Немцы-гернгутеры не случайно основали поселение Сарепту на пересечении главных в то время торговых путей. В дореволюционную эпоху эта точка на карте Российской империи считалась крупнейшим промышленным центром в Нижнем Поволжье. Благодаря множеству производств активно развивалась экономика региона. Продукция сарептских производителей расходилась по стране и уходила далеко за ее пределы. Удобное расположение Сарепты способствовало постоянно растущему потоку не только торговых партнеров, иностранных купцов, но и путешественников, ученых, которые занимались изучением края и делали здесь научные открытия.
Производство горчичного масла прославило Сарепту на весь мир. Фото Кирилла Браги.
Поэтому одним из первых, что появилось в образованном на берегу Волги поселении, стал постоялый двор – гастхаус. Сарептскую гостиницу построили в 1769 г. и обслуживали ее всего пять человек, несмотря на то, что поток гостей был довольно высокий. Уже в первые годы существования в ней останавливались проезжие офицеры во время русско-турецкой войны, дипломаты, столичные, провинциальные, губернские и царицынские чиновники, а также помещики и иностранные купцы.
Сарепта конца XIX века. Фото: царицын.рф
– Постоялый двор являлся «лицом общины», гостевым, торговым и миссионерским домом для встреч, знакомств и переговоров с гостями, – рассказывают сотрудники музея-заповедника «Старая Сарепта». – Во время пожара в Сарепте 1823 года здание гостиницы сильно пострадало. А так как она была рассчитана на обслуживание проезжих и всегда была рентабельной, община восстановила ее в числе первых заведений уже к 1825 году. После революции здание было национализировано, в нем устроили лазареты и различные советские организации. Затем в разные годы здесь были клуб, медучреждения.
Большинство зданий "Старой Сарепты" нуждается в реставрации. Фото Кирилла Браги
Сегодня, глядя на современное состояние здания, трудно поверить, что здесь когда-то кипела жизнь. С тех пор как в начале 2000-х отсюда съехала детская школа искусств, что располагалась в бывшем постоялом дворе немецкой общины, сооружение постепенно стало приходить в упадок. Фасад, который за годы советской власти «оброс» элементами сталинского ампира, покрылся трещинами, внутри самого помещения осыпалась штукатурка, прогнили полы. Единственное – несколько лет назад у здания заменили кровлю и установили систему водостока.
Известно, что в 2015 году «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна» разработало проект реставрации здания и его приспособление под гостиницу.
– Разработанный волгоградским реставратором Сергеем Сеной проект предусматривает воссоздание первоначального вида постоялого двора, – рассказывает директор музея-заповедника Александр Баженов. – Дело в том, что здание за годы своего существования неоднократно изменялось, перестраивалось. Мы хотим вернуть постоялому двору тот облик, который он имел в XVIII веке. Поэтому при реставрации будет уделено внимание мельчайшим деталям.
По словам руководителя учреждения культуры, в рамках реализации концепции развития музея-заповедника здание постоялого двора предполагается использовать как гостиницу. Номера для туристов будут обустроены на втором этаже – там сохранились помещения, которые использовались школой искусств в качестве учебных классов. Помещения на первом этаже, а также подвал с сохранившейся старинной кладкой из камня будут отданы под новые экспозиции.
Деньги на реализацию проекта есть. Волгоградский регион в 2017 году получил беспрецедентную сумму – 700 миллионов рублей – из федерального бюджета на реализацию проектов развития. Свыше 44 миллионов рублей выделят на сохранение объектов культурного наследия. Из этой суммы 16 миллионов получит музей-заповедник «Старая Сарепта». Об этом сообщил заместитель губернатора Волгоградской области Владимир Попков, побывавший в учреждении накануне с инспекцией.
Слева направо: Александр Баженов, Владимир Попков. Фото Кирилла Браги.
– На балансе музея-заповедника находится очень много зданий, которые нуждаются в улучшении материально-технической базы, – отмечает вице-губернатор. – Волгоградская область плотно работает с федеральным центром по этому вопросу. В году предусмотрено существенное финансирование из федерального бюджета, которое позволит в течение двух лет отреставрировать одно из зданий «Старой Сарепты».
На восстановление постоялого двора сначала направят 12 млн рублей, затем еще 4 миллиона. Серьезную финансовую поддержку музей-заповедник получает впервые.
Фото Кирилла Браги.
Отметим, что музей-заповедник «Старая Сарепта» ежегодно посещают свыше 200 тыс. туристов. Регулярный турпоток сформировал благоприятные условия для открытия здесь в 2016 г. туристско-информационного центра. Это стало еще одним шагом на пути к усовершенствованию качественной организации туристских программ в регионе.
Экспертное мнение:
Денис Каёхтин, обозреватель «МК в Волгограде»:
В последнее время Волгоградская область переживает настоящий музейный бум. Открываются новые экспозиции, обновляются старые, расширяются существующие. Все это говорит о том, что развитию этой важной общественной сферы жизни в регионе уделяется большое внимание со стороны власти.
Однако для того чтобы музей стал привлекательным, чтобы в него устремились миллионы посетителей, а сам он попал в рейтинги популярнейших туристических направлений, недостаточно только лишь одних финансовых вливаний и копирование методов работы одного из самых востребованных музеев мира. Здесь важно буквально все – и архитектурный облик здания, и развиваемые формы музейной активности, и дополнительные сервисы.
Во многих развитых странах мира понятие музея давно вышло за рамки учреждения, нацеленного на накопление, сохранение и изучение культурного наследия. Сегодня современные музейные комплексы – это культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и конечно же журналистов. В Подмосковье, например, вполне официально ввели бесплатное посещение музеев сотрудниками средств массовой информации. Это общемировая практика, когда журналисты могут дополнительно помочь популяризации музейного комплекса, рассказать аудитории о том, что можно посмотреть, и повысить туристическую привлекательность региона.
В последнее время музеи все больше приобретают черты аттракциона, когда сотрудники делают ставку на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем. И это верный ход. По такому пути пошел музей-заповедник «Старая Сарепта», который еженедельно проводит различные квесты, театрализованные экскурсии. А придуманная шесть лет назад фишка с обитающими в старинных подвалах приведениями работает до сих пор. Результат – десятки тысяч посетителей в год, причем не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.
Не менее важным условием, делающим любой музей влиятельным, является размещение экспозиций и других служб в объектах исторического и культурного наследия. Зачастую старинные здания нуждаются в реставрации, но решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. В этом случае учреждение становится главным инструментом воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. В качестве иллюстрации показательны Турайдский замок в Латвии или музей Магритта в Бельгии. К этому сегодня движется и Волгоградский областной краеведческий музей: в этом году принято решение о выделении учреждению целого здания царицынской пожарной каланчи.
Но и этого мало. Для успешной реализации и дальнейшего развития музейного проекта, стремящегося к званию визитной карточки города, нужен деятельный руководитель музея. Креативно мыслящий и не боящийся экспериментировать с возможными направлениями развития музея, он сможет привлечь дополнительные средства для финансирования – не важно, гранты ли, субсидии из бюджета ли, спонсоров найти и сотрудничество с коллегами из других регионов и даже стран наладить.