Ольга Васильева: «Каждая страна должна иметь своих героев».

Эксклюзивное интервью министра образования РФ

По окончании рабочего дня в рамках официального визита в город-герой министр образования и науки РФ Ольга Васильева поделилась с «МК в Волгограде» своими впечатлениями и рассказала о том, что нужно сделать для того, чтобы эффект от патриотического воспитания стал максимальным.

– Ольга Юрьевна, насколько важно сегодня в рамках образовательного процесса делать акцент на патриотическом воспитании подрастающего поколения?

– Последние полчаса форума были посвящены этой теме. Волгоградцы представили опыт проведения «Уроков Победы». Это совершенно уникальная для нашей страны практика патриотического воспитания молодежи, я считаю. Представлены три прекрасных методических сборника, которые могут быть использованы в каждой школе страны.

– Сейчас много говорят о том, что для школьников создано слишком много учебников, которые им просто не осилить…

– Я получила много жалоб по поводу слишком большого количества учебников и не до конца выверенной школьной программы. Сейчас содержания стандартов нет, а есть требования. ГОСТы для старшей школы вообще пусты, потому что там только рекомендации к действию. К какому действию – тоже непонятно. Поэтому ключевой задачей для нас является наполнение образовательных стандартов содержанием, и это должно произойти в кратчайшие сроки. Особое внимание необходимо уделить ситуации в начальной школе с родным чтением. Здесь мы надеемся на поддержку наших общественных организаций, которых у нас великое множество. У нас есть хороший механизм историко-культурного стандарта. И я считаю, что в стране должна быть база, единое образовательное пространство.

– Какую форму должен принять процесс патриотического воспитания, чтобы эффект был максимальным?

– Это вопрос очень сложный, и на него нельзя ответить однозначно. Этому сегодня уделяется колоссальное внимание, причем на уровне высшего руководства страны. Как сказал Президент России Владимир Путин, у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Мне кажется, что формы могут быть самые разные: от великого значения самого слова «патриотизм» до того, что мы называем музейной педагогикой. Например, музей-панорама «Сталинградская битва». Он потрясающий и соответствует нормам, необходимым для проведения работы по патриотическому воспитанию молодежи. Если прийти сюда с маленьким ребенком и рассказать хотя бы об одном зале, чему он посвящен, то эффект окажется очень сильным.

– Что, по-вашему, оказывает сильное влияние на молодежь?

– История людей и поколений – это то, что я называю микроисторией. На одной из экспозиций музея-заповедника «Сталинградская битва» я обратила внимание на фотографии девушек, которые во время битвы были связистками, снайперами, санитарками. Они, быть может, моложе, чем вы. Но у них тоже были мечты, надежды, которые разрушила война. Благодаря их отваге, мужеству – они погибли, не дожили до Победы, – мы стоим сейчас с вами и говорим о роли воспитательного процесса в нашей жизни.

Каждая страна должна иметь своих героев. У России их очень много. Но вот недавние исторические исследования показали, что мы, к сожалению, плохо знаем свою культуру и героев своей страны. Причем не только тех, кто сражался против вражеских сил в эпоху Великой Отечественной войны, но и героев науки, искусства. Этот пробел нужно обязательно исправить. Гордость за тех, кто жил до тебя, кто творил и создавал страну, одновременно является толчком для нашего с вами движения вперед. Мы не должны быть хуже тех, кто жил до нас и вложил все силы, чтобы мы сейчас жили с вами на этой земле.

– Вовлечение детей в процесс познания истории родного края посредством экскурсий имеет шансы войти в школьную программу?

– О музейной педагогике говорил Президент России, и не раз. В каждом регионе есть музеи. Смею утверждать, что посещение краеведческого музея благотворно влияет на любого человека, не только на ребенка. В увлечение историей родного края надо вовлекать всех, в том числе и взрослых. Ты пришел на эту землю, а до тебя были люди, истории их цивилизаций. И ты должен бережно относиться ко всему тому, что было до тебя. Тогда ты будешь ценить все то, что есть сейчас, и то, что будет завтра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру