Безработным волгоградцам предлагают самим оплачивать взносы за социалку

Медицинский полис хотят выдавать только работающим

Активно обсуждаемый всеми россиянами закон о тунеядстве не затронет безработных и декретниц. Кроме того, обойти его будет крайне трудно. В то же время, как сообщили нам в Госдуме, никакого законопроекта о налоге для безработных пока никто не видел. Придется ли безработным оплачивать визиты к врачу из своего кармана и кого может коснуться налоговое бремя, разбирался журналист «МК в Волгограде».

Сомнительный путь

Судя по тональности высказываний высокопоставленных российских чиновников, тема индивидуальных платежей за социалку для официально не работающих россиян в том или ином виде все же появится в нашей стране. Причина тоже понятна – дефицит Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год составил 65,3 млрд рублей при общих доходах 1,57 трлн рублей, из которых 616 млрд рублей – перечисления из бюджетов регионов за неработающее население.

Подобная инициатива уже нашла практическое применение в соседней Белоруссии. В этой стране действует декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно ему граждане трудоспособного возраста, которые не платят взносы в социальные фонды в течение полугода, обязаны заплатить налог в 245 долларов США в год. Его неуплата грозит принудительными общественно полезными работами или штрафом.

В России, озвучил цифры министр труда и социальной защиты Максим Топилин, размер сбора с неработающих граждан предположительно составит 20 тыс. рублей в год. За год, подсчитал Топилин, походный налог с МРОТ равняется 11,7 тыс. рублей, кроме того, взнос в фонд ОМС, который платит за неработающего субъект Федерации, в среднем составляет 8–9 тыс. рублей.

– Мы хотим выявить тех, у кого есть доходы, но они ничего не платят, ни в чем не участвуют. Мне кажется, 20 тысяч – это нормально, маловато даже, – сказал Топилин.

Эта сумма уже вызвала негодование среди жителей разных регионов. Ведь подушевой норматив на одного застрахованного лица, который числится как неработающее население, у каждого субъекта свой. В Волгоградской области он составляет 6287,57 за год. А значит, и сумма налога должна варьироваться в каждом регионе.

– Сама по себе затея, по-моему, лишена смысла, надо создавать условия для занятости, а не брать налог с тех, кто по тем или иным причинам не занят, поэтому не могу пока поддержать эту идею, – сказал волгоградский политолог Александр Стризое.

Возможно, в оплате за ОМС и есть здравый смысл, замечает эксперт. Но в любом случае нужно учитывать причину, по которой человек оказался безработным. Если он не имеет работы по своей собственной вине, тогда, может быть, и имеет смысл взимать с него плату за ОМС.

– Что касается налогов, то, по-моему, это зря. Я понимаю, что правительство хочет пополнить бюджет любой ценой, но, мне кажется, это очень неоднозначный и сомнительный путь, – резюмировал Стризое.

Дмитрий Медведев, комментируя СМИ, инициативу, особо отметил, что государство хочет вовлечь в систему платежей за социальные услуги тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но в то же время работает и пользуется социалкой.

В случае принятия закона, пояснил на заседании комитета Госдумы Топилин, сборы не коснутся безработных, а также женщин в декрете.

– Кто-то легально платит подоходный налог, а кто-то считает, что в этом нет необходимости, что можно всех, что называется, послать далеко, но при этом отводить своих детей в детский сад и в школу, пользоваться различными услугами, – сказал министр.

Лекарство от хитрости

Ранее вице-премьер Ольга Голодец сообщала о разработке законопроекта, по которому и планируется взимать плату с неработающих за фактическое использование социальной инфраструктуры. В первую очередь речь идет о платежах за пользование медуслугами в рамках полиса ОМС.

В начале сентября этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уже выступила в поддержку этой инициативы.

По данным Счетной палаты, регионы ежегодно выделяют порядка 40 млрд рублей на оплату социальных взносов неработающих россиян. Тот, кто не платит налоги, не должен получать те же услуги, что и работающие граждане, считает спикер Совфеда.

В этой инициативе, замечает председатель комитета по охране здоровья Волгоградской областной думы Наталья Семенова, есть доля справедливости.

– Тот, кто платит налоги, пополняет бюджет, из которого отчисления идут в том числе на медицину, – говорит Семенова. – Основная цель – вывести из тени бизнес, который не дает поступления налогов.

Выходом из ситуации, по мнению Матвиенко, может стать введение декларации, в которой неработающие будут фиксировать свой отсутствующий доход. Это поможет восстановить принцип социальной справедливости, который сегодня нарушен.

Против принятия подобного закона уже выступили общественники. На одном из популярных сайтов петицию против его принятия уже подписали около 200 тыс. россиян. « Что делать тем, у кого порок сердца, отказала почка, нужен врач-проктолог, которого нет в городе, но он есть в столице?» – задаются вопросом активисты.

Было бы желание

– Какой эффект будет от принятия инициативы в финансовом плане, трудно сказать, но в конечном итоге идея правильная, – полагает финансовый аналитик Карен Туманянц. – Если человек действительно находится в трудоспособном возрасте и не состоит на учете как безработный по непонятной причине, но пользуется услугами бесплатной госмедицины, возникает вопрос: кто за это будет платить?

Можно обсуждать суммы, механизм взимания средств, но люди, которые по непонятным причинам не имеют дохода, должны оплачивать эти услуги. Если кто-то задумается и начнет декларировать свои доходы и платить с них взносы, кардинально это ситуацию не изменит ситуацию, но даст дополнительный источник для деятельности госмедицины, уверен Туманянц.

Если 20 тыс. разделить на 12 месяцев, считает эксперт, нельзя сказать, что это большая сумма. А тот, кто действительно не работает, пусть становится на учет. Пугаться того, что все безработные кинутся в центр занятости, чтобы избежать платы, не стоит. Просто так никто там пособие платить не будет, и человеку придется искать вакансии и прилагать усилия для поиска работы.

– Сейчас ситуация на рынке труда такая, что рабочие места есть, правда, не всегда пожелания безработного совпадают с тем, что нужно работодателю, – отмечает Карен Туманянц. – Если у тебя нет источника существования, странно, что ты отказываешься от вакансии.

По данным центра занятости Волгограда на 1 октября, заявленная работодателями потребность в кадрах составляет 19 401 человек. Тогда как число безработных, состоящих на учете, – 4230 человек. Особый дефицит по-прежнему испытывают рабочие специальности, зарплата на которых достигает 40 тыс. рублей.

Противоречит закону

– Официального текста законопроекта пока еще никто не видел, – сообщил источник МК в Совете Федерации. – Его должен был вносить Минтруд, но в результате законопроект пока никто не внес. Пока это домыслы и разговоры.

По мнению юристов, хотя законопроект о тунеядстве и не будет принят в ближайшее время, его возможная легализация столкнулась бы с рядом трудностей.

Во-первых, он будет противоречить положениям Конституции и Трудового кодекса РФ, а также ряду международных конвенций, устанавливающих право, а не обязанность на труд. В случае принятия данного законопроекта будет необходимо внесение изменений во все указанные (и не только) положения.

– Введение налога с нетрудоустроенных граждан приведет к тому, что работодателям уже не нужно будет привлекать соискателей высокими зарплатами, поскольку последние будут вынуждены соглашаться на иные условия, дабы не попасть под санкцию, да и сами зарплаты снизятся ввиду вычета из них обязательных платежей, – полагает юрист Элина Щукина. – Прежде чем вводить указанный налог, нужно обеспечить население рабочими местами по специальности с адекватными заработными платами.

Придется законодателю определиться и с самим понятием тунеядства, чтобы в эту категорию не попали люди, живущие на процент от ценных бумаг, вкладов и прочего и платящие налог на прибыль, в сельской местности за счет натурального хозяйства, и многие другие.

– Обязательным элементом налога является налоговая база. Отсюда возникает вопрос: как исчислять доход, если точный доход работающего неофициально не известен, а у не работающего вовсе отсутствует? – задается вопросом Щукина. – В пятых, для реализации указанного законопроекта следует наладить новые информационные связи между налоговыми органами, фондами (в т. ч. ОМС), дать указания службам занятости по регистрации всех обратившихся для постановки на учет в качестве безработных.

И в заключение следует отметить, что обязательства всегда должны быть взаимными: ужесточая ответственность безработных, нужно ужесточать и ответственность работодателей за нелегальное использование труда.

В противовес этой инициативе первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко заявила, что Минфин уже обсуждает предложение ввести пособие по бедности.

Справка «МК в Волгограде»

В Волгоградской области численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2015 года составила 2 508 530 человек; в том числе 1 587 763 числятся как неработающие граждане.

Подушевой норматив на одного застрахованного лица, который числится как неработающее население, составляет 6287,57 за год.

Экспертное мнение

Игорь Николаев, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики

– Я вот далеко не уверен, что можно будет правильно определить тех, кто должен платить этот налог. По информации, в том числе Минтруда, общая численность лиц, не получающих доходы от трудовой деятельности, из числа трудоспособного населения превышает 16 млн человек. Есть и другие оценки: больше 20 млн потенциальных плательщиков налога.

В любом случае примерный порядок цифр ясен: полтора-два десятка млн человек. Вот этот-то порядок цифр и пугает. А представьте, как он действует на чиновников: так и хочется умножить эти цифры на 20 тыс. рублей (для начала). Это какие же огромные деньги можно собрать! И никто при таком магическом влиянии величины возможных дополнительных доходов не захочет разбираться с плательщиками. Не работаешь - плати!

Конечно, взимать налог постараются со всех подпадающих под него, а не за то, чтобы люди сами платили за медуслуги. Так деньги сначала идут в фонд (вот оно, главное!), а не в лечебные учреждения. Так, в конце концов, можно больше собрать денег, потому что далеко не все из потенциальных плательщиков «налога на тунеядство» будут лечиться в районных поликлиниках.

И последнее, о чем власти обычно забывают. Народ у нас ушлый, найдет, как минимизировать этот самый будущий «налог на тунеядство». Ну устроится человек на «минималку», а остальной заработок будет оставаться в тени. Или все пойдут регистрироваться безработными. Властям в конечном итоге как бы еще больше не пришлось заплатить в виде пособий по безработице. Как говорится, голь на выдумку хитра.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Нет работы – есть налог

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру