Главный финансист региона – замгубернатора Волгоградской области, председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев подробно представил свое видение государственного бюджета. По его словам, у волгоградских специалистов есть своя позиция по корректировке российского бюджетного и налогового законодательства.
– Обеспечение региональных бюджетов РФ сейчас проходит достаточно напряженно, – подчеркнул Дорждеев. – К сожалению, ряд решений, принятых в последние годы на федеральном уровне, ведет к снижению поступлений налогов в казну субъектов. Ярким примером такого негативного влияния явилось создание в 2012 году консолидированной группы налогоплательщиков. При этом существенными были потери бюджета и в Волгоградской области. В частности, в 2014 году Федерация компенсировала выпадающие доходы на 4,1 миллиарда рублей, но в целом еще порядка 11 миллиардов рублей «ушли» из бюджета Волгоградской области. Предлагаем пересмотреть или компенсировать региональным бюджетам выпадающие доходы по консолидированным группам налогоплательщиков.
Еще одним сдерживающим фактором обеспечения бюджетной стабильности в регионах является уменьшение доли нефтегазовых доходов в бюджет. Дополнительные доходы могут быть получены за счет сохранения ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 года (42%) по сравнению с ранее предполагавшимся снижением до 36% в рамках «налогового маневра». Актуальным остается вопрос о совершенствовании методики работы с крупными налогоплательщиками. Сейчас налогоплательщик имеет право на возврат суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет, что ведет к образованию выпадающих доходов. Из-за этого регион в 2015 году потерял 3 млрд рублей, в 2016-м – 4,8 млрд.
– Администратором дохода является налоговое управление по субъектам РФ, но в то же время есть межрегиональная налоговая инспекция, которая формируется в Москве и присылает уведомления по ИНН, – объясняет Александр Дорждеев. – Мы даже не понимаем, что за предприятие выставляет возврат на налог на прибыль. И это растягивается на три года, в течение которых резко изменились ситуация в экономике и курс валют. Эта проблема поднимается субъектами РФ с 2014 года. Я считаю, что необходимо на уровне Государственной Думы провести соответствующее обсуждение.
Уменьшению собираемости налога на прибыль способствует и перенос убытков налогоплательщиков на будущие налоговые периоды в течение 10 лет. Дорждеев указал на расхождение позиций федеральных ведомств по этому вопросу.
– Я акцентирую внимание на тех правовых аспектах, которые принимаются на федеральном уровне без согласования с субъектами РФ, – отметил замгубернатора. – Думаю, что и к тем изменениям, которые произошли с ФЗ-306 о кадастровой оценке земли, тоже есть вопросы. План мероприятий, принятый Росреестром, необходимо уточнять, координировать. Формирование региональных бюджетов идет сегодня, а Росреестр планирует дать предложения по земле в конце декабря 2016 года.
Александр Дорждеев констатировал, что передача для исполнения в регионы принятых на федеральном уровне расходных обязательств часто не обеспечена доходными источниками, и это является причиной увеличения доли коммерческих займов на местах.
– На 1 января 2014 года в структуре государственного долга коммерческий кредит у нас составлял 48%. Сегодня картина другая – мы качественно изменили структуру государственного долга: это 57% «дешевых» бюджетных кредитов под 0,1%, около 17% – коммерческие кредиты, 35% – ценные бумаги и 0,2% – государственные гарантии, – напомнил руководитель финансового блока областной администрации. – Однако для возмещения выпадающих доходов мы вносили поправки в бюджет 2016 года по привлечению коммерческого кредита в 4,4 млрд рублей, чтобы профинансировать расходные обязательства в первую очередь социального характера. Они растут. Например, яркой иллюстрацией является сумма ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года. Если в 2013 году на эти цели мы направляли 34,6 млн рублей, то сегодня надо уже 678 млн рублей. При этом в 2013 году доля средств федерального бюджета составляла 82,6%, в 2014-м – 66,4%, в 2015-м – 59,3%, в 2016-м – 50,7%. Федерация меняет соотношение финансирования с субъектом РФ, что приводит к повышению нагрузки на региональные бюджеты.
Рекомендации Александра Дорждеева были поддержаны членами президиума «Единой России». В ближайшее время они будут направлены в местные отделения партии для дальнейшего обсуждения.
– Будут ли наши предложения услышаны на федеральном уровне или нет, это зависит от нашей позиции, которую мы намерены отстаивать, – подвел итог обсуждениям секретарь реготделения партии «Единая Россия» Сергей Горняков. – Наши предложения нацелены на открытые партнерские отношения между бизнесом и властью на местах. Мы должны работать все вместе на хороший результат, который нам поможет в отстаивании интересов региона и его жителей и привел бы, в частности, к увеличению финансирования инфраструктурных проектов, расширению участия региона в приоритетных госпрограммах.
Наведение порядка в финансовой сфере и стабилизация бюджетной политики – это приоритетные направления стратегии развития региона, обозначенные главой региона Андреем Бочаровым. Еще несколько лет назад работа в этой сфере вызвала много вопросов со стороны правоохранительных органов и Контрольно-счетной палаты региона. Ситуация изменилась в 2014 году, когда по поручению губернатора Андрея Бочарова началась работа по оптимизации бюджетных расходов, централизации госзакупок и снижению долговой нагрузки.