Закон о «натуральном» возмещении по ОСАГО провоцирует судебные тяжбы

Госдума приняла в первом чтении законопроект о приоритете ремонта над выплатой по страховому случаю

В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о приоритете восстановительного ремонта над выплатой по страховому случаю. Накануне правительство РФ обнародовало поправки к депутатскому законопроекту о «натуральном» ОСАГО, которые планируется принять во втором чтении. Эксперты считают, что приоритет ремонтных работ может спровоцировать многочисленные судебные иски.

Все ушли на ремонт

В соответствии с вносимыми в законопроект изменениями мастерскую, где будет ремонтироваться машина, автовладелец выберет сам из предложенного страховщиком списка партнеров. Законопроектом определено, что срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Направление на ремонт будет выдаваться в течение 20 календарных дней со дня осмотра автомобиля.

– Без изменения страхового тарифа потребитель будет получать направление на станцию, – рассказывает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. – Здесь машину будут ремонтировать, а автовладельцу не придется терять деньги на износе. Сейчас при получении выплат из них вычитается износ запасных частей, который может достигать 50%.

Центральный банк, как регулятор рынка автострахования, видит в реформе ОСАГО выход из назревшего кризиса, поскольку в случае с натуральным возмещением будет минимизирована роль посредников-автоюристов. Такие правозащитники специально затягивали процесс ради пени, даже в случаях, когда страховщик в срок готов был выплатить полную компенсацию потерпевшему.

Напомним, особую активность страховые мошенники проявляли на юге страны в 2016 году. Волгоградская область вошла в тройку субъектов РФ, где процветают махинации с ОСАГО. Наш регион опережает только Адыгея, на третьем месте – Карачаево-Черкесия. Именно поэтому при обсуждении законопроекта о натуральном возмещении по ОСАГО процедуру предлагалось апробировать сначала в пилотных регионах, среди которых Волгоград, Краснодар, Ростов и Ставрополь.

Первый пилот

– То, что Волгоград может стать пилотной площадкой, где будет введено натуральное возмещение по ОСАГО, я считаю правильным, – поделился своим мнением исполнительный директор НП «Автотранспортный союз Волгоградской области» Николай Дорощенко. – Этот вопрос обсуждался в профессиональных кругах и связан со сложностями при оформлении полисов в некоторых регионах.

Приоритет натурального ремонта перед денежными выплатами несет риски возникновения большого количества новых судебных исков со стороны автовладельцев, недовольных качеством ремонта своих машин, считает председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян.

– Не секрет, что работа некоторых техцентров вызывает серьезные нарекания у клиентов, – отмечает Оганесян. – В этой ситуации потребителю будет сложно защитить свои права самостоятельно, поскольку страховщики будут перекладывать ответственность за качество ремонта на сервисные центры и наоборот.

Действительно, проблем с ремонтом на СТОА сегодня хватает. Используя единую методику, разные автоэксперты могут легко насчитать совершенно разные суммы. Например, реальный ущерб составил 60 тыс. рублей, а страховщик насчитал к выплате только 30 тыс. руб. Неважно, кому он должен перечислять средства: на карточку клиента или в бухгалтерию техцентра, главное, что приведение автомобиля в прежнее состояние потребует в два раза больших вложений. Очевидно, что в случае «натурального» способа выплаты, автомастерская потребует внести за ремонт недостающую половину средств. И автовладельцу придется искать справедливости в суде.

Или, например, автовладелец перед самым ДТП заменил часть деталей на новые, а износ по ним считают в соответствии с возрастом авто. Также экспертная оценка ущерба очень часто не учитывает срытые дефекты и повреждения, полученные в результате ДТП, и которые выявляются уже в ходе ремонта.

Деньги как угроза

В правительстве предлагают сохранить и возмещение вреда в денежной форме. Выплаты возможны в нескольких случаях: при полной гибели транспортного средства, если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму, а также при причинении вреда только имуществу, не являющемуся транспортным средством.

Кроме того, потерпевший сможет получить страховую выплату при наличии у него тяжелых жизненных или иных обстоятельств, обоснованно исключающих необходимость восстановительного ремонта автомобиля. Если при тяжелых жизненных обстоятельствах потерпевшего страховая компания откажется возмещать ему вред в денежной форме, то автомобилист сможет обратиться в комиссию по рассмотрению обращений граждан. Она должна будет рассмотреть поступившее заявление в течение 60 дней.

Отметим, что для страховых компаний, которые в течение года неоднократно нарушали обязательства по восстановительному ремонту, предусмотрены санкции. Такие организации будут лишены права возмещать ущерб в натуральной форме. Другими словами, недобросовестным страховщикам придется деньгами выплачивать ущерб потерпевшим. Добавим, что закон о «натуральном» ОСАГО может вступить в силу без малого через месяц – 1 марта 2017 года.

Справка «МК в Волгограде»

Расчет стоимости ремонта поврежденного автомобиля в рамках системы ОСАГО производится по данным единых справочников с декабря 2014-го. В эти справочники включена актуальная информация о средней стоимости запчастей и необходимых материалов, а также о средней стоимости нормочаса работ в 12 экономических регионов.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру