Настоятельницу Усть-Медведицкого женского монастыря Арсению причислили к лику святых

Игуменья стала второй местнопочитаемой святой в Волгоградской области

Решение Священного Синода Русской православной церкви о прославлении игуменьи Арсении (Себряковой) в лике преподобных многие назвали событием года для Волгоградской области. Ходатайство о канонизации было подано архиерейским советом Волгоградской митрополии около года назад. А необходимые для канонизации документы в Усть-Медведицком Преображенском женском монастыре собирали более десяти лет.

Вопреки медицине

В женской обители сегодня все как обычно: послушницы прилежно выполняют поручения действующей настоятельницы, сестры хлопочут на кухне, во дворе, бойко идет торговля в монастырской лавке. К воротам то и дело подъезжают автобусы с паломниками. Монастырь живет прежней жизнью. Здесь почти ничего не изменилось, разве что улыбаться монахини в последние дни стали чаще и спешат поделиться радостью с прихожанами.

Благодатную весть о том, что матушку Арсению, так много сделавшую в свое время для развития и процветания обители, причислили к лику святых, здесь встретили с большим воодушевлением. Ведь к этому событию здесь готовились более десяти лет.

– Именно столько времени мы собирали документы, необходимые для канонизации, – поделилась действующая настоятельница монастыря игуменья Георгия. – Мы представили в Священный Синод несколько документально подтвержденных случаев исцеления.

Около 150 свидетельств благодатной помощи игуменьи Арсении легли в основу документации для канонизации настоятельницы. Епархиальная комиссия внимательно изучила каждый документ. Особенно часто просили ее помощи женщины, страдающие бесплодием. Доподлинно известно, что после посещения монастыря 65 женщин вопреки страшным приговорам врачей смогли родить здоровых детей.

Русская Византия

Анна Себрякова – так звали игуменью до пострига в рясофор. Она родилась 3 июля 1833 г. в семье помещика Михаила Себрякова, имевшего должность штабс-ротмистра и числившегося казначеем Войска Донского. Отец Анны был на хорошем счету у самой императрицы Екатерины II. Девочке прочили красивую безбедную жизнь, но она выбрала служение Господу и в 17-летнем возрасте поступила в Усть-Медведицкий монастырь.

Став игуменьей, первое, с чего начала Арсения, – открыла четырехклассную школу, так как многие из поступавших в монастырь сестер были абсолютно безграмотны. Девушки изучали Закон Божий, русский и славянский языки, географию, арифметику и отечественную историю. Уроки вела сама игуменья.

Затем, в 1870-х годах матушка взялась за строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. За разрешением она обратилась к архиепископу Платону. Церковь строилась десять лет. Русская Византия… Нет других слов, чтобы описать величественное сооружение, которое за годы своего существования пережило немало потрясений.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря. Фото: Денис Каёхтин.

– Храм возвели в 80-х годах XIX в., и в то время он был одним из самых величественных храмов России, – рассказывает волгоградский историк Андрей Гущин. – Каменный свод поддерживают шесть колонн, которые специально привезли из Венеции, а иконостас расписывал известный в то время иеромонах Симеон.

Игуменья Арсения полностью перестроила монастырь. Появились двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской.

Напишут иконы

За последние несколько лет монастырь сильно изменился, вложено немало средств на его восстановление. Однако в нем есть нечто бесценное, ради чего ежегодно приезжают сюда сотни паломников. Это – чудотворный камень Пресвятой Богородицы, или Монашкин камень. Твердая монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины, находится в рукотворных пещерах под монастырем. По преданию их выкопала игуменья Арсения с тремя послушницами, чтобы устроить подземную церковь. До конца жизни вместе с помощницами ей удалось вырыть около 164 метров пещерных ходов.

Камень Пресвятой Богородицы. Фото: открытые источники.

Камень Пресвятой Богородицы нашли в подземной келье игуменьи. Молва о его исцеляющих и исполняющих желания свойствах ушла далеко за пределы Волгоградской области. Сегодня, чтобы к нему приложиться, в монастырь ежегодно съезжаются сотни паломников со всей России и ближнего зарубежья.

Народное почитание игуменьи Арсении началось сразу после ее кончины в 1905 г. Матушку погребли в склепе церкви Арсения Великого Усть-Медведицкого Преображенского монастыря. Через несколько лет начали издаваться ее письма, к которым до сих пор обращаются многие педагоги в поисках примеров для воспитания детей и юношества.

Священный Синод РПЦ 21 октября провел заседание, на котором принял решение о прославлении настоятельницы Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря в Серафимовиче. Отныне она будет считаться местнопочитаемой святой. Днем поминовения преподобной Арсении Усть-Медведицкой теперь станет 21 июля – день смерти игуменьи.

Согласно определению VII Вселенского Собора, будут написаны иконы для поклонения новопрославленной святой, а ее честные останки, в случае их обретения, будут признаны святыми мощами и почитаться должным образом.

Святой казачьего края

К слову, матушка Арсения – не первая в списке местнопочитаемых подвижников из Волгоградской области. Ровно десять лет назад Священный Синод РПЦ к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века причислил иерея Николая Попова, родившегося, жившего и принявшего мученическую кончину на Донской земле.

Он имел огромное значение для донского казачества. Отец Николая Попова основал большой музей о быте и культуре казаков в Новочеркасске. А сам иерей был истинным примером служения вере православной, Дону и Отечеству.

– Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию, – рассказывает волгоградский историк, автор книги о священномученике Сергей Иванов. – В отроческом возрасте проявились главные черты характера будущего священномученика Николая – целеустремленность, открытость, верность своим убеждениям. Он пользовался большим уважением среди своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову.

В 1893 г. после духовной семинарии Николай Попов начинает свое пастырское служение в Успенской церкви станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Он отдавал всего себя служению Богу и духовной помощи своим прихожанам.

«Простите врагам…»

С наступлением Октябрьской революции неспокойно стало и на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение. Вспыхнул огонь Гражданской войны. Последним местом службы Николая Попова стала церковь в хуторе Верхнегнутов под Чернышками.

– Когда начались гонения на священников и казаков­-белогвардейцев, ревком хутора Верхнегнутов приказал провести обыск в доме отца Николая и арестовать его, – рассказывает Сергей Иванов. – Причем пришли к нему свои же, хуторские. Во время обыска они нашли у батюшки фотографию его брата – походного атамана Петра Попова. Эта находка потянула на смертный приговор. Батюшку отправили на станцию Морозовскую в окружной ревтрибунал. Там, в песчаном карьере, большевики зверски расправились с ним.

В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть».

В 2006 г. волгоградские археологи нашли останки отца Николая Попова, тогда же Священный синод Русской Православной Церкви причислил его к Собору новомучеников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру