Традиционную расстановку парт в школах признали устаревшей

Вице-премьер РФ Ольга Голодец считает, что пришло время отказаться от прямоугольной расстановки парт в классах

Вице-премьер РФ Ольга Голодец считает, что пришло время отказаться от прямоугольной расстановки парт в классах. Такая организация школьного пространства, по ее мнению, неправильно влияет на развитие индивидуальности ребенка. В будущем школьное пространство должно стать мобильным и выстраиваться в зависимости от учебной задачи. В Волгограде такой формат обучения в ряде школ применяют уже давно.

На волне современности

Урок литературы по «Войне и миру» у десятиклассников одной из школ Центрального района Волгограда проходит в формате круглого стола. От привычного всем еще по советскому прошлому урока тут нет ничего.

На уроках литературы старшеклассники становятся героями произведений, разыгрывая наиболее значимые сцены, споря и высказывая свое мнение по проблемам.

– Я предлагаю им переделывать сюжеты, дописывать новые страницы. Сегодня они захотели дописать страницу про Наташу Ростову, – говорит учитель русского и литературы Наталья Ягнакова. – Дети не хотят видеть ее матерью четырех детей в домашнем халате.

На уроке ни один из десятиклассников не захотел стать Наташей Ростовой. Наш век, говорит педагог, требует делать карьеру и быть на волне современности.

– Семь лет назад я занялась исследованием технологии педагогических мастерских. Они предусматривают вовлечение в учебный процесс всех детей, – говорит Наталья Викторовна. – Сначала мне была интересна технология диалогового сотрудничества, для того чтобы узнать мнение всех детей по существующим проблемам и темам.

Педагогические мастерские всегда предусматривают параллель современности. А если проводить параллель с тем же 19 веком, возникают разные мнения. Кто-то основывается на авторитете родителей, которые жили в 80-90-е, другие - бабушек, прабабушек.

Новое поколение волгоградских школьников уже другое, и учеба по старинке с пересказом произведения им неинтересна.

Поколение next

Современные дети откровенны и свободны в выражении своих мыслей, считает педагог. Разговор с оппонентами в формате круглого стола, когда они смотрят друг другу в глаза, объединяет, позволяет проигрывать в середине класса, как на сцене, значимые сцены, при этом видя мимику, жесты, а не стоя спиной к доске.

– Когда они сидят локоть в локоть, у них возникают тактильные ощущения, которые можно сравнить с передачей по кругу постовской свечи, – говорит Ягнакова.

Традиционная форма суда над героем юным волгоградцам неинтересна, и на уроке они спорят друг с другом. Но если спонтанно посадить 10-й класс по кругу и провести урок, он не даст результата.

– Круглый формат я начинаю практиковать с 5-го класса, и к 10-му ученики свободны в выражении своих мыслей, – говорит учитель. – Форма расстановки парт предполагает и определенную форму урока. Идя на него, они знают, что им придется высказываться. Поэтому учеников без знания текстов почти не бывает.

«Круглый» формат уроков дает свои результаты. Школьники свободно пишут сочинения-эссе, успешно участвуют в конкурсах. Среди учеников Ягнаковой – победители литературных конкурсов.

– Это повышает качество образования. По русскому языку ученики не набирают ниже 78 баллов, выпускница прошлого года набрала 96, – приводит результаты Наталья Ягнакова. – На моих уроках многие просыпаются, отрываются от телефонов. Мне важно эмоциональное состояние детей. Сегодня дети уходят в себя, проводя время в соцсетех, и у них мало возможности, чтобы выговориться.

Правда, замечает Ягнакова, не каждый урок можно построить в таком формате. И от привычной расстановки парт отказываться совсем не стоит.

В новом формате

Форма современного класса должна быть такой, чтобы можно было рассаживать учеников в разных конфигурациях в зависимости от учебной задачи, заявила на российском инвестиционном форуме в Сочи Ольга Голодец. Идеальным вариантом заместитель председателя Правительства РФ считает квадрат.

– Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные, – приводят цитату Голодец СМИ. – Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе.

В будущем, считает вице-премьер, учитель не должен постоянно стоять у доски, его цель – помогать ребенку раскрывать свои способности.

– Кажется, что это формальность и нюанс, но это задает совершенно иное содержание самому образовательному процессу, – заявила зампред правительства. – Учитель становится не ментором, а он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования. Готовы ли мы к такой постановке вопроса и как перейти из одной точки в другую? Я думаю, это самый сложный сегодня вопрос. Но у нас в РФ есть огромные предпосылки к этому. У нас много педагогов, которые ищут, понимают.

С такой постановкой вопроса согласны далеко не все.

– Придерживаюсь мнения, что важна не форма, а содержание, - считает председатель комитета Волгоградской областной думы по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Николай Лукьяненко. – И школьные классы – не исключение. Важна суть образовательного процесса, заинтересованность в нем и учителей, и учеников, качество подачи материала, оснащение школ всем необходимым: учебно-методическими материалами, интерактивными средствами, инвентарем и так далее. Это первично. А какой формы будет кабинет, думаю, не первоочередная проблема.

Способствует сплоченности

Структурирование пространства действительно влияет на то, что в нем происходит, полагает клинический психолог, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития ВГСПУ Вера Пузанкова.

– Если парты стоят по периметру класса, у ребенка появляется возможность личного обращения не только к учителю, но и к другим детям, появляется контакт глаз, позиция учителя перестает быть центральной, а становится равной по расположению, – полагает Вера Александровна.

При такой расстановке нет "галерки" и "первых парт" – позиции детей по отношению друг к другу становятся равными. Это способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности, возникает ощущение причастности к коллективу. Плюсы расположения очевидны.

– Однако подобное расположение требует изменения способа подачи информации, это также важный компонент изменений именно качества образовательных технологий, – полагает психолог. – В любом случае инициатива должна поддерживаться учителем – организатором процесса, в подобном пространстве и обучение проходит в другом ключе. Если учитель не готов, против, то и дети вряд ли выиграют.

Экспертное мнение:

Евгений Ковалев, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2016»:

– Идея иной организации школьного учебного класса не нова. Это поиск наиболее оптимальных форм построения процесса познания. Я знаю, например, что мой коллега по конкурсу "Учитель года", учитель биологии из Санкт-Петербурга, Максим Рыжов в своем кабинете именно так и расставил парты: ученики могут сидеть во время урока на любом месте и никто не смотрит друг другу в затылок. Мне кажется, что несмотря на наше излюбленное стремление к постоянным реформам, не нужно слепо отказываться от традиций в нашем образовании.

Должна быть гармония между традицией и инновацией. На мой взгляд, в вопросе расстановки парт в классе должна быть мобильность, чтобы учитель мог парты с легкостью перемещать по аудитории в зависимости от целей урока.

В моем случае это исключено, так как в кабинетах химии обычно парты прикреплены к полу. С одной стороны, это объясняется техникой безопасности, с другой стороны – исключает ту самую мобильность

Прямая речь

Ольга Бондарева, журналист:

– Прямоугольную расстановку парт я помню с 5-го класса. Первое время мне, ребенку застенчивому, было непривычно из-за ощущения, что на тебя смотрит весь класс. В скором времени я просто перестала обращать на это внимание.

В классах с такой расстановкой парт сидеть и ничего не делать, прячась за спины одноклассников, не получалось даже у самых отъявленных хулиганов и лодырей. Моя соседка по парте, слывшая двоечницей, корпела над задачами по биологии наравне со всеми – учитель видела всех. Конечно, это не сделало ее отличницей, но выполнить самостоятельно, не списывая у соседа, простые задания ей было под силу. К доске вызывали нечасто. И ответ с места внушал мне дополнительную уверенность и давал ощущение покоя. Я не помню, чтобы испытывала страх, что отвечу что-то не то. Правда, был в таких классах и один значительный минус – смотреть на доску или учителя, стоящего у доски, приходилось боком. Зрение не пострадало, но удобным это никак не назовешь.

После окончания школы я поступила на филфак и про особенность родной школы забыла. Обучение предусматривало курс методики преподавания русского и литературы для школьников. Вопрос изучения расстановки парт для вовлечения в процесс всего класса и уж тем более ее влияние на получение знаний детьми в него не входили. И жаль. Многие занятия с детьми мы, студенты, могли провести куда интереснее, всего лишь переставив парты.

Сегодня перед образованием стоит немало более значимых вопросов. И предложение Голодец большинству кажется такой формальностью. Но если задуматься, становится понятно, что речь идет о содержании самого образовательного процесса.

Форма проведения урока «в кругу» дает ребенку больше возможностей для самовыражения, дисциплинирует, учит не перекладывать ответственность на других и рассчитывать только на себя. Учитель при таком подходе помогает развивать индивидуальность. Говорят, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Но расстановка парт – исключение из правила. Думаю, Голодец как раз и имела в виду не простые формальные манипуляции со школьными столами. Речь шла об изменении подхода к самому процессу получения знаний. Современное информационное поле дает немало возможностей для получения любой информации. Чтобы получить ответ на вопрос, достаточно спросить у гугла. Педагог сегодня уже не транслятор знаний, его задача научить ребенка ориентироваться в море информации. И суть инициативы как раз сформировать для школьников новое пространство. Так что не в партах дело.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2017

Заголовок в газете: Не так сели

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру