Волгоградские газетные киоски не вписываются в новую концепцию уличной торговли

Новый порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда стал камнем преткновения

Новый порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда стал камнем преткновения не только для предпринимателей, которые работают в этом сегменте бизнеса, но и для издателей печатной прессы. В Международный день смеха газетчикам будет не до веселья, так как продавать печатные издание в областном центре им будет просто негде.

Пустые хлопоты

Обсуждение Схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории областного центра на 2017–2021 годы идет уже почти месяц. В обсуждении помимо собственников киосков принимают участие разработчики документа – специалисты мэрии, представители Контрольно-счетной палаты города, правового отдела Волгоградской городской Думы и Уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова.

Со 2 марта в Волгограде актуальная Схема вступит в законную силу. Но срок для реализации права на предоставление компенсационного места, которые уже получили уведомления об отказе во включение в схему размещения НТО, продлен до 1 апреля.

Как сообщают в мэрии, уж в ближайшее время районные администрации должны разработать и согласовать с профильными структурными подразделениями мэрии технические задания для подготовки проектов благоустройства улиц с учетом необходимости мест для размещения нестационарных торговых объектов.

- До 15 марта текущего года эти проекты должны быть полностью готовы, а затем департамент экономического развития на основании представленных документов дополнит и утвердит перечень компенсационных мест с элементами благоустройства, - комментирует руководитель департамента Евгений Усков.

Как поясняю в мэрии после утверждения Перечня предприниматели имеет право в течение 10 дней обратиться в районную администрацию, с соответствующим заявлением на предоставление компенсационного места с элементами благоустройства. После формализации компенсационных мест будет проведено заседание межведомственной комиссии принято решение о включении данных мест в схему, а районная администрация направит предпринимателю договор на право размещения торгового объекта.

Таков официальный алгоритм действий, но владельцы киосков, прежде всего газетных, говорят о том, что в переговорах с властью пока слишком мало конкретики.

- Да, мы видим желание городских властей сохранить сети печатной продукции в городе, - комментирует ситуацию руководитель сети киосков «ВДВ» Михаил Меркулов. Представители городской администрации - адекватные люди, которые понимают эту проблему, и очень надеюсь, что их желание помочь скоро выразится в конкретные действия.

По словам Меркулова, пока в ходе переговоров он и его коллеги так и не выяснили в каких районах, по каким адресам расположены эти предлагаемые для компенсации киоски и какой объем благоустройства необходимо выполнить в отведенные для этого сроки.

Киоск красен углами

Внешний вид киосков и благоустройство прилегающей территории – ключевые опции проекта, на которых настаивают городские власти. Чиновники в преддверье ЧМ-2018 твердо намерены привести объекты НТО к одному эстетическому знаменателю и в своих требованиях непреклонны. Представители мэрии уже провели открытый конкурс и утвердили дизайн и технические условия подключения киосков, которые, впрочем, не удовлетворяют владельцев киосковых сетей ни по цене, ни по функциональности продаж (у предложенного варианта киоска три глухие стены).

- Мы готовы модернизировать, менять и подстраиваться под дополнительные требования мэрии к внешнему виду киосков, - заявляет позицию сетевиков Меркулов, - Никто на встречах не говорит, что надо оставить все как есть. Но покупка 50 новых киосков стоимостью 200-300 тыс. в течение года просто невозможна, так как у нас просто нет такого дохода.

Как пояснил Меркулов, киосковый бизнес - низкодоходный. Средняя месячная валовая выручка одного киоска – 70-90 тыс. руб. Оплата продукции, затраты на доставку (как правило из Москвы) и возврат нереализованного тиража поставщику, аренда земли (до 4 тыс. руб. в месяц), склада и. офиса, зарплата киоскеров, офисного персонала, налоги – все это не оставляет средств для серьезных инвестиций для развития бизнеса. Свой «эконом»-вариант эстетической модернизации киосков владельцы уже представили, но будет ли он принят администрацией за основу пока не ясно.

Место встречи изменить

До начала «киосковой» реформы общее количество газетных киосков в Волгограде насчитывало 205 единиц, которые были перераспределены между тремя основными игроками – «Союзпечатью (50%), «Риа Профи» (27%), «ВДВ» (23%). На момент актуализации, в Схеме остались только 44, остальные по новым стандартам мэрии требуют либо дополнительного согласования, либо переноса в другое место в рамках компенсационной программы.

Не обладая полной информацией о количестве разрешенных киосков, месте их дислокации, объемах и сроках обновления внешнего вида, владельцы киосковых сетей затрудняются говорить о перспективах развития своего бизнеса. Несколько раундов переговоров прошли безрезультатно, и пока нет оснований говорить, что в финальную декаду февраля стороны смогут о чем-то договориться.

Тупиковое положение переговорщиков все ближе к цугцвангу и ставит под угрозу исчезновения не только киосковый сегмент по продаже печатной прессы, но и многие редакции газет и журналов. Доля тиража печатных СМИ, который распространяется через этот традиционный канал сбыта, по-прежнему высока - в среднем 50-70%. Но на волгоградском рынке есть и такие издания, которые продают через киоски практически весь свой тираж.

В поисках утраченного

Явственно наметившееся противостояние может привести ряд издательств к финансовому краху, так как в результате уменьшения тиража пострадают не только денежные поступления от продажи газет, но и от рекламы, ведь тираж газет – по-прежнему ключевой фактор для привлечения рекламодателей. Многие издательства уже вступили с властью в заочный диалог и со страниц своих газет задают руководителям мэрии прямые вопросы: как будет распространяться печатная пресса, если закроются большинство газетных киосков? Кто в этом случае компенсирует выпадающие доходы?

По мнению руководителей большинства СМИ, которые заняли консолидированную позицию, сегодня как никогда важно сформировать в регионе благоприятные условия для выполнения в полном объеме «Поручения об обеспечении доступности населения печатной продукцией», который сделал Президент России Владимир Путин в 2015 г.

Также, по мнению издателей, городским властям необходимо принять во внимание основные положения приказа Минкомсвязи № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Напомним, этот приказ, изданный профильным министерством в 2013 году, предполагает, что показатель обеспеченности населения объектами по продаже прессы в областных центрах должен быть выведен на уровень одного киоска на 2500 жителей. Применительно к Волгограду – это порядка 400 киосков. В новой Схеме легитимных киосков пока в десять раз меньше.

Вариантов, чтобы сохранить киосковую торговлю прессой на своих условиях и не нарушить поручение президента, у волгоградской мэрии не так много. Первый – сделать ставку на государственное предприятие «Союзпечать». Но в этом случае необходима предварительная финансовая санация и серьезная докапитализация этого предприятия. А это решение должен принять собственник киосковой сети - обладминистрация.

Второй – использовать инструмент государственно-частного партнерства: самостоятельно обустроить киоски и передать их предпринимателям в долгосрочную аренду. Кстати, по такому пути пошли, например, муниципальные власти в Москве. Но, учитывая условия ведения бизнеса и уровень доходности киосковой торговли в Волгограде, потенциальные инвесторы вряд ли выстроятся в очередь в департамент Ускова. К тому же для реализации этого проекта необходимо время, которого у многих издательств просто нет. Потеря большей части тиража критична и до старта концессионного проекта многие СМИ просто не доживут.

Поиск знаменателя для компромиссного решения – вот главный мотив для очередного раунда переговоров сторон, в который должны быть вовлечены и заложники этой ситуации - представители печатных СМИ. Чтобы сдвинуться с мертвой точки переговорах, когда одни не хотят, а другие не могут, видимо, необходимо усилие третьей стороны. К тому же, в отличие от чиновников, руководители издательств прекрасно знакомы с понятием «дедлайн» и уж точно не хотят в День дураков выглядеть под стать этому замечательному празднику. Нежелание сторон идти на взаимные уступки может привести к тому, что Волгоград станет первым в России городом-миллионником, где доступность информации для населения будет поставлена под сомнения, из-за того, что амбиции и неспособность участников рынка договариваться взяли верх над здравым смыслом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: План «Схема»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру