Прокуратура назвала главные ошибки чиновников при проведении госзакупок

Все они были выявленны в ходе проверок прокуратуры Волгоградской области

Основные виды нарушений в проведении госзакупок и примеры, которые были выявленны в ходе проверок прокуратуры Волгоградской области.

1. Отсутствие лимитов бюджетных обязательств

В сентябре 2016 года к административной ответственности привлечен директор волгоградской МКУ «Службы единого заказчика-застройщика». Ведомство заключило три контракта с ООО «Концессии водоснабжения»» на технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения в отсутствие лимитов бюджетных обязательств.

2. Нецелевое использование средств.

Волжская школа № 28 в 2015 году накопила долги перед подрядчиком за техническое обслуживание системы отопления и приборов учета в размере 127 тыс. руб. В 2016 году администрация города перечислила на погашение задолженности необходимую сумму. Однако средства были израсходованы на иные цели, фактически оплата задолженности произведена за счет средств, полученных учреждением для финансового обеспечения муниципального задания на 2016 г. Директора школы привлекли к административной ответственности.

3. Отсутствие публикаций необходимых сведений о закупках на интернет-портале zakupki.gov.ru

Меры реагирования по факту несвоевременного опубликования в сети Интернет планов-графиков закупок принимались в текущем году прокурорами Дубовского, Жирновского, Калачевского районов, Центрального района г. Волгограда, прокурором г. Волгограда и др. Согласно Закону № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

4. Способ и условия определения поставщика.

Прокурором г. Волжского вскрыт факт заключения муниципальным заказчиком контакта с единственным поставщиком при наличии оснований к проведению электронного аукциона.

Так, в июле 2016 года МБУ «Комбинат благоустройства» заключен контракт с ФКУ «Исправительная колония № 12 УФСИН по Волгоградской области» на поставку секций турникетных в количестве 500 шт. Однако согласно закону учреждения уголовно-исполнительной системы не могут выступать в качестве единственного поставщика. В отношении директора комбината возбуждено административное дело.

5. Нарушения в рассмотрении заявок.

В ходе проверки прокуратурой Волгограда проанализированы закупки департамента муниципального имущества администрации города и выявлены факты незаконного допуска заявки к участию в запросе котировок.

Так, 21.03.2016 г. департаментом муниципального имущества объявлено о проведении запроса котировок на поставку канцелярских товаров. Членами котировочной комиссии к участию в запросе котировок допущена организация, которая предложила поставить товары, фактически не отвечающие предъявленным требованиям. В результате члены комиссии департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда были оштрафованы.

6. Нарушения при заключении контракта и отсутствие контроля за его исполнением.

В январе 2015 года между администрацией городского поселения р. п. Средняя Ахтуба и некой фирмой заключен муниципальный контракт на выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными. Срок исполнения работ – до 1 апреля 2015 г. Но подрядчик свои обязательства в установленные сроки не выполнил. При этом администрация никаких претензий к фирме не предъявляла. Кроме того, техническим заданием предусмотрено проведение погрузочных работ при автомобильных перевозках в части вывоза строительного мусора и материалов.

В ходе проведенной прокуратурой Среднеахтубинского района проверки выявлены факты размещения строительного мусора, относящегося к V классу опасности. Согласно расчетам специалистов регионального комитета природных ресурсов и экологии размер вреда, причиненный поверхности почвы земельного участка, расположенного на месте снесенного дома, составил 146 тыс. руб. В настоящее время в отношении главы поселения возбуждено административное дело.

7. Ущемление прав предпринимателей.

По закону в госзакупках имеют право принимать представители малого бизнеса. Объем закупок у предпринимателей должен составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. Однако далеко не во всех районах области это правило соблюдается. К примеру, прокурором Жирновского района установлено, что отдельными администрациями сельских поселений в 2015 г. закупки среди субъектов малого предпринимательства фактически не осуществлялись, чем нарушены положения ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Прокурором района в сентябре 2016 года было возбуждено четыре административных дела. Подобные меры реагирования приняты прокурорами Волжского, Городищенского района, Михайловки.

Экспертное мнение:

Эдгар Петросян, эксперт проекта ОНФ «За честные закупки»:

– В последнее время в регионе все меньше наблюдается нарушений в организации и проведении госзакупок. Упорядочился процесс, благодаря его централизации. Торгами занимается единый орган – профильный комитет администрации Волгоградской области и Центр контроля закупок. Систему сформировал Виктор Бахин, который стоял у истоков проектов Общероссийского народного фронта «За честные закупки» (до марта 2016 года Бахин возглавлял комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, сейчас является замруководителя аппарата губернатора. – Прим. авт.).

На самом деле контрактная система довольно жесткая. И если заказчик услуги действует в рамках закона, то недобросовестные подрядчики отсеиваются на стадии организации процесса торгов. И сам процесс становится более прозрачным. Проблемы, как правило, возникают на стадии исполнения государственного контракта, когда недобросовестные поставщики и подрядчики срывают сроки исполнения, не реагируют на предписания по устранению различных нарушений.

У централизованного подхода к проведению госзакупок есть свои плюсы и минусы. Благодаря тому, что к выполнению контракта привлекается крупный поставщик, происходит экономия бюджетных средств. Большой игрок может дать более низкую цену. Однако именно по этой причине в дорогостоящих госзакупках представители малого бизнеса проигрывают, что не может не сказаться на развитие предпринимательства.

Впрочем, система госзакупок продолжает совершенствоваться. И полный анализ того, как влияет централизованный подход на малый бизнес, можно будет провести только через год-два. Кстати, централизация госзакупок организована далеко не в каждом регионе России. Так что Волгоград является в этом смысле одним из первопроходцев.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру