Организация ярмарочной торговли вышла на финишную прямую

Определены 105 территорий для организации ярмарочной торговли

Определены 105 территорий для организации ярмарочной торговли в 19 муниципальных образованиях Волгоградской области. В Волгограде диалог предпринимателей и власти, который идет уже несколько лет, все еще продолжается. Отраслевые эксперты предлагают волгоградской мэрии добавить в диалог конструктивизма.

Выбор сделан

По данным комитета промышленности и торговли Волгоградской области, на сегодняшний день 105 территорий для организации ярмарочной торговли уже определены в 19 муниципальных образованиях Волгоградской области. Как уверяют в ведомстве, их число будет расти, поскольку работа по развитию предпринимательской инициативы будет продолжена. Ярмарки по-прежнему остаются востребованным населением и местными товаропроизводителями торговым форматом. Места для их проведения предлагают муниципальные образования, а утверждает их областное профильное ведомство.

Уже определены территории для организации ярмарок в Волжском, Урюпинске, Михайловке, Фролово, а также в 15 муниципальных районах: Жирновском, Иловлинском, Котовском, Кумылженском, Киквидзенском, Новониколаевском, Руднянском, Октябрьском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Суровикинском, Камышинском, Ленинском, Николаевском и Новоаннинском.

В настоящее время в облпромторг на утверждение поступили заявки и паспорта мест проведения ярмарок из Алексеевского, Даниловского, Старополтавского, Городищенского, Чернышковского районов и города Камышина. В остальных муниципалитетах работа по определению ярмарочных мест продолжается.

По информации облпромторга, в 2016 году объем реализованной продукции на рынках и ярмарках Волгоградской области составил 25,9 млрд рублей. Но их доля в общем товарообороте региона пока невелика и составляет 7,4%.

Известно, что в областном центре процесс по подбору таких мест и определению условий еще не завершен. Вопрос организации ярмарочной деятельности остро стоит на протяжении уже нескольких лет, а власти и бизнес имеют на этот счет полярную точку зрения.

Руководитель волгоградского отделения «ОПОРЫ России» Андрей Удахин считает, что процесс, в частности в областном центре, мог бы идти гораздо быстрее, если бы в диалоге муниципальной власти и бизнеса было больше конструктивизма.

– Вопрос по организации ярмарочной деятельности на протяжении последних двух лет в Волгограде не может найти своего логического разрешения, – отмечает Удахин. – Власти и предприниматели все еще на стадии выработки компромиссных решений по ряду ключевых параметров договорных отношений. В настоящий момент в составе специальной комиссии нашей организации мы пытаемся выработать позицию, которая устроит всех.

В администрации Волгограда на вопрос о судьбе ярмарок в региональной столице ответили достаточно уклончиво. Пресс-служба мэрии сообщила, что типовые формы договоров, в которых прописаны сроки заключения договоров и другие условия, разрабатывает и утверждает комитет по торговле и промышленности Волгоградской области, а власти города только предлагают предпринимателям перечень мест под ярмарки. Тем не менее, хотя правила одинаковы для всех, но в других муниципалитетах работа по согласованию интересов власти и бизнеса идет гораздо энергичнее и продуктивнее.

Не те люди

В настоящий момент специалисты многих районных администраций подбирают наиболее подходящие места для размещения ярмарок, формируют их перечень и согласовывают со структурными подразделениями мэрии: департаментом по архитектуре и градостроительству, комитетом земельных ресурсов, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды. В ближайшее время согласованный перечень мест для организации ярмарочной торговли в Волгограде будет направлен в региональный облпромторг, который является уполномоченным органом и утверждает единый перечень мест проведения ярмарок на территории региона.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольги Устиновой, позиции ее ведомства и мэрии Волгограда по ярмаркам сегодня не совсем совпадают.

– Мы считаем, что организаторы ярмарок должны иметь гарантии хотя бы в среднесрочной перспективе – 3–5 лет, – поясняет Устинова. – Учитывая те запросы, которые им отправляет мэрия Волгограда в части внешнего вида объектов, экономически обоснованным и выгодным может быть заключение договора на такой срок. Согласно существующему региональному нормативному документу, если из схемы размещения ярмарка уходит, предприниматель должен получить компенсацию – место с равноценной территорией, трафиком и т. д. На сегодняшний день этот компенсационный механизм на практике реализовать проблемно.

Главное противоречие, по словам Устиновой, заключается в том, что волгоградская мэрия считает, что те организаторы, которые есть сегодня, не вполне понимают суть ярмарки и не очень этот формат выдерживают. Поэтому они делают ставку на новых организаторов этого процесса.

– Мы с этим категорически не согласны, – заявляет Устинова. – Кроме того, в адрес аппарата уполномоченного уже поступало обращение, к рассмотрению которого привлекалась прокуратура. В этом случае новый оператор, получивший право проведения ярмарки, не придумал ничего лучше, чем сдать старой организации эти места в аренду.

Не мы первые

Мелкорозничная торговля – это наиболее доступная стартовая площадка для начала ведения собственного бизнеса, в том числе и производственного. Крупные торговые сети в силу объективных причин не могут работать с мелкими производителями, которые не выдерживают общепринятых стандартов работы. Поэтому для товаропроизводителей с небольшим объемом производимой продукции ярмарочный формат торговли – единственная возможность сбыть свой товар по максимально выгодной цене.

Необходимо отметить, что Волгоградская область – не первый регион России, которому приходится кардинально систематизировать работу ярмарок с учетом интересов власти и бизнеса. Многие регионы, добившиеся в этой сфере успеха, пошли немного другим путем. Организаторы ярмарок обязаны соблюдать требования местных властей, но главный общий элемент – отказ от чрезмерной зарегулированности этой деятельности.

К примеру, в Москве ситуация с ярмарками начала меняться еще в 2011 году, когда столичные власти отказались от услуг частных операторов. Город за свой счет начал нанимать подрядные организации, которые занимались монтажом и демонтажом торгового оборудования, благоустраивали площадки и убирали территорию после окончания торговой сессии. Заранее зарегистрированные через сайты префектуры предприниматели начали получать торговые места бесплатно.

В Краснодаре торговые места на ярмарках выходного дня предоставляются бесплатно сельхозпроизводителям Кубани и Краснодара, которые осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку. Всего с осени 2016 года в краевой столице действовало 11 ярмарок общим числом торговых мест 850 штук.

В Волгограде пока все взоры теоретиков и практиков в области торгового права направлены на решение вопросов условий аренды мест, бонусов, торговых наценок и других регулирующих аспектов взаимодействия. Между тем, по мнению самих участников рынка, пора уже переходить к следующему этапу – созданию плана мероприятий, стимулирующих участие в организации ярмарочной торговли непосредственно сельхозпроизводителей. Необходимо поддерживать и развивать формы самоорганизации товаропроизводителей, которые нацелены на продвижение продукции и организацию торговли без посредников.

Ведь ярмарочная торговля – это еще и эффективный инструмент импортозамещения, создающий условия для повышения продовольственной безопасности региона. Такой вектор развития сельхозпроизводства предполагает и долгосрочная стратегия развития региона, которую инициировал в 2014 г. губернатор области Андрей Бочаров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 1 марта 2017

Заголовок в газете: Торг уместен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру