Терроризм в России меняет тактику

Теракт в Санкт-Петербурге зафиксировал очередное изменение моделей подготовки и проведения джихадистами акций устрашения

Теракт в Санкт-Петербурге зафиксировал очередное изменение моделей подготовки и проведения джихадистами акций устрашения. На место заезжих боевиков, прошедших спецподготовку в Сирии, Ираке и Северном Кавказе, пришли ассимилированные в стране радикальные исламисты, имеющие гражданство и прописку в месте будущего теракта. Им уже не нужен автомат или взрывчатка, курс молодого бойца в тренировочном лагере. Как отмечают эксперты, для спонтанной «атаки вдохновения» подойдет и кухонный нож, грузовик, топор.

На темной стороне

Подготовка смертника заключается лишь в идеологическом программировании сознания вербовщиком. Им дистанционно, но конкретно, ставится только одна задача – напугать, устрашить, уничтожить людей не только иной веры, но и тех, кто не разделяет радикальных взглядов внутри самого мусульманского мира. Именно такими, считают эксперты, были те, кто совершил вооруженное нападение на полицейских в Астрахани. Одиночкой был и смертник, устроивший теракт в петербургском метро. Как могут противостоять новым реалиям российские спецслужбы? Как уберечь умы и души взрослеющего поколения от вербовщиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) и им подобным? Этими вопросами сегодня задаются и силовики, и духовные лидеры, и политологи.

От теракта не застрахован никто. Сегодняшний террорист уже где-то живет рядом с нами, его нигде специально не учили. Это молодой человек – одиночка, который живет в соцсетях, поэтому становится легкой добычей вербовщиков. Таких совсем не сложно убедить в несправедливости мироздания, «объяснить» причины и указать на тех, кто виноват в его личном неблагополучии. Сначала он объявляет внутренний джихад неверным, затем берется за любое доступное оружие. В представлении радикального исламиста неверные – это все те, кто не разделяет взгляды и идеи Исламского халифата (ИГИЛ, запрещенной в России террористической организации).

– Еще в конце 2015 года идеологи ИГИЛ объявили о смене тактики, они назвали новый подход к террору «Одинокий волк», – поясняет координатор «Клуба экспертов», ведущий специалист Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. – Оперативники организации сегодня делают ставку на человека-«автонома», у которого нет прямых контактов с террористами, его вычислить невозможно.

По словам эксперта, как показывает практика, террористические группировки часто «горят» именно тогда, когда вступают в связь между собой через смс-переписку, звонками, с помощью электронной почты.

– А если очевидного общения нет, сидит потенциальный смертник один перед ноутбуком, сам себя накручивает, – отмечает Серенко. – «Одинокого волка» призывают вести джихад по месту жительства, бороться с неверными буквально подручными способами и убивать людей, которые окажутся на его пути, первых попавшихся. Смена тактики уже дает горькие плоды – людей давят на машине в Стокгольме, нападают на полицейских в Астрахани, взрывают метро.

По мнению эксперта, пока спецслужбы не выработали контрмеры таким «атакам вдохновения» и, чтобы переломить ситуацию, спецслужбы должны тоже сменить тактику. Никакие общественные институты и гуманитарные акции не повлияют на эффективность противостояния радикалам.

Борьба со злом

По данным силовых ведомств, вербовка в террористические группировки ведется довольно активно, в том числе и на территории Волгоградского региона. В поле зрения вербовщиков оказываются, как правило, мигранты из стран Центральной Азии, которые приезжают в область на заработки. Задача правоохранителей вычислить потенциальных террористов на стадии замысла атаки. В прошлом году УФСБ по Волгоградской области разоблачили несколько группировок – сторонников ИГИЛ (запрещенной в России), готовивших теракт под Волгоградом. Среди них подпольные ячейки – Палласовский и Октябрьские джамааты. «Палласовские» занимались вербовкой в ряды боевиков, воюющих в Сирии на стороне Исламского халифата. А «октябрьских» подозревают в финансировании международных террористических организаций. Кроме того, в ходе задержания оперативники изъяли оружие, детонаторы и самодельные взрывные устройства, литературу экстремистского толка.

Не так давно в Волжском в ходе проверки миграционной службы в одном из супермаркетов были обнаружены мигранты, которые торговали и жили прямо в магазине. В подсобных помещениях для них были оборудованы не только душевые и спальни, но и места для осуществления намаза, а также имелась нелегальная литература подозрительного содержания. По всем признакам, как уверяют в правоохранительных органах, среди мигрантов велась вербовочная работа. У одного из задержанных на телефоне имелось видео радикального толка. Любопытная деталь – мигранты незаконно проживали в квартире, принадлежащей бывшему заместителю мэра Волжского.

– Как правило, вербовку приехавших к нам заработки ведут в местах их массового пребывания – на работе, там, где они живут, даже в полях и на рынках, – поясняет эксперт, близкий к спецслужбам. – Делает это человек, пользующийся в группе определенным авторитетом. Например, старший в бригаде рабочий, который имеет познания в области религии и арабском языке. – Работают вербовщики по отлаженной схеме – вовлекают молодежь в группу по национальному, религиозному принципу. Затем начинают применять проверенные технологии по радикализации настроений.

Спасти души

Противостоять террористической угрозе может работа с национальными диаспорами. И в этом огромную роль играют лидеры исламского духовенства. Заместитель председателя Союза мусульман Волгоградской области, имам города Волжского Бата Кифах Мохаммед, считает, что только просвещение и следование общечеловеческим ценностям может спасти мир от жестокости и кровопролития .

– Противостоять терроризму можно только просвещением, в первую очередь, молодежи, доказывая ложность радикальных убеждений, – говорит имам. – В нашем исламском центре мы готовим богословов. Пытаемся дать ответы на вопросы, правильные трактовки Корана. Радикалы учат молодого мусульманина, что неверными являются все и даже братья по вере, если они не разделяют их взгляды. Мы каждый день в центре доказываем ложность таких убеждений.

Главный инструмент в вербовке в ряды ИГИЛ – Интернет, где они распространяют свою идеологию, которая, как уверяет Бата Кифах, не имеет ничего общего с истинным исламом. И именно поэтому волжский имам выбрал тот же метод в просвещении молодежи. Сотрудники центра создали свой канал на «Ютубе», в передачах непростые затрагивают вопросы вербовки людей.

– Молодежь сейчас в большинстве своем образованная, взрослым на слово больше не верят, они ответы на все свои вопросы ищут в Интернете, – констатирует имам. – В Сети и ловят их вербовщики, показывая свою изнаночную картину мира. Работают как секта – входят в доверие и пользуются. Приходится искать симметричные ответы. – Людям надо показывать, как ислам выглядит на самом деле, рассказывать о древней культуре. Исламский центр открыт для всех.

По словам ряда представителей национальных диаспор, после терактов в Санкт-Петербургу и Астрахани, какого-то ужесточения в обращении с мигрантами, пока не наблюдаются.

– Предвзятого отношения нет, – заверяет глава таджикской общины Волгоградской области Саидахмад Махмадов. – К тому же, с 24 марта по 24 апреля в России объявлена амнистия для граждан Таджикистана, которые были оштрафованы за нарушения сроков пребывания в стране, – отмечает главы общины. – Амнистия не распространяется на тех, в отношении которых принято судебное решение о выдворении.

По словам Саидахмада Махмадова, сегодня активисты общины помогают восстановить документы и легализоваться на территории России таджикам, которые по разным причинам не смогли этого сделать раньше.

Справка «МК в Волгограде»

В Волгограде, как и во многих российских городах, 8 апреля горожане выразили свое однозначное отношение к теракту в Санкт-Петербурге. Центральную набережную для участия в антитеррористическом шествии в рамках акция «Нет терроризму» пришло много молодежи, студентов. Всего, по подсчетам организаторов, митинг собрал более 5 тыс. человек. В память о погибших в петербургском теракте сыграл волгоградский оркестр. Волгоградцы зажгли поминальные свечи и выпустили в небо сотни белых воздушных шаров. Многие пришли на шествие с плакатами «Питер, мы с тобой», «Нет – террору, да – жизни», «Вместе мы непобедимы». В митинге приняли участие губернатор Андрей Бочаров и руководители силовых ведомств региона.

Прямая речь:

Мария Доброскокина, выпускающий редактор радиостанции «Эхо Москвы в Волгограде»:

ЛОМы от уммы

Расскажу одну историю. Несколько лет тому назад, когда для большинства из нас ИГИЛ (организация, запрещенная в России) было для многих еще непонятной аббревиатурой, хаотичный интернет-серфинг привел меня в одно интересное сообщество во «ВКонтакте», посвященное, так скажем, популяризации исламской культуры.

И все бы ничего (я не считаю исламскую культуру чем-то априори плохим), но основной костяк его, проживающий в окрестностях Махачкалы, судя по записям, имел систематические конфликты с правоохранительными органами в Дагестане. Все, разумеется, объяснялось беззаконием и произволом, творимым сотрудниками правоохранительных органов, но факт остается фактом: это были люди, в кругу которых постоянно происходили задержания, бесследные исчезновения и т. п.

Я почитывала все это от скуки периодически, потом «забила». Шло время, и вот недавно в Инстаграме встретился знакомый ник, в комментариях к записи еще один, и еще, и еще. Те же люди, но уже новые места – Турция, Египет, Ливия, Тунис, Бангладеш. География, прямо скажем, широкая. От 40 до 50 тыс. подписчиков у каждой (это дамы в основном, вообще такого рода пропагандой занимаются дамы, как я заметила). Этакие ЛОМы от уммы ( в исламе – религиозная община). Радикально настроенные против России, что еще понятно, если учесть, что тут они были в постоянном замесе, сочувствующие Исламскому государству (что уже опасно).

Собственно, я о чем. Прежде чем прочитать об ударе США по сирийской правительственной базе на РИА и ТАСС, я узнала об этом из такого аккаунта в Инстаграме. Господа, там царит ликование. Посыл примерно такой, «нам плевать на Путина, Трампа и Эрдогана, пусть все они горят в аду, главное, что своими склоками они ослабляют друг друга и эта змея пожирает сама себя» (это компиляция из цитат). Это все, что нужно знать о последствиях недавнего удара по Сирии.

Это, по-моему, самая главная истина, черным по белому написанная в Инстаграмах, но совершенно не очевидная тем, кто принимает решения об авиаударах. В Госдуме сегодня опять заявляют, что российская дума готовит обращение в ПАСЕ, ОБСЕ и так далее. Россия опять звонит в набат. Ну, может нам попробовать прикрепить к обращению скриншоты из Инстаграма? Мне на моем диване кажется, что самый главный довод делать или не делать чего-то в Сирии, это – укрепит это ИГ или ослабит. Мой диван пока только начинает свой путь в экспертном мире, но мне бы очень хотелось, чтобы на более продвинутых диванах думали так же, как и я.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Время «одиноких волков»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру