Программа «Деловой России» – первый серьезный тест на зрелость волгоградского бизнеса и власти

В условиях финансового изоляционизма миссия российского бизнеса перепозиционированна

Продление санкционного режима ЕС и США на неопределенный срок внесло коррективы во внутриполитическую повестку Владимира Путина и вывело диалог власти и бизнеса на новый уровень. В условиях финансового изоляционизма миссия российского бизнеса перепозиционированна: предпринимателям готовят роль спасителей нации, а в качестве стратегического партнера по переговорам выбран Борис Титов и его «Деловая Россия».

Провал Титова и "Партии роста" на выборах в Госдуму не сказался на принятой госстратегии либерализации деловой активности и консолидации усилий бизнеса и власти по преодолению издержек экономического давления Запада. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, и в особенности на Госсовете по повышению инвестиционной привлекательности регионов в Ярославле, Владимир Путин недвусмысленно дал понять, где он видит резервы для роста российской экономики. Президент возложил на глав регионов жесткую персональную ответственность за состояние делового климата на местах и призвал в кратчайший срок системно отрегулировать взаимоотношения власти и бизнеса.

В Волгограде (да и в других российских регионах) «Деловая Россия» из пресловутого «чемодана без ручки» получила статус стратегического переговорщика, которого приглашают за главный стол переговоров и предлагают договариваться от имени всего бизнес-сообщества. Из элитарного закрытого клуба лоббистов частных бизнес-интересов «Деловой России» предложено стать легитимной структурой, способной выступать не только партнером власти по переговорам, но и модератором системных бизнес-процессов, требующих саморегулирования.

Выбор лидера был важен, так как консолидация интересов – ключевой фактор успешности переговорного процесса. В этом смысле приход к руководству «Деловой России» экс-мэра Волгограда, а ныне успешного бизнесмена Юрия Чехова видится совсем не случайным, а скорее ожидаемым. Его лидерство признано большинством и может вывести делороссов на принципиально новый уровень результативности. На заседания «Деловой России» сегодня приходят не только предприниматели-одиночки, которым нужны ситуативная защита и покровительство, но и бизнесмены, которые сами долгое время были ресурсными полюсами влияния: Юрий Сизов, Андрей Boробьев, Александр Шилин.

Отказ от межэлитных войн, централизация проблематики и перевод ее в формальный переговорный процесс – новая политическая реальность для региона, и в 2017 году эта тенденция, скорее всего, будет только укрепляться. Бизнес и власть понимают, что сегодня в обоюдных интересах зарыть топор войны и сосредоточится на конкретной программе продуктивного взаимодействия.

Большая часть работы пока еще ведется в непубличном закрытом формате, но знаковые формальные контакты с представителями власти, от которых зависят стратегические решения, уже начались. Предприниматели на «деловом завтраке» встретились с главой администрации Волгограда Виталием Лихачевым, вице-губернатором, курирующим экономический блок Александром Сиваковым. На этих встречах бизнесмены попытались донести (и, как показалось, небезуспешно) до чиновников, что любому бизнесу нужен горизонт планирования, без этого говорить о развитии бессмысленно. Конструктивный настрой региональной власти обнадеживает предпринимателей, которые продолжают настаивать на необходимости принятия простых и понятных правил игры и сохранении баланса интересов.

Взаимные обязательства по конкретным проектам предприниматели готовы оформить в виде программного документа, составленного по принципу: господдержка в обмен на налоговые поступления в бюджет. Этот документ, над которой «Деловая Россия» сейчас интенсивно работает, перегрузит всю действующую систему отношений бизнеса и власти и создать прецедент прагматичного и конструктивного решения проблем без традиционной фоновой межэлитной конфронтации.

«Программа Чехова» – первый серьезный тест на зрелость и эффективность подобных диалоговых форматов бизнеса и власти. Скорее всего, окончательный вариант документа окажется компромиссным, но структура взаимных уступок позволит говорить о том, насколько изменился подход сторон в решении застарелых проблем. Готова ли власть к сложным системным решениям, а полпреды от бизнеса, непосредственно участвующие в переговорном процессе, к отказу от личных конъюнктурных преференций от власти в пользу корпоративных.

Мнения членов Клуба экспертов Нижнего Поволжья

Александр Стризое: Регионы оказались на «голодном пайке»

Централизация финансовых ресурсов оставляет региональные бюджеты на "голодном пайке». Качество принимаемых в центре решений и законодательных актов вызывает на местах непонимание и массу вопросов. В связи с этим нельзя не напомнить о том, что ответственность региональных лидеров и политиков, о которой любят говорить многие федеральные чиновники, возможна лишь в том случае, если у них есть свобода в выборе средств достижения поставленных в Москве целей. Надеюсь, в 2017 году ситуация в этом вопросе будет меняться.

Еще одним проблемным аспектом наблюдатели и эксперты считают отсутствие системного диалога власти с общественностью. Этот диалог можно было бы сделать в следующем году постоянным, более открытым и эффективным. Однако общественность не следует путать с отдельными ее представителями, жаждущими публичного внимания и признания.

Получив в лице Юрия Чехова нового лидера – это можно только приветствовать – волгоградские предприниматели, тем не менее, проявили свои присущие региональным политикам качества: эгоизм, ограниченность кругозора и нежелание думать о чем-то еще, выходящем за круг собственных сиюминутных интересов. «Деловая Россия» анонсировала в СМИ свое желание участвовать в развитии экономики области посредством разработки совместного с властью плана действий. Состоялись даже встречи и переговоры с должностными лицами. Однако дальше обсуждения вопросов новых правил и процедур кадастровой оценки земли, непосредственно затрагивающих интересы членов бизнес-сообщества, дело пока не пошло…

Что же можно говорить о других представителях волгоградской общественности, если даже те, кто обладает достаточными знаниями, опытом и наибольшими, по сравнению с другими профессиональными корпорациями ресурсами, не желают преступать порог собственных интересов? Посмотрим, как ситуация будет развиваться в следующем году. Возможно, Общественные палаты Волгограда и области или региональное отделение ОНФ в 2017 году дадут нам примеры организованного, ответственного и конструктивного диалога с городской и региональной властью, постоянно напоминая ей об интересах большинства.

Виталий Арьков: Бизнес и власть: игра в одни ворота?

Социальная ответственность бизнеса и меры по его поддержке со стороны власти кажутся встречными действиями по принципу «ты – мне, я – тебе». Однако в российских реалиях, как и многое, это искажено до неприличия. Проявлять социальную ответственность призывают и даже требуют всех предпринимателей – от самозанятого мастера по ремонту обуви в «скворечнике» до владельцев заводов, газет, пароходов. Только вот декларируемую на многочисленных штанопротирочных круглых столах и с высоких трибун поддержку со стороны власти в реальности до недавнего времени получали только избранные. Чаще всего те, кто раньше был связан с властными чинами, влияющими на процесс предоставления такой поддержки. Предпринимателей «с улицы» к освоению бюджетных средств, сколь бы их предложения не были объективно лучшими, старались не допускать.

Лишь немногим удавалось войти в число субподрядчиков бюджетного заказа. Но после «откатов» и дележа маржи с генподрядчиком, компаниям на субпордряде – реальному исполнителю – оставались сущие гроши, а оплата из бюджета задерживалась на долгие месяцы. Добиваться справедливости через суд на практике малоэффективно: тяжбы растягивались на долгие месяцы, а со «скандалистами» предпочитали более не связываться.

Недавно довелось пообщаться с отнюдь не рядовым чиновником от экономического блока, говорили про ситуацию в целом и налоговую «продразверстку» в отдельности. Приятно был удивлен тому, что люди во власти понимают пагубность репрессивного подхода. Крупный и средний бизнес защищается тем, что уходит в те регионы, где задачу пополнения бюджета решают иначе, а малый бизнес в условиях тотального прессинга и вовсе закрывается или уходит в тень.

Понимание есть, но менять тактику никто пока не стремятся. Важнее, наверное, представить «наверх» убедительные доказательства того, что из имеющейся базы налогоплательщиков выжали максимально возможное. А если она в результате подобных действий серьезно уменьшится – так еще лучше: можно будет оправдываться перед Федерацией, что у нас почти уже не с кого «сокрытые налоги» выжимать. Радикальное изменение делового климата – сложная задача, но именно она должна стать доминантой власти в 2017 году.

Андрей Серенко: Фонд промышленности станет серьезным подспорьем в развитии отрасли

- Отрадно, что наряду с развитием предпринимательской активности в регионе не забывают и о главной бюджетонаполняемой отрасли – промышленности. Волгоградский губернатор Андрей Бочаров уже объявил о создании Фонда развития промышленности региона. Ожидается, что новая структура появится уже в 2017 году, и если судить по выступлению губернатора на областном Совете директоров, региональные власти рассчитывают, что новый фонд станет существенным подспорьем в работе по восстановлению промышленности.

Отмечу, что Волгоградская область оказалась в числе тех регионов России, которые первыми создали свои местные фонды развития промышленности, что позволит им получить федеральное софинансирование. В областном бюджете на эти цели заложено 100 млн руб., предполагается, что Федерация добавит еще 233 млн руб., и это станет серьезным финансовым ресурсом для поддержки волгоградской промышленности. В будущем году в областной администрации рассматривается возможность возобновления энергоемкого электролизного производства на алюминиевом заводе в Тракторозаводском районе Волгограда.

Стоит сказать, что за последние 2,5 года на модернизацию волгоградских производств было привлечено 6,7 млрд руб. По нынешним кризисным временам это рекордная сумма. За это время в области открылось 25 новых промышленных объектов, а общая сумма финансовых вложений на эти цели составила 130 млрд руб., благодаря чему было создано более 3 тыс. рабочих мест. Только в уходящем году в регионе было открыто 11 новых производственных площадок, где теперь работают 1300 человек.

Еще один важный задел на следующий год: на Совете директоров области Бочаров заявил также о начале региональной программы подготовки инженерных и рабочих кадров для промышленных предприятий. Согласно прогнозам областного комитета по промышленности, до 2021 года региону потребуется более 11 тыс. рабочих и инженерных специалистов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Жизнь по Чехову

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру