.

Баллы по запросу

В том, чтобы экзамен проходили честно, заинтересованы и более сильные школьники, и вузы, а в целом это запрос общества.

Нынешним выпускникам, отмечают в комитете по образованию Волгоградской области, для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на вопросы, которые выпускник знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

К тому же, если во время экзамена обнаружится, что участник ЕГЭ списывает, он будет удален и повторно сможет сдать ЕГЭ только в следующем учебном году. Во время экзамена ведется видеонаблюдение. И если даже по окончании экзамена обнаружится, что участник списывал или использовал запрещенные средства, его результаты будут аннулированы.

– Многие считают, что чем интенсивнее занятия – дополнительные в школе, на подготовительных курсах, самостоятельные – тем лучше ребенок будет подготовлен к предстоящим экзаменам, тем больше вероятность успеха. Но именно сейчас – накануне выпускных экзаменов – очень важно соблюсти баланс сил, – отмечают в комитете. – Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который можно и нужно пройти спокойно. Задания ЕГЭ не выходят за рамки школьной программы.

Ольга Бондарева, журналист «МК в Волгограде»:

– Первые решебники, как называли у нас в школе брошюры с готовыми домашними заданиями, появились уже в старших классах. Позволить себе такую роскошь мог не каждый. Их приобретали самые продвинутые из самых отстающих учеников класса. Решебники брали напрокат, иногда использовали как ликвидную обменную «валюту». За ними выстраивалась целая очередь.

Я слыла отличницей и за всю учебу в школе не знала, что такое списывать – пока не появились готовые домашние задания. Математику в средних классах у нас преподавали из рук вон плохо, поэтому к старшей школе накопилось немало пробелов в знаниях. Расчеты по алгебре и геометрии в 10-м классе упирались в нехватку базы, денег на репетитора не было и спасением для меня стали те самые решебники, которые я брала или обменивала у одноклассников на "домашку" по другим предметам. Но в отличие от двоечников, которые просто списывали ответы, мне они просто подсказывали путь к вычислениям. Собственно для этого их и придумывали авторы.

Уже в университете у меня появились настоящие шпаргалки. Но и тогда они выполняли исключительно функцию SOS. Во время экзамена в ситуации стресса даже отскакивающие от зубов знания по палатализации глаголов в истории языка словно проваливались, а спрятанная бумажка с дайджестом лекций могла спасти ситуацию.

На мой взгляд, к списываниям, как и к экзаменам в целом, стоит относиться более спокойно как педагогам, так и учащимся. Ребенок может что-то забыть в состоянии стресса и волнения, а проницательный педагог всегда сможет это увидеть и помочь преодолеть эту ступень.

Справка «МК в Волгограде»

Как наказывают за шпаргалки (списывание) в разных странах

В США списывание считается позорным. Такой инцидент фиксируется в личном деле ученика, и вузы просто откажутся принять такого «умельца». Наказание ждет и того, кто списал, и того, кто видел, но промолчал. А из вуза могут и вовсе отчислить – решение принимает специальный комитет.

Во Франции пойманного со шпаргалкой автоматически исключают. И запретят сдавать любые экзамены в ближайшие пять лет.

В Израиле списывать тоже не принято. А того, кто все же рискнет, могут временно отчислить на три семестра.

В Германии списывают только в школах. А вот студенты не только сами приходят на экзамен без шпаргалок, но и сдают тех, кто списывает. Конкуренция!

В Японии нет даже глагола «списывать». В Стране восходящего солнца просто не понимают: как это?




    Партнеры