Злостных нарушителей Правил дорожного движения собираются штрафовать по информации от граждан

В ближайшем будущем ГИБДД сможет наказывать нарушителей Правил дорожного движения на основе фото- и видеозаписей, снятых на специальное приложение и представленных гражданами. Соответствующие поправки в закон были разработаны МВД России. Какие подводные камни ждут волгоградцев в случае их принятия, разбирался «МК в Волгограде».

Сам себе ДПС

Перекресток на ул. Хиросимы за мостом среди местных жителей снискал нехорошую славу.

– Мы с внучкой здесь уже попадали в ДТП – переходили дорогу на разрешающий сигнал светофора, когда на нас из-за поворота буквально вылетела машина. Слава Богу, все остались живы, – говорит житель ул. Пархоменко Николай Степанович. – Днем на этом переходе много детей – недалеко расположены школы и детсады, но водители не затрудняют себя соблюдением Правил дорожного движения.

Переходить дорогу на этом перекрестке в темное время суток еще страшнее – водители нагло несутся даже на зеленый свет, не давая шанс пешеходу перейти проезжую часть, другие и вовсе резко срываются с места, не дождавшись сигнала светофора.

Возможно, исправить ситуацию на этом переходе и не только помог бы народный дозор. МВД России подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В случае его принятия наказывать автохамов можно будет без составления протокола на основании фото или видео, сделанных на смартфон посредством специального мобильного приложения бдительными гражданами.

Проще некуда

Поводом к разработке законопроекта послужило прошедшее еще в марте заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения в РФ. По его итогам Владимир Путин утвердил ряд поручений. В частности, Правительству РФ до 15 декабря 2016 года необходимо обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих «возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения Правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки и др.».

Соответствующие изменения было поручено разработать Министерству внутренних дел и Минкомсвязи России. Все, что потребуется пользователям гаджетов, это зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а затем скачать и установить на планшет специальное приложение.

Наказать автохамов можно будет за административные правонарушения, оказывающие непосредственное влияние на состояние аварийности. Среди них в том числе – нарушение правил движения через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков, неправильная парковка и непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.

За «козла» ответишь

Как сообщили в Главном управлении МВД России по Волгоградской области, принятие поправок работу сотрудников не облегчит.

– Если на законодательном уровне это будет утверждено и полицию обяжут рассматривать видеозаписи, снятые на смартфон, мы конечно же будем исполнять закон, – прокомментировала ситуацию начальник ОИ и ОС ГУ МВД России по Волгоградской области полковник внутренней службы Светлана Смольянинова.

Если принятие поправок ситуацию на дороге в корне и не изменит, то, по крайней мере, заставит автолюбителей помнить, что их правонарушение в любой момент может быть зафиксировано.

– Зачастую водители пренебрегают законом. Если каждый раз их будут штрафовать, то у нас все будет в порядке, – считает председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян. – Но вместе с тем стоит учесть, что некоторые смогут посредством этого сводить счеты.

О возможных подтасовках со стороны пешеходов, желающих насолить своему недругу, говорят и юристы.

– Какова вероятность установления достоверных обстоятельств правонарушения в случае фиксации его на смартфон? – задается вопросом адвокат кандидат юридических наук, член квалификационной комиссии при Адвокатской палате Волгоградской области, вице-президент Федерального союза адвокатов России Ваграм Давтян. – Здесь может быть множество недочетов и злоупотреблений. В конце концов, я могу зафиксировать правонарушение под тем углом и при тех обстоятельствах, которые выгодны мне, в том числе и в отношении человека, который мне неугоден.

У нас есть ГАИ и суд, которые устанавливают правонарушение, а подобная фиксация приведет к нарушению наших прав, считает Давтян. Фактически автолюбители будут вынуждены оправдываться по поводу любых видеозаписей, поступивших в органы. Кроме того, действующее законодательство и так позволяет использовать фото и видеоматериалы для привлечения нарушителей к ответственности.

Но в этом случае, когда поступает фото- или видеоматериал, по нему проводится проверка на предмет выявления признаков состава административного правонарушения.

Например, человек снимает неправильно припаркованный автомобиль. ГАИ по заявлению проверяет все обстоятельства и достоверность фотографии. Если хозяин авто не появляется и не дает никаких пояснений на этот счет, то привлечение его к административной ответственности будет являться неправомерным.

– Любые сомнения в рамках административного производства трактуются в пользу лица, которому вменяется данное правонарушение, – рассказывает Ваграм Рафикович.

Другой вопрос в том, насколько правомерно проводить съемку без предупреждения.

– На мой взгляд, это нарушение моего права, согласие на запись никто брать не будет, а меня, по идее, должны предупреждать о том, что ведется видеосъемка. У нас любая съемка на дороге сопровождается установкой знака или нанесением метки, если здесь водитель не будет предупрежден об этом, едва ли эту съемку можно назвать законной, – полагает эксперт. – К тому же человек, который снимает видео, не учитывает конкретные обстоятельства, в которых совершается то или иное ПДД, – они устанавливаются в порядке, определенном законом.

Контрольный отсчет

Попытка переложить контроль на граждан в первую очередь не совсем правомерна и может вызывать конфликты между двумя физлицами – если есть умысел, такое правонарушение можно сфабриковать, считает юрист межрегиональной общественной организации «Союз защиты прав автомобилистов» Олег Фролов.

– К любым действиям, которые пресекают правонарушения, мы относимся положительно, – говорит Олег Иванович. – Например, в Москве очень много камер видеофиксации, это минимизирует общение с сотрудниками полиции, а значит, сокращается число вымогательств и взяток, и такую процедуру можно оценить положительно. Но данная инициатива нефункциональна.

Так, чтобы предоставить объективную картину, приложение должно фиксировать весь процесс нарушения от начала до конца – но это затруднительно, так как будет разряжаться мобильный телефон. К тому же человеку потребуется время, чтобы запустить программу, естественно, материал будет представлен уже не в полном объеме.

– Им можно фиксировать только случаи оставления автомобиля в неположенном месте. Но это может спровоцировать конфликт между двумя физлицами, – считает юрист.

Автолюбители уже пользуются навигаторами, которые фиксируют абсолютно все.

– Плюс инициативы в том, что на это приложение невозможно воздействовать извне, то есть фальсифицировать материал, – говорит Олег Фролов, – как это происходит сейчас. Именно поэтому сегодня присланные материалы являются косвенными уликами, на основании которых нельзя возбудить административное дело.

Записанному верить

В свете того, что в резонансных ДТП чудесным образом пропадали записи с видеорегистраторов, записи на телефон могут быть единственным доказательством, считает член центрального совета межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Екатерина Алтайская.

– Пешеходу или его родственникам, если он погиб, порой сложно доказать, что пострадавший не был виновником аварии, – говорит общественница. – Благодаря постановлению конституционного суда сложилась весьма жестокая судебная практика, по которой со сбитых, например, школьников, перебегавших дорогу не там, где надо, взыскивают деньги на ремонт покалечившей их машины. Суммы эти больше, чем то, что выплатят пострадавшему.

– Формальности, связанные со скачиванием программы, приведут, на мой взгляд, к тому, что видео будет крайне мало, – говорит Екатерина Алтайская.

Защищать пешеходов необходимо, и также необходимо использовать все не противоречащие закону доказательства. Большая проблема, по словам правозащитницы, кроется, скорее, в другом.

– Об инициативе, которая может реально улучшить безопасность пешеходов, мы говорим уже не первый год. Связана она с поправками, но не в КоАП, а в Правила дорожного движения. В 2014 году вступили в силу половинчатые поправки о пропуске пешеходов на зебре.

Речь идет о том, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

– Реально защитить пешехода может только поправка в ПДД о проезде пешеходных переходов со скоростью не более 50 км/час независимо от того, видит водитель пешехода или нет,– говорит общественница.

Каждый третий водитель, по словам эксперта, после совершения наезда на пешехода на пешеходном переходе сразу же совершает еще одно неправомерное действие в виде оставления места происшествия. Многие люди видят пострадавшего и не вызывают ему скорую, чтобы не стать свидетелями и не ходить по инстанциям.

Решением проблемы может стать оснащение наземных пешеходных переходов кнопками экстренного вызова, которые обеспечат своевременный вызов «Скорой помощи», помогут раскрытию ДТП «по горячим следам», при этом свидетель при желании может сохранить свое инкогнито.

Снизу постучали

Пока юристы и правозащитники обсуждают законность и эффективность подобной инициативы, общественность уже успела приравнять поправки к легализации социального стукачества.

– Мы можем назвать это стукачеством, а можем и наблюдением за порядком на дорогах, – полагает психолог Наталья Смирнова. – Я сама являюсь водителем, и иногда люди творят такое, что кроме как подставой не назовешь. Один, не соблюдая ПДД, создает своим соседям на дороге условия, в которых и он соблюдать правила не может. У нас такой менталитет, что эффективнее работает страх наказания, нежели возможность поощрения.

Если люди будут знать, что за ними следят, и им будут приходить доказательства нарушений, скоро мы перейдем к такому же уважению на дорогах, как в Европе. Там можно ехать и быть уверенным, что тебя никто не подрежет.

– Я думаю, против закона будут выступать люди, которые нарушают ПДД, иначе чего бояться? – задается вопросом психолог. – Стукачество известно еще со времен СССР, когда ты мог дать ложные показания на соседа, чтобы получить его квартиру, здесь же государство за это не платит. Не думаю, что кто-то будет тратить время, чтобы снять запись и отправить ее сайт, если это действительно не нарушение правил. Это сработает скорее в пользу, чем во вред.

– У жителей России сейчас около 60–70 млн смартфонов, которые могут в высоком качестве снимать видео, определять геопозицию, обеспечить гарантию того, что этот материал не был изменен. Какие бы материалы не предоставлялись в компетентные органы, сотрудникам ГИБДД придется отстаивать в судах легитимность и юридическую значимость той цифровой базы, которая была представлена, – заявил глава Минкомсвязи Николай Никифоров. – Мы готовы использовать видеоматериалы там, где можно однозначно идентифицировать автора отправления и место, где произошло крушение, опасное вождение или конкретное нарушение ПДД, и сможем гарантировать неизменность этих материалов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Фото как улика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру