В «Старой Сарепте» за 16 миллионов рублей воссоздадут гостиницу XVIII века

Средства в таком объеме на реставрацию памятника архитектуры выделяются впервые

На сохранение объектов культурного наследия Волгоградской области дополнительно выделят свыше 44 млн рублей. Порядка 16 миллионов из этой суммы пойдет на реставрацию одного из старейших зданий музея-заповедника «Старая Сарепта». В здании постоялого двора 1769 г. постройки появятся гостиничные номера и помещения для новых экспозиций.

Немцы-гернгутеры не случайно основали поселение Сарепту на пересечении главных в то время торговых путей. В дореволюционную эпоху эта точка на карте Российской империи считалась крупнейшим промышленным центром в Нижнем Поволжье. Благодаря множеству производств активно развивалась экономика региона. Продукция сарептских производителей расходилась по стране и уходила далеко за ее пределы. Удобное расположение Сарепты способствовало постоянно растущему потоку не только торговых партнеров, иностранных купцов, но и путешественников, ученых, которые занимались изучением края и делали здесь научные открытия.

Производство горчичного масла прославило Сарепту на весь мир. Фото Кирилла Браги.

Поэтому одним из первых, что появилось в образованном на берегу Волги поселении, стал постоялый двор – гастхаус. Сарептскую гостиницу построили в 1769 г. и обслуживали ее всего пять человек, несмотря на то, что поток гостей был довольно высокий. Уже в первые годы существования в ней останавливались проезжие офицеры во время русско-турецкой войны, дипломаты, столичные, провинциальные, губернские и царицынские чиновники, а также помещики и иностранные купцы.

Сарепта конца XIX века. Фото: царицын.рф

– Постоялый двор являлся «лицом общины», гостевым, торговым и миссионерским домом для встреч, знакомств и переговоров с гостями, – рассказывают сотрудники музея-заповедника «Старая Сарепта». – Во время пожара в Сарепте 1823 года здание гостиницы сильно пострадало. А так как она была рассчитана на обслуживание проезжих и всегда была рентабельной, община восстановила ее в числе первых заведений уже к 1825 году. После революции здание было национализировано, в нем устроили лазареты и различные советские организации. Затем в разные годы здесь были клуб, медучреждения.

Большинство зданий "Старой Сарепты" нуждается в реставрации. Фото Кирилла Браги

Сегодня, глядя на современное состояние здания, трудно поверить, что здесь когда-то кипела жизнь. С тех пор как в начале 2000-х отсюда съехала детская школа искусств, что располагалась в бывшем постоялом дворе немецкой общины, сооружение постепенно стало приходить в упадок. Фасад, который за годы советской власти «оброс» элементами сталинского ампира, покрылся трещинами, внутри самого помещения осыпалась штукатурка, прогнили полы. Единственное – несколько лет назад у здания заменили кровлю и установили систему водостока.

Известно, что в 2015 году «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна» разработало проект реставрации здания и его приспособление под гостиницу.

– Разработанный волгоградским реставратором Сергеем Сеной проект предусматривает воссоздание первоначального вида постоялого двора, – рассказывает директор музея-заповедника Александр Баженов. – Дело в том, что здание за годы своего существования неоднократно изменялось, перестраивалось. Мы хотим вернуть постоялому двору тот облик, который он имел в XVIII веке. Поэтому при реставрации будет уделено внимание мельчайшим деталям.

По словам руководителя учреждения культуры, в рамках реализации концепции развития музея-заповедника здание постоялого двора предполагается использовать как гостиницу. Номера для туристов будут обустроены на втором этаже – там сохранились помещения, которые использовались школой искусств в качестве учебных классов. Помещения на первом этаже, а также подвал с сохранившейся старинной кладкой из камня будут отданы под новые экспозиции.

Деньги на реализацию проекта есть. Волгоградский регион в 2017 году получил беспрецедентную сумму – 700 миллионов рублей – из федерального бюджета на реализацию проектов развития. Свыше 44 миллионов рублей выделят на сохранение объектов культурного наследия. Из этой суммы 16 миллионов получит музей-заповедник «Старая Сарепта». Об этом сообщил заместитель губернатора Волгоградской области Владимир Попков, побывавший в учреждении накануне с инспекцией.

Слева направо: Александр Баженов, Владимир Попков. Фото Кирилла Браги.

– На балансе музея-заповедника находится очень много зданий, которые нуждаются в улучшении материально-технической базы, – отмечает вице-губернатор. – Волгоградская область плотно работает с федеральным центром по этому вопросу. В году предусмотрено существенное финансирование из федерального бюджета, которое позволит в течение двух лет отреставрировать одно из зданий «Старой Сарепты».

На восстановление постоялого двора сначала направят 12 млн рублей, затем еще 4 миллиона. Серьезную финансовую поддержку музей-заповедник получает впервые.

Фото Кирилла Браги.

Отметим, что музей-заповедник «Старая Сарепта» ежегодно посещают свыше 200 тыс. туристов. Регулярный турпоток сформировал благоприятные условия для открытия здесь в 2016 г. туристско-информационного центра. Это стало еще одним шагом на пути к усовершенствованию качественной организации туристских программ в регионе.

Экспертное мнение:

Денис Каёхтин, обозреватель «МК в Волгограде»:

В последнее время Волгоградская область переживает настоящий музейный бум. Открываются новые экспозиции, обновляются старые, расширяются существующие. Все это говорит о том, что развитию этой важной общественной сферы жизни в регионе уделяется большое внимание со стороны власти.

Однако для того чтобы музей стал привлекательным, чтобы в него устремились миллионы посетителей, а сам он попал в рейтинги популярнейших туристических направлений, недостаточно только лишь одних финансовых вливаний и копирование методов работы одного из самых востребованных музеев мира. Здесь важно буквально все – и архитектурный облик здания, и развиваемые формы музейной активности, и дополнительные сервисы.

Во многих развитых странах мира понятие музея давно вышло за рамки учреждения, нацеленного на накопление, сохранение и изучение культурного наследия. Сегодня современные музейные комплексы – это культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и конечно же журналистов. В Подмосковье, например, вполне официально ввели бесплатное посещение музеев сотрудниками средств массовой информации. Это общемировая практика, когда журналисты могут дополнительно помочь популяризации музейного комплекса, рассказать аудитории о том, что можно посмотреть, и повысить туристическую привлекательность региона.

В последнее время музеи все больше приобретают черты аттракциона, когда сотрудники делают ставку на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем. И это верный ход. По такому пути пошел музей-заповедник «Старая Сарепта», который еженедельно проводит различные квесты, театрализованные экскурсии. А придуманная шесть лет назад фишка с обитающими в старинных подвалах приведениями работает до сих пор. Результат – десятки тысяч посетителей в год, причем не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.

Не менее важным условием, делающим любой музей влиятельным, является размещение экспозиций и других служб в объектах исторического и культурного наследия. Зачастую старинные здания нуждаются в реставрации, но решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. В этом случае учреждение становится главным инструментом воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. В качестве иллюстрации показательны Турайдский замок в Латвии или музей Магритта в Бельгии. К этому сегодня движется и Волгоградский областной краеведческий музей: в этом году принято решение о выделении учреждению целого здания царицынской пожарной каланчи.

Но и этого мало. Для успешной реализации и дальнейшего развития музейного проекта, стремящегося к званию визитной карточки города, нужен деятельный руководитель музея. Креативно мыслящий и не боящийся экспериментировать с возможными направлениями развития музея, он сможет привлечь дополнительные средства для финансирования – не важно, гранты ли, субсидии из бюджета ли, спонсоров найти и сотрудничество с коллегами из других регионов и даже стран наладить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру