Пироманы в Волгограде вышли из-под контроля: как защитить свою машину?

Примерно три раза в неделю в городе сжигают по одному автомобилю

В городе идет война между автомобилистами и пироманами – почти каждую ночь пожарные расчеты регионального ГУ МЧС выезжают на тушение машин. Поджигатели «всеядны»: с одинаковым остервенением они жгут иномарки премиум-класса и старенькие отечественные легковушки. На местных форумах волгоградцы азартно гадают над мотивами поджогов. Корреспондент «МК в Волгограде» вместе с экспертами попытался выяснить, что толкает горожан на «горячие» преступления.

«Красный петух» для буржуя

В ночь на 21 марта на ул. Циолковского загорелся BMW Х6 стоимостью около 4 млн рублей, а днем ранее на улице 25 лет Октября горела «четверка». В середине марта на улице Поддубного пожарные тушили Porsche Cayenne и новенькую Audi А-8. Причиной возгорания во всех случаях эксперты городской пожарной лаборатории назвали умышленный поджог.

– Только в прошлом году в Волгоградской области было совершено 107 преступлений, связанных с умышленными поджогами машин, – рассказали в пресс-службе полицейского главка. – 15 таких уголовных дел были раскрыты. В 2017 году совершено 16 аналогичных преступлений, из них одно раскрыто.

В ходу мнение, что волгоградцы поджигают чужие машины из зависти. Сегодня на дорогих иномарках ездят не только успешные предприниматели, но и студентки, менеджеры среднего звена и даже пенсионеры. У тех, кто по какой-либо причине не может позволить купить себе авто, возникает зависть. По мнению психологов, чувство естественное. Правда, не все, кто завидует, способны идти на преступление. В интернет-пабликах пироманов, которых на поджог толкает зависть, называют «коммунистами». И методы борьбы с «зажиточными» соседями у них соответствующие – «раскулачивание».

– Я таких людей, возмущенных социальным неравенством, вижу каждое утро во дворе, – говорит автомобилист Нина Старикова. – Они с 7-8 утра уже с пивом сидят. Такие люди злятся на правительство, на жизнь, на успешных соседей. Про то, что для создания комфортной жизни самим нужно прилагать титанические усилия, и слышать не хотят.

Волгоградские социологи согласны с автоледи лишь отчасти. Да, контраст между богатыми и бедными после кризиса стал более явным. Социальное расслоение на самом деле может быть причиной проявления агрессии, но никак не главным фактором пиромании.

– Бесспорно, люди сейчас озлоблены. Ситуацию накаляет непростая экономическая атмосфера в стране, – комментирует доктор социологических наук, профессор Ольга Байдалова. – Однако то, что люди не хотят работать – это миф. У них просто не хватает к этому мотивации. Если специалисту без семьи предлагают получать 400 рублей за смену, он не пойдет на такую работу. Тот же специалист с семьей согласится и на такую работу, так как ему надо кормить детей. На фоне экономического неблагополучия и социального неравенства у людей возникает зависть. Те, кто не в силах контролировать свои чувства и поддается сиюминутным эмоциям, могут решиться и на поджог.

По велению души, от всего сердца…

Всерьез прорабатывается версия о поджогах машин… от безделья. «Просто было скучно», – так объясняют свои неадекватные действия подростки и нетрезвые люди. Они, видимо, неспособны оценить возможные последствия своих развлечений.

– Это явление называется социальная безответственность, – объясняет профессор ВолГУ, доктор философских наук Инна Василенко. – Подростки порой идут на преступления из-за желания заявить о себе. Причем не скромно испортив что-то, а с максимальным визуальным эффектом, какой дает огонь – это если говорить о поджогах машин.

Эксперт отмечает, что на такие выходки чаще всего идут дети, у которых нет хобби. Ребенок, который занят спортом или искусством, изучает языки, поджогами заниматься не будет. «На демонстративные поступки идут юноши и девушки, в жизни которых отсутствует самореализация»,  – добавляет профессор Василенко.

Ранее «МК в Волгограде» выдвигал версию о работе в городе целого партизанского движения, специализирующегося на поджогах машин. В полиции эту информацию категорически опровергли.

Бойся меня

Бывает, что машины поджигают с целью угрозы. Сегодня сгорела твоя машина, а завтра – ты. Этот метод решения конфликтов напоминание о безумных 90-х, когда главными в стране были бандитские группировки и преступные кланы. Такие приемчики из прошлого используется в случаях, когда речь идет о бизнесе или переделе сферы влияния интересов. Не раз в такие ситуации попадал волгоградский активист, председатель общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян.

– Мою машину жгли три раза, – делится общественник. – Мошенники, чьи интересы были ущемлены, начинают мстить, отыгрываясь на имуществе своих оппонентов. Я многим нечистым на руку бизнесменам перекрывал возможность обогатиться за счет бюджета. Думаю, эта принципиальная позиция и стала причиной того, что меня пытались запугать. Мол, машину сожгли, и до тебя доберемся.

Стоп-хам по-волгоградски

Не сбрасываем со счетов версию про поджоги из мести. Вспомните, сколько раз у вас вызывала раздражение припаркованная чуть ли не в подъезде машина. Эта проблема особенно хорошо знакома жителям новых ЖК эконом-класса: дома построены вплотную, места для цивильной парковки или даже небольшого гаража нет. Вот и поджигают машины, которые паркуют прямо у домофонной двери или на единственном во дворе цветнике, заботливо выращенном вашей безработной соседкой.

   

машины паркуют вплотную к тротуарам, затрудняя движение

– Зла не хватает, когда каждый вечер продираешься к своему подъезду сквозь плотные ряды автомобилей, – делится волгоградка Анна Подольская. – С детской коляской вообще ни зайти, ни выйти во двор. Это здоровому человеку! Чего уж говорить о людях в инвалидных колясках. Так что не удивлюсь, что массово поджигают машины с целью проучить нерадивых водителей. Не надо бросать свое авто где попало.

Просто бизнес

На условиях анонимности осведомленный источник рассказал, что в Волгограде поджигают машины в том числе в интересах продвижения парковочного бизнеса. Неуловимые поджигатели создают спрос на покупку или аренду машиномест на охраняемых паркингах, оборудованных системой видеофиксации. Таких современных парковок в Волгограде насчитывается больше десятка, и почти все они пустуют. Бизнесмены терпят убытки, вот и решаются на организацию поджогов.

Почему же раскрываемость «огненных» преступлений практически нулевая? Неужели пироманы так и продолжат безнаказанно портить наши машины?

– В Волгограде на улицах пока еще не так много камер наружного видеонаблюдения, – считает генерал-майор в отставке Борис Смагоринский, проработавший в органах более 40 лет. – Выйти на исполнителя, и тем более на заказчика, автоподжога очень трудно в том числе из-за этого. К тому же после реформы МВД в 2011 году полицейских стало намного меньше, чем раньше. Часть из них находятся в командировках на Северном Кавказе. По сути, поисками пироманов некому заниматься, в разработке у полиции более тяжкие преступления.

Страсбургский синдром

Во Франции вот уже 15 лет новогодняя ночь превращается для полицейских в ад. Странный обычай поджигать в новогоднюю ночь машины зародился в бедных кварталах Страсбурга в конце 80-х. Молодежь развлекалась тем, что бросала самодельные петарды в автомобили. В начале 2010-х пироманские атаки приобрели шокирующие масштабы: в ночь на 1 января 2009 года во французских городах сожгли 1069 машин.

Социологи, изучавшие этот феномен, пришли к выводу, что молодые жители трущоб сжигают авто ради самовыражения. Местные власти обвиняли СМИ в пропаганде моды на поджоги и приняли закон о запрете сообщений на тему поджогов автомобилей. Но машин жечь меньше не стали, поэтому закон отменили.

Пока поджоги машин остаются частью волгоградских будней, мы предлагаем вам несколько способов защитить свой автомобиль:

Собственный гараж. Стоимость небольшого бокса на одно машиноместо – 300-500 тыс. рублей. Это самое эффективный способ защиты от поджога. Гараж можно взять в аренду за 1-2,5 тыс. рублей в месяц.

Страховка каско. Застраховать машину от ущерба и угона на год в разных страховых компаниях стоит в среднем от 7 до 15% от стоимости автомобиля, в зависимости от пакетов рисков.

Платный паркинг. Аренда места на платных стоянках и парковках в Волгограде стоит в среднем 60 рублей в сутки.

Фото: Светлана Звонова, Дмитрий Великанов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Ночи, полные огня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру