Волгоградскую пожарную каланчу исследуют эксперты

Прежние здания краеведческого музея капитально отремонтируют

Переезд Волгоградского областного краеведческого музея в здание царицынской пожарной каланчи позволит почти в три раза увеличить его выставочные площади - к таким выводам пришли эксперты после предварительной оценки новых помещений. Перенос будет проходить по строгим стандартам, который утвердит специальный реставрационный совет, и полностью завершится к маю 2018 года. Старые музейные здания ждет реставрация, они останутся в собственности Волгоградской области. 

Очарование эклектики

Первая царицынская пожарная каланча - старинное трехэтажное здание с рустовкой, художественными карнизами, ажурной лепниной ‑ настоящее украшение Волгограда и символ царицынской эпохи. 207 ступенек вверх и с 40-метровой башни, исполином возвышающейся над проезжей частью улицы Коммунистической, открываются захватывающие виды на окрестности Волгограда. Максимально удобное расположение – прямо в центре города – делает это здание привлекательным и удобным для посещения гостями города-героя. А потому лучшего места для размещения здесь экспозиций областного краеведческого музея, считают эксперты, не найти.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на смотровой площадке пожарной каланчи. Фото Сергея Григоренко.

‑ Здание первой царицынской пожарной части ‑ не просто памятник архитектуры, это объект культурного наследия, ‑ говорит заведующая отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» кандидат искусствоведения Светлана Аргасцева. - Оно оригинально, броско выглядит: краснокирпичный фасад, башня. Все это будет интересно посетителям, особенно если помещения использовать для выставок, да еще и водить экскурсии на каланчу. В архивах сохранились исторические снимки панорамы Царицына, сделанные со смотровой площадки башни. Их можно будет сравнить с видами современного Волгограда. С переездом краеведческого музея здание пожарной каланчи станет еще популярнее.

В настоящее время в помещениях краеведческого музея работает экспертная группа, которая проверяет их техническое состояние. Как рассказал «МК в Волгограде» заведующий кафедрой архитектуры АИСИ, к. арх. н., доцент Виктор Тихонов, он обошел все здания краеведческого музея – от подвала до чердака – и пришел к неутешительным выводам.

– Нарушены нормы вентиляции и температурно-влажностного режима, что для музея неприемлемо, ‑ рассказывает Виктор Тихонов. – В подвалах еще царицынских времен нет гидроизоляции, из-за чего строительные конструкции подмокают, покрываясь грибком. Перекрытия деревянные. В качестве шумоизоляции был засыпан тяжелый доменный шлак. Из-за этого прогнулись перекрытия. А на чердаке в результате протекания кровли шлак зацементировался, стал еще тяжелее, что привело к деформации перекрытий.

Волгоградский областной краеведческий музей. Фото: открытые источники.

На втором этаже здания по проспекту Ленина, 5а видны множественные протечки, здесь требуется капитальный ремонт. Не исключено, что потребуется и перепланировка.

Кроме того, есть проблемы из-за пристроек. К одному зданию был пристроен банк, и это привело к тому, что «поехали» фундаменты, на стенах появились трещины. С другой стороны музея пристроено здание Волгоградского потребсоюза, что тоже привело к дополнительной нагрузке на строительные конструкции.

Волгоградский инженер-строитель, кандидат технических наук Валентин Бабалич подтвердил, что в исторических зданиях по проспекту Ленина, 5а и 7 выявлен целый комплекс проблем, которые в той или иной степени способны повлечь за собой угрозу порчи бесценных экспонатов.

‑ Неустранимых дефектов нет, однако ряд моментов требует повышенного внимания, ‑ заявил Бабалич. ‑ Мы составили перечень мероприятий, которые необходимо выполнить. Некоторые из них без полного освобождения зданий сделать просто невозможно.

Новая прописка

В администрации Волгоградской области сообщили, что в региональном бюджете уже заложены средства, которые пойдут на ремонт здания выставочного комплекса. Но начать его можно будет только после всех необходимых экспертиз и разработки проектно-сметной документации. Хотя и после этого строительные бригады сразу в учреждении не появятся. Оставить в музее уникальные фонды на время капитального ремонта нельзя, поскольку это нарушение правил хранения. Поэтому в первую очередь прорабатывается вопрос о передаче в оперативное управление краеведческому музею пожарной каланчи.

‑ Здание по улице Коммунистической, 5 находится в собственности Волгоградской области в полном объеме и является объектом культурного наследия регионального значения с 1997 года, ‑ поясняет руководитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Наталья Жукова. – На сегодняшний день принято решение дополнительно представить это здание краеведческому музею для организации культурного пространства. Но прежде чем оно будет передано учреждению культуры, из него необходимо переместить органы госвласти. Соответствующая работа уже проводится. После того как все помещения пожарной каланчи станут свободными, в них проведут ремонтные работы. И тогда музей сможет постепенно занять новые помещения.

Глава облкомимущества подчеркнула, что здания краеведческого музея по проспекту Ленина, 5а и 7 также представляют историческую ценность, являются объектами культурного наследия регионального значения и никакого их коммерческого использования не предполагается – оба останутся в собственности области.

В порядке вещей

Вся работа с музейными фондами организована согласно утвержденной инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, в том числе по перевозке экспонатов.

‑ Перевозка музейных ценностей в другое здание ‑ очень кропотливое и ответственное дело, серьезный вызов для музейных сотрудников, ‑ считает и. о. руководителя ГБУК «Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова» Варвара Озерина. ‑ Есть определенная процедура, когда собирается реставрационный совет, члены которого оценивают состояние экспонатов, решают, какая упаковка, вид транспорта, сроки необходимы для перевозки экспонатов. Если все будет правильно выполнено, то риски утрат минимальны.

Экспозиция в Волгоградском областном краеведческом музее. Фото: открытые источники.

У сотрудников краеведческого музея опыт планового перемещения экспонатов есть. За свою более чем 100-летнюю историю старейшее учреждение культуры сменило семь мест дислокации. Последний переезд был в 1986 году из здания гидромелиоративного техникума.

‑ Все ‑ от смотрителя до директора - выстраивались в живую очередь и осторожно друг другу передавали экспонаты, ‑ рассказала заведующая отделом ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» Ирина Талдыкина.

Сейчас, на подготовительном этапе, в пожарной каланче начинает свою работу специализированная экспертная организация, сотрудники которой уже приступают к исследованию помещений. По итогам серии экспертиз специалисты сформируют предложения по переустройству.

Грядущий переезд в культурном сообществе Волгограда символично уже окрестили «великим переселением», с которым у сотрудников Волгоградского краеведческого музея связано множество надежд и ожиданий. Одна из них касается расширения экспозиций, и специалисты уже оценили арифметику переезда. Общая площадь существующих зданий музея составляет 3,4 тыс. кв. м, из них 507 «квадратов» занимает фондохранилище. Под постоянно действующие экспозиции отведено всего лишь 920 кв. м, поэтому выставлять получается лишь небольшую часть сокровищ музея. Остальные его площади – это внутренний дворик и гаражи. Подвальные помещения и вовсе не используются из-за их плохого состояния.

Между тем общая площадь Царицынской пожарной каланчи составляет 3,5 тыс. кв. м, из которых 622 «квадратов» занимают подвальные помещения, 904 «квадрата» ‑ первый этаж и 923 «квадрата» — второй. Под крышей расположилась довольно вместительная мансарда ‑ 931 кв. м, и еще 78 кв. м составляют помещения башни пожарной каланчи. Таким образом, один этаж нового помещения музея по площадям соответствует всей существующей экспозиции в старом здании.

‑ Это довольно большое пространство, на котором мы сможем достойно разместить экспозиции и оптимально расположить фонды, ‑ комментирует директор ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» Ирина Карева. - Губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым принято стратегическое решение о переезде, и мы его поддерживаем, поскольку эти перемены позволят нам выйти на новый уровень. Музей наконец-то решит годами застоявшиеся проблемы, в том числе и по экспонированию уникальных экспонатов, которые ранее представить широкой публике мы не могли.

Предъявите браслет!

Сегодня любой современный музей, являющийся хранителем культурного наследия и социальной памяти, должен обладать большим потенциалом маркетинговых практик и коммуникативных технологий. Музейные практики, основанные на старых монологовых форматах, уже в прошлом. «Руками трогать!» – сегодня готовы сказать не в каждом выставочном комплексе. Будущее музея, считают эксперты, — в его интерактивности. Современные технологии позволяют это сделать, и в этом плане волгоградским музейщикам есть с кого брать пример.

Так, в брюссельском центре «Парламентариуме» или Санкт-Петербургском детском экологическом центре все информационное наполнение мультимедийных средств ‑ экраны, киоски, аудиогиды ‑ имеет два режима: для взрослых и для детей. А во французском городе Ипр находится музей, где коммуникация проходит через всю экспозицию. Гостям в начале посещения выдается браслет, по которому осуществляется вход и выход через турникеты, активизируется информация на киосках около витрин, а потом отправляется на электронную почту в виде pdf-файла. По такой же схеме работает таллинский музей «Летная гавань», только вместо браслета гости получают электронную карту. Огромную популярность в музеях сегодня приобретают инсталляции – проекционные установки, которые собирают любителей селфи.

Концерт в областном краеведческом музее во время торжественного открытия выставки, посвященной 85-летию Волгоградского музыкального театра. Фото: www.vokm134.ru.

Безусловно, размещение в здании пожарной каланчи экспозиций волгоградского музея значительно увеличит престиж главной выставочной краеведческой площадки области. Пока волгоградцы чаще посещают заезжие выставки цветов и бабочек, которые размещаются в помещениях музея, а вот выставки экспонатов по истории нашего края давно не привлекали внимания горожан. В новых стенах у музея будет больше возможностей, сотрудники уже планируют организовать в новых помещениях экспозиции по истории казачества, пожарному делу или этнографии многонационального Волгоградского региона. Кроме того, музей может стать еще и научно-просветительской площадкой для дискуссий и форумов с участием ведущих экспертов в области краеведения, истории и археологии.

Прямая речь

Волгоград известен не только краеведческим музеем. «МК в Волгограде» решил узнать, как развиваются другие популярные музеи региона, у их руководителей.

Варвара Озерина, директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова:

– Сегодня весь наш музейный коллектив живет ожиданием предстоящего совсем скоро радостного события. Весной этого года будет открыт после ремонта выставочный зал нашего музея на ул. Чуйкова, 37. Сейчас там полностью завершены общестроительные работы, закончены пусконаладочные работы систем вентиляции и пожарной безопасности. Мы получим современное выставочное пространство, которое нам сейчас жизненно необходимо. Из-за его отсутствия музей долгое время испытывал острый дефицит выставочных площадей. Теперь мы сможем знакомить жителей и гостей нашего региона с шедеврами из собственных фондов, лучшими произведениями современного искусства. Новоселье в новом зале мы отметим большой федеральной выставкой. Ее содержание пока сюрприз, но обещаю, что она будет очень радостной и красивой. Уже начат переезд сотрудников администрации музея в новый зал. Мы надеемся и на то, что в ближайшем будущем Волгоградский музей изобразительных искусств получит отдельно стоящее здание для хранения своих бесценных фондов (депозитарий). Впервые за много лет музеи Волгоградской области почувствовали внимание областных властей. Перемены к лучшему происходят и в областном краеведческом музее, в ведение которого передано одно из лучших исторических зданий Волгограда – царицынская пожарная каланча.

Александр Баженов, директор музея-заповедника «Старая Сарепта»:

– За последние годы в нашем музее сформировалась команда единомышленников. Это сотрудники с высокой профессиональной компетентностью, энтузиасты, всей душой преданные музейной работе. Ее результаты наверняка почувствовали жители нашего региона. В год музей проводит порядка 30 выставок, развивает новые формы работы – интерактивные и театрализованные экскурсии, квесты. О музее узнали далеко за пределами Волгоградской области, ведь при активной поддержке региональных властей Старая Сарепта стала местом больших международных культурных фестивалей. У нас единственный музей в регионе, где представлено этнографическое наследие всех народов Нижнего Поволжья. Сейчас при поддержке региональных властей мы работаем над дальнейшим развитием музейного комплекса: стоят задачи реставрации зданий – архитектурных памятников 18 века, заасфальтирована ведущая к музею дорога, в дальнейшем музейная территория должна стать пешеходной зоной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру