Путешественник из Волгоградской области посетил 401 город России, не заплатив ни рубля

В каждом населенном пункте мужчина находит изюминку.

Иван Ширяев называет себя камышинским путешественником, поскольку родился в городе Камышин Волгоградской области. Ему 30 лет, последние 4 года молодой человек путешествует по стране автостопом, поставив своей целью посетить все города Родины. Их в России 1122.

По признанию самого Ивана, путешествия дали ему свободу, которой он был лишен, являясь членом тоталитарной секты. Туда он попал еще школьником, а затем на протяжении 11 лет занимался миссионерством и проповедовал навязанное сектантами учение.

– Впервые я попал на собрание так называемых братьев и сестер в 15 лет по приглашению одноклассницы, – рассказывает Иван Ширяев. – Я пошел туда просто поприкалываться, но попал в атмосферу заботы и внимания, которое потом не захотелось терять.

Сомнения в правильности выбранного пути начали появляться, когда юноша узнал, что руководители культа несколько раз объявляли о конце света, а затем переносили дату несостоявшегося мероприятия на другой срок. Постепенно Иван начал изучать опубликованные в Интернете книги, написанные вырвавшимися из секты людьми, и в голове камышанина все стало проясняться. Однако разорвать узы с псевдодуховным сообществом оказалось непросто. Для этого Ширяеву пришлось тайно уехать из своего родного города. Так, с октября 2012 года он начал путешествовать по России.

Навстречу приключениям

Свой проект Иван назвал «От Кореи до Карелии». Камышинский путешественник уже исколесил Дальний Восток, Северный Кавказ, Урал и Северо-Западные регионы. В общей сложности он посетил уже 401 город. Трудности и расстояния не пугают молодого человека. Ночует он в пожарных частях, немалую помощь в организации поездок ему оказывает МЧС России и Министерство культуры РФ.

Фото: Иван Ширяев на Камчатке.

– В среднем, в путешествиях я провожу девять месяцев в году, остальное время дома, в Камышине, либо на заработках, – отмечает Иван.

На память о путешествиях камышанин оставляет фотографии, которые выкладывает в своем блоге. Кроме того, жители разных городов ему часто дарят книги, которые мужчина с удовольствием читает во время своих вояжей. Когда таких подарков становится слишком много, он отправляет их почтовыми посылками в Камышин.

– Дома уже собралась большая коллекция книг из разных регионов страны, которая занимает несколько полок, – рассказывает Ширяев. – Этой библиотекой с удовольствием пользуются все родственники.

Водители разные бывают

Чтобы завершить турне по стране Ивану требуется еще около 5 лет, но с учетом того, что некоторые города являются закрытыми и труднодоступными, путешественнику может потребоваться больше времени. Затраты на поездки существенны. В городах, где молодой человек останавливается, он работает отделочником или грузчиком, хотя сам по образованию юрист. Часть средств в дорогу ему помогают собрать спонсоры.

- Водители не требуют с автостопщика плату за проезд, - поясняет Иван Ширяев. – Мы составляем друг другу компанию. Бывает так, что кому-то интересно пообщаться – я могу этому человеку рассказать свои истории. Бывает наоборот, водителю нужно, чтоб его выслушали.

На просьбу описать портрет среднестатистического водителя, который останавливается на трассе, чтобы подобрать попутчика, Иван ответил, что это всегда совершенно разные люди. Среди них попадаются и образованные столичные интеллектуалы, и недалекие деревенские парни. И верующие, и воинствующие безбожники. И порядочные, и скрывающиеся от закона. И пьющие за рулем, и убежденные трезвенники. И мужчины, и женщины.

Петропавловск-Камчатский, фото Ивана Ширяева.

- Для того чтобы остановить машину не нужно использовать никаких дополнительных приемов, нет никаких тайных знаков. Достаточно просто проголосовать, – отвечает опытный путешественник. – Некоторые автостопщики для привлечения внимания используют яркую одежду. И, конечно же, важно встать на трассе в том месте, где водителю удобно остановиться.

Нередко путешественник попадает в курьезные ситуации.

«Был у меня такой случай однажды: стою на трассе, голосую. Останавливается машина, а за рулем мужик в маске. Молча смотрит на меня. Я растерялся, забыл даже куда еду. Смотрю на водителя, а водитель на меня, – вспоминает парень. – После затянувшийся паузы мужик расхохотался, снял маску и сказал: «Когда скучно ехать, я так прикалываюсь. Садись, поехали!»

Фото Ивана Ширяева, июль 2015 год.

Встречались и любители черного юмора:

«Как-то водитель пристально посмотрел мне в глаза и сказал: «Знаешь, Иван, у меня есть одна мечта – переступить через эту черту и убить человека. Я думаю, сегодня моя мечта сбудется! Благодаря тебе. Сейчас мы заедем вон на ту гору. Оттуда открывается хороший вид. А главное, там никого нет!»

Автостоп на лошади и катафалке

Молодой человек признается, что однажды его подвозили на лошади, пару раз – на катафалке. Теперь камышанина приглашают в Боровск, где его пообещали прокатить на раритетном «Запорожце». Помимо автостопа, Иван путешествует также с помощью блаблакара. Но одни из самых запоминающихся историй у него связаны с гидростопом и авиастопом.

- В июле 2013 года мне удалось проплыть по Лене на танкере из порта Осетрово до Ленска. На это потребовалось 5 дней. Мы проходили берега с лесами, холмами, каменистыми обрывами и скалами. Вдали виднелись заброшенные населенные пункты, - вспоминает Иван. – Из капитанской рубки представлялись удивительные пейзажи – богатая природа, оранжево-красные закаты, радуги.

Фото Ивана Ширяева, май 2013 год.

В другой раз Ширяев не попал на борт из-за нелепой истории, которая в одночасье сорвала все его планы.

«В корсаковском порту я нашел попутное судно до Находки. Старший помощник капитана выделил мне каюту. До отправления еще несколько часов. Я сижу, читаю газету. Тут старпом возвращается и говорит: «Капитан узнал тебя! Это же ты в прошлом году ходил с нами во Владивосток и пытался повеситься по дороге!»

«Я на Дальнем Востоке впервые, в прошлом году меня здесь не было! Вы меня с кем-то путаете!», - пытался восстановить справедливость путешественник. - Но собеседник был неумолим: «Нам самоубийца на борту не нужен! Забирай рюкзак и вниз по трапу! Вешайся на берегу!» Так в 2013-м я остался зимовать на Сахалине».

Несмотря на то, что за плечами у путешественника тысячи километров, Иван признается, что авиастопщик он начинающий. Однажды на Камчатке его бесплатно доставили на вертолете в заповедник, где парень работал в качестве волонтера.

Озеро Курильское, Южно-Камчатский заказник, фото Ивана Ширяева.

Изюминка в каждом городе

Иван разделяет понятия побывать и посетить города. Он отмечает, что побывать можно проездом, а на то, чтобы посетить – нужно хотя бы несколько дней. Парень знакомится с достопримечательностями, заходит в местные музеи и пытается найти в каждом городе изюминку, которая отличает этот населенный пункт от другого.

Знаменск, 2015 год. Фото Романа Козырькова.

 

В одном из таких городов Ширяев стал героем анекдотичной истории:

«Гуляю по людной улице незнакомого города. Кто-то догоняет меня и берёт за руку. Я оборачиваюсь. Передо мной женщина лет 55.

- Ангелочек! - громко и эмоционально обращается она ко мне, - кто ты? Откуда ты? Чем тебе помочь?

- Да... наверное... ничем... - растерявшись, я не знаю, что ответить. К тому же мне кажется, что все смотрят на нас.

- Может быть, тогда ты мне поможешь?

- Может быть…

Женщина, назовём её условно Варварой, рассказывает мне о том, что её единственный сын погиб в 19-летнем возрасте, о том, как ей одиноко и как она хочет путешествовать вместе со мной.

Я искренне сочувствую и тактично прощаюсь с дамой, неосторожно упоминая, что ночевать намерен в пожарной части.

Через несколько часов Варвара приходит в пожарку:

- Я могу показать тебе некоторые интересные достопримечательности нашего города!

Мы гуляем, общаемся. Действительно, она показывает мне интереснейшие места, которые я сам, в одиночку, вряд ли бы нашел. В гостях у Варвары мы пьём чай. Она говорит:

- Ты для меня как солнышко! Так не хочется тебя отпускать! Оставайся у меня!

Навязчивость дамы мне порядком надоедает. Теперь я уже менее тактично прощаюсь с ней и уезжаю в другой город.

Через два дня на многолюдной улице незнакомого города кто-то догоняет меня. Я оборачиваюсь и вздрагиваю. Опять Варвара!!!

- Зря ты не остался у меня. Я так хотела согреть тебя своим женским теплом!

Теперь в каждом новом городе я озираюсь по сторонам, не догоняет ли меня Варвара...»

Далеко вперед Иван Ширяев не загадывает, однако не исключает, что когда он посетит все города России, появится другой проект. Уже сейчас у него есть задумки сплавиться по всем крупным рекам страны или побывать во всех заповедниках России. В то же время пилигрим не исключает, что жизнь может обернуться и по другому: парень наконец-то найдет свою половинку и осядет в каком-нибудь малом городе.

Справка «МК в Волгограде»

Из истории автостопа

Автостоп зародился в США в 20-х годах прошлого столетия из-за упадка транспортной системы. Тогда поездов с каждым годом становилось всё меньше, а автобусы были еще редкостью. Явление быстро проникло в Европу, а через полвека вместе с культурой хиппи — в СССР. С течением времени в Америке автостоп запретили во многих штатах, в России же это движение переросло в своеобразный культ со своими лидерами и вдохновленными их примерами последователями.

Автостоп – это бесплатный проезд на транспорте с согласия водителя. Поначалу, это понятие включало в себя только езду на легковом транспорте, но теперь границы стопа расширились. В зависимости от транспорта, принято делить:

·         автостоп первого рода – передвижение на попутных автомобилях, автобусах, легковушках и грузовиках;

·         автостоп второго рода – перемещение на попутных железнодорожных поездах;

·         автостоп третьего рода – плавание на попутных кораблях, катерах, паромах и других суднах;

·         автостоп четвёртого рода – перелеты на попутных самолётах, вертолётах и других воздушных судах.

Прелесть таки путешествий, во-первых, в том, что стопщики экономят немалые суммы денег на билетах. Во-вторых, для таких путешественников важен дух свободы. Они с упоением могут рассказывать о свежем воздухе и гуляющем в волосах ветре. Чаще всего отправляются в путь в одиночку, парами, или компаниями из четырех человек, но на отдаленных расстояниях.

Особый язык

Движение автостопщиков – это отдельный мир. Несколько раз в году они собираются на специальных слетах – Эльбах, которые проводятся в разных регионах. У этой культуры свободных романтиков есть свой сленг:

·         позиция — точка, с которой стопщик ловит машину;

·         драйвер — адекватный водитель, не требующий денег и не вызывающий опасений;

·         водятел — шофер, который просит деньги и осуждает образ жизни стоппера;

·         стопник — тетрадка с маршрутами, картами и многочисленными отметками;

·         локал - водитель, который подвозит автостопщика недалеко;

·         комбез — жёлтый комбинезон со светоотражающими полосами для безопасного стопа в темное время суток;

·         бэк –дорожный рюкзак;

·         тюлень — стопщик по случайности в виде опоздания или поездки на дачу.

·          «Дебошир» - это напиток автостопщиков на Эльбах (хотя такие слеты бывают и безалкогольными), состоящий из водки, кофе, сгущенки и воды. Компоненты перемешиваются в 5-литровой баклашке, которая передается по кругу).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2017

Заголовок в газете: Галопом автостопом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру